Цель:
- Показать характерные черты храмовой архитектуры на примере трёх мировых религий.
- Раскрыть общечеловеческую значимость шедевров мировой архитектуры.
Задачи:
- Уметь анализировать произведения архитектуры.
- Уметь реализовать в композиции ритм линий, цвет, фактуру.
- Уметь создавать по воображению архитектурный образ.
Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: фотографии архитектурных сооружений различных стилей (античный, романский, готический), слайды западноевропейских храмов, древнерусских соборов, архитектуры Дальнего Востока, арабских городов, иллюстрации с изображением внешнего вида и плана базилики, крестово-купольного храма, фрагмент видеофильма «Чудеса света. Боробудур».
Задание: Изучение иллюстративного материала и живопись архитектурного пейзажа.
Ход урока
I. Беседа с учащимися.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о великом духовном наследии, которое завещали нам предки, чтобы мы сохранили в своих сердцах чувство красоты и гармонии мира.
Давайте ненадолго отрешимся от сиюминутных проблем и окунёмся в мир храмового зодчества (показать слайды храмов).
Вопрос: Каким мировым религиям принадлежат эти великолепные сооружения?
Ответ: Христианство, буддизм, ислам.
Вопрос: По каким признакам вы определили эту принадлежность?
Ответ: Оригинальность конструкции и свои определённые черты лежат в основе самобытности храмового зодчества.
Учитель: Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение. Даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения - дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов и поклонений таинственным силам природы.
Вопрос: Ребята, как называются верования, обожествляющие природу, как живое существо?
Ответ: Язычество.
Учитель: Символом языческого храма является главный храм афинского Акрополя - Парфенон. В плане строительного сооружения он представляет собой просто прямоугольник стен, перекрытый горизонтальными балками, на которых покоится двускатная кровля. Со всех сторон здание окружают спокойные стройные колонны дорического типа. Колоннада поддерживает перекрытие, а здание в целом чуть - чуть приподнято на цоколе над землёй. Благодаря этому создаётся впечатление, что перед нами величественное, торжественное сооружение. На фоне голубого неба, ярко освещенное солнцем, это построенное из мрамора здание ослепляет своей необыкновенной лёгкостью и свободой, чувством безмятежного, светлого торжества.
Афинский Акрополь. Рис. 1
Парфенон. Рис.2
Учитель: Совсем другие чувства вызывает средневековая архитектура. Она тревожная, напряжённая, патетическая.
Давайте обратимся к христианскому храму. Как известно, христианские храмы возникли не сразу. На протяжении первых трёх веков в условиях жесточайших гонений и преследования христиан не было возможности возводить храмы. Верующие были вынуждены совершать богослужение, скрываясь глубоко под землёй, в катакомбах. Лишь в начале IV века в связи с распространением христианства началось повсеместное строительство храмов.
Основой христианского храма стала базилика (в переводе с греческого означает «царский дом»). Это вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части, т.е. нефы, число которых достигало трёх или пяти (рассматриваем схему).
Санта-Мария Маджоре в Риме. 432-440. Реконструкция. Рис.3
Внешний вид базилики скуп и строг, он поражает мощной гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформлении наружных стен. Все храмы были строго ориентированы на Восток, т. к. там, по представлениям христиан находился Иерусалим - центр Земли. На Востоке к прямоугольному объёму примыкала полукруглая ниша - апсида с расположенным в ней алтарём - священной частью храма. Такой тип храма стал принадлежностью католического христианства.
Интерьер византийской базилики — церкви Святого Аполлинария Нового в Равенне. Рис.4
Романская архитектура стала продолжательницей античных, в частности римских традиций. Виктор Гюго сказал, «... какой бы скульптурой и резьбой ни была украшена оболочка храма, под нею всегда находишь... римскую базилику» (разрез романского храма и базилики).
Схема базилики Св. Петра. Рис.5
Монастырь Мария Лах (1093-1156, Германия). Рис. 6
Учитель: Идею «крёстного пути», страдания и искупления грехов олицетворял собой готический храм. Устремление ввысь, к Богу звали человека отрешиться в своих поисках от всего материального, плотского в готическом храме.
Готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами, подобными копьям, высокими башнями, ажурными, лёгкими, каменными орнаментами, полной подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.
Архитектура - как искусство создаёт не только материальную среду для жизни, но и духовную атмосферу для творчества. Так Осип Мандельштам выразил свои чувства в стихотворении «Notre Dame» .
Ученик:
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, и - радостный и первый –
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый лёгкий свод.Но выдаёт себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.Стихийный лабиринт, непостижимый лес
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб и всюду царь - отвес.Но чем внимательней, твердыня «Notre Dame»,
Я изучил твои чудовищные рёбра, -
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда - нибудь прекрасное создам....
Собор Парижской Богоматери. Рис.7
Учитель: На Руси широкое применение получает крестово-купольная конструкция храма, - два пересекающиеся под углом свода, - которая была заимствована из Византии. В плане своды образуют крест. На месте пересечения сводов водружается купол.
План. Рис. 8
Такой храм стал символом христианского православия, в котором всё обращает на себя внимание. Здесь нет ни одной мелочи, ни одной детали, лишённой глубоко духовного символа (показ 3-х - 4-х слайдов).
Собор Св. Софии в Новгороде. Рис. 9
Спасский собор Андроникова монастыря. Рис.10
Вопрос: Ребята, на что в первую очередь вы обращаете внимание во внешнем облике храма?
Ответ: Купол: количество, форма, цвет.
Учитель: Количество венчающих храм куполов строго символично. Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Три главы символизируют Святую Троицу. Пять куполов - Христа и четырёх евангелистов. Тринадцать символизируют Христа и 12 апостолов. Девять ставится по числу ангельских чинов. Число глав могло доходить и до 30. Так, например, Преображенская церковь Кижского погоста в Карелии - шедевр деревянного зодчества имеет 22 главы, а общее количество глав трёх основных соборов в Кижах составляет 33 и соответствует числу лет земной жизни Иисуса Христа.
Преображенская церковь Кижского погоста. Рис. 11
Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях - защитниках Отечества. Луковичная - символизировала пламя свечи.
Храм Покрова на Нерли. Рис.12
Не менее знаменателен и цвет купола. Золотые купола главных храмов, посвященных Христу или двунадесятым праздникам - символ небесной славы. Синие купола со звёздами посвящены Пресвятой Богородице. Зелёные посвящались Троице и символизировали цвет Святого Духа. Храмы, посвященные Святым, увенчаны куполами серебряного цвета.
В архитектуре XVI века и на Руси появляется тяготение к вертикализму (как в готике) - шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением. Царевной среди шатровых церквей по праву называют церковь Вознесения в селе Коломенском.
Церковь Вознесения в Коломенском Рис.13
Ученик: В балладе «Зодчие» Дмитрий Кедрин описал шатровый храм Покрова на Рву.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею гордясь, -
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху,
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились учёные люди,
Зане эта церковь
Краше вилл итальянских
И пагод индийских была.
Покрова на Рву. Рис. 14
Учитель: Безусловно, ребята, собор Василия Блаженного является шедевром древнерусской архитектуры, но чтобы сравнить, нужно увидеть. Для этого давайте отправимся в Юго-Восточную Азию, на остров Ява в Индонезии, где наиболее полно представлены традиции буддийской храмовой архитектуры. В центральной части острова находится один из крупнейших памятников буддизма - Боробудур, что в переводе означает «множество Будд» (показ видеофильма 3-5 минут).
Учитель: Не менее примечательны культовые постройки Ислама. Основной храмовой постройкой мусульман, является мечеть. С арабского языка означает место для совершения земных поклонов. Главный фасад ее со стороны улицы оформляется айваном - арочным порталом больших масштабов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, т. к. это означало вступление в пределы счастья, т. е. во владения Аллаха.
Мечеть. Рис. 15
С конца VIII века рядом с мечетью стали возводить минареты (от арабского «маяк») - башни, с верхней площадки которых священник (муэдзин) 5 раз в день созывал верующих на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов, но их число не должно превышать количество минаретов в священной Мекке (должно быть не более восьми). Таким образом, минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль. Если же минарет стоит отдельно, то ему дают своё название. Например, минарет Кутб-Минар (Мощь Ислама) в Индии имеет второе название - Башня Победы. Стройный и одновременно мощный ствол минарета достигал в высоту 73 метра, а диаметр основания имел 16 метров.
Мечеть Куббат ас Сахра (Мечеть скалы). Рис. 16
В подобный архитектурный комплекс нередко входят и медресе - мусульманские учебные заведения. От мечети они отличаются тем, что галереи двора делятся на небольшие помещения - худжры, в которых проживают семинаристы.
Медресе Улукбека в Самарканде - жемчужина архитектуры Средней Азии. Выходящий на площадь фасад здания украшает грандиозный портал с расположенными в глубине дверями. Цветной узорный покров главного фасада медресе скрывает глухость и тяжесть стен, придавая ему лёгкость и нарядность. По углам всего ансамбля возвышаются четыре стройных минарета.
Медресе Улукбека в Самарканде. Рис.17
Учитель: Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда...». Эти слова, сказанные английским писателем Р. Киплингом, к счастью, не оказались пророческими. Ведь не смотря на самобытность храмового зодчества - храм это то место, где рождается духовное начало в человеке, преображается его душа, наполняясь светлыми, чистыми помыслами. Поэтому многочисленные войны, стихийные бедствия, годы уничтожения и забвения не смогли разрушить эту первозданную чистоту.
Показ слайдов всех представленных выше архитектурных памятников.
Учитель: Давайте обратимся к формуле Витрувия
Вопрос: Каково же назначение храма?
Ответ: Красота.
Учитель: Душа становится красивой
II. Объяснение практического задания.
Учитель: Я думаю, что наша беседа поможет вам в работе над практическим заданием «Какой бы я создал храм».
Перед вами тонированная бумага. Она является фоном для изображения архитектурного пейзажа. Выберете то цветовое сочетание, которое вы считаете более соответствующим тому образу, который захотите создать: будет ли это античный храм, романская базилика, готический собор, православная церковь, буддийская пагода или мусульманская мечеть.
III. Самостоятельная работа.
IV. Анализ работ.