Методические рекомендации по экономическому воспитанию

Разделы: Экономика


Введение.

«Нет нужды давать правила, советы
и наставления, которые легко забываются;
достаточно изучить природу души с ее
недостатками и слабостями, а средства
для их устранения найти нетрудно»
Лейбниц.

ЭКОНОМИКА – неотъемлемая часть нашей современной жизни.

Как экономика связана с политикой и как работает глобальная мировая экономика, связывая вместе всех людей на планете.

Экономические закономерности иногда кажущиеся чуть ли не мистическими силами, но на самом деле формируют нашу жизнь.

Экономику начали изучать сравнительно недавно. Все чаще мы испытываем чувство национального единения, без которого человек бессилен что-либо изменить в этом «лучшем из миров». Мы становимся взрослее и мудрее на пути рыночных преобразований, требовательнее к тем, кто нами руководит, и внимательнее к тем, с кем мы работаем. Мы ищем не только «точки» нашего экономического роста, но и точки роста духовных сил общества кто из нас не мечтает сегодня жить достойно среди достойных людей? Но много ли мы делаем для этого - каждый на своем месте? Об этом стоит задуматься в серьез. Иначе нам не удастся создать в России экономическую систему, способную обеспечить устойчивый рост народного благосостояния, достойную жизнь для всех и каждого.

Мировой практикой хозяйственного и культурного развития давно и точно установлено, что среди всех возможных инвестиций самыми надежными являются инвестиции в человеческий капитал, от качества которого зависит будущее цивилизации, вступившей не только в новый век и новое тысячелетие, но и в новую эпоху-эпоху глобализации и

универсализации, стремительного цивилизационного перехода к новой форме развития, когда количественный рост сменяется эрой качественного совершенствования человечества.

Разве не экономическая безграмотность и пренебрежительное отношение к законам общественного развития привели нас в экономический тупик?

Какую роль в этом играют экономические знания?

Какую роль в этом играет экономическое воспитание?

При более строгом научном подходе, экономическое образование и экономическое воспитание следует рассматривать как две разные, хотя и органически переплетающиеся стороны единого процесса и явления - экономической подготовки. Экономическая подготовка этого процесса и результат усвоения учащихся экономическими знаниями, навыками и умениями.

Сочетание стимулов моральной и материальной заинтересованности населения в экономическом образовании.

Экономическое воспитание есть систематическое, целенаправленное, воздействие общества на человека в интересах формирования Знаний, Умений и Навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а главное - образа мышления и деятельности, в выработке определенных черт экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка.

Анализ состояния и оценка проблем образовательной системы МОУ СОШ №30.

Политические, экономические и социальные факторы, оказывающие существенное влияние на изменения в образовательной системе школы.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. Из внешних, по отношению к системе образования, политических факторов, которые скажутся на развитии школы, мы выделяем личность В.В.Путина как сильного политического лидера. Как следствие его влияния, скорее всего, можно ожидать дальнейшего усиления вертикали исполнительной власти, а значит, администрирования. Это, с одной стороны, приведет к тому, что школа будет менее свободна в выборе своего индивидуального образа учебного заведения; с другой стороны, школа будет иметь четко обозначенный государственный заказ и государственные ориентиры по отношению к подобного рода образовательной системы.

Одним из внутренних факторов, влияющим на деятельность школы, есть и будет противоречивая политика модернизации в области образования, постоянная незавершенность тех или иных реформ. Это может вносить элемент напряженности, непредсказуемости в работу школы, чревато постоянной сменой приоритетов.

Кроме того, некритическое заимствование как западных, так и восточных ценностей и технологий ведет к уничтожению преемственности в отечественной системе образования. А в сочетании с первым фактором, с одной стороны, отрицательно сказаться на формировании цельной личности, приведет к увеличению претензий к школе со стороны родителей и еще большему снижению статуса учителя. С другой стороны, это дает возможность школе выработать собственную линию развития и при определенных усилиях ее отстоять.

Массовый переход на профильное обучение поставит школу в такое положение, при котором она может потерять конкурентоспособность, станет

перед необходимостью заниматься пиар-технологиями, переосмысливать свою деятельность, частично отказаться от накопленного опыта.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. Из внешних экономических факторов, по отношению к системе образования, фактором является место России в международном разделении труда, то есть роль сырьевого придатка. Это может привести к тому, что государство не сможет найти достаточные средства на образование: на то, чтобы формировать человека с постиндустриальным сознанием, формировать личность современного уровня. Западные страны решению этой задачи скорее будут препятствовать, чем оказывать помощь.

У школы которая и находится в сырьевом регионе, есть возможность, через воспитание определенных качеств, ценностей у наших выпускников, повлиять на политику в этих районах, так как выпускники школ – это, в своем большинстве, будущие угольщики, нефтяников, энергетики.

Глобализация ставит проблему сохранения «своего лица» перед россиянами, и в первую очередь перед жителями территорий, подобных нашей, с градообразующим предприятием международного значения: экономическое влияние западных стран не может не сказываться на социально-психологическом портрете жителей Вероятно, именно школе предстоит решать проблему оптимального сочетания таких факторов, как сохранение национальной самобытности, менталитета, так и воспитание общечеловеческих качеств.

Из внутренних факторов важен сохраняющийся остаточный принцип финансирования образования в целом, побуждающий школу к поиску других источников финансирования, что, однако, делает ее объективно зависимой от благосостояния родителей обучающихся как одного из главных источников пополнения средств школы.

Предполагаемая штатно-окладная система оплаты труда учителя при условии адекватной труду оплаты и соответствующего новой системе оплаты управления будет способствовать решению проблемы урокодательства, повышению статуса воспитания в школе - увеличатся возможности повышения качества образования. При отсутствии адекватной оплаты труда, произойдет еще большее снижение социального статуса учителя, что повлечет за собой состояние социальной напряженности и конфликтности либо, напротив, апатии в педагогическом коллективе школы (это ставит школу перед необходимостью поисков других способов финансово-экономического обеспечения педагогического труда).

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ. Из социальных факторов, влияющих на изменения в образовательной системе школы, общими для малых городов с градообразующим предприятием являются:

-неблагоприятная демографическая ситуация (проблема «лишних кадров»: одним из выходов может быть система школы полного дня, либо увеличение доли индивидуальных занятий, в противном случае в школах, произойдет процесс «выдавливания» лишних кадров);

-наличие собственной мифологии, слухов, предубеждений, ксенофобий; отсутствие возможностей реализовать стремление молодых чувствовать принадлежность к яркому, во всем первому победительному сообществу (проблемы формирования общечеловеческих ценностных ориентаций школьников необходимы специальные усилия школы в данном направлении).

Экономическое воспитание

«Урок – это солнце, вокруг
которого, как планеты,
вращаются все другие
формы учебных занятий»
Н.М. Верзилин.

Задачи урока, вытекающие из содержания учебного материала, соответствующие уровню подготовленности учащихся , их индивидуальным особенностям и способностям, обеспеченности средствами обучения урока, методической подготовленности учителя.

1. Образовательные задачи обучения формируют у учащихся основы разносторонних общественно политических, гуманитарных, естественно-математических, трудовых, технических знаний.

2. Развивающие задачи при обучении – это формирование умений и навыков учебной деятельности.

3. Воспитательные задачи обучения взаимосвязанных между собой нравственным, трудовым, этическим, эстетическим, физическим, санитарно – гигиеническим, правовым, экономическим и экологическим воспитанием школьников.

Естественное развитие достигается
При условии в поведении родителей
(и учителей) вносится «поправка на присутствие
Малыша, что поможет сделать его жизнь
счастливой, а развитие полноценным».
Дж. Лешли.

Особую актуальность вопросы экономической подготовки приобретают в настоящие время.

Реформа школы предполагает коренное улучшение трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников на содержания обучения с производительным трудом, дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным образованием.

В тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться и экономическое воспитание учащихся.

Это значит, что учащиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.

Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономики, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме.

Показать роль взаимосвязи школы с производственными коллективами в осуществлении экономической подготовки учащихся.

Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирования нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности : общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского бережного, честного отношения к общественному достоянию, ответственности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию. Единство экономической подготовки и экономической деятельности представляет собой экономическую культуру.

Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем основным предметам. Общественный цикл обеспечивает усвоение детьми основных понятий экономики.

Школьники узнают об эк5ономическом бизнесе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ, вносят свой вклад в предметы естественного цикла.

На уроках математики ребята решают задачи экономического содержания.

Уроки физики, биологии, химии демонстрируют учащимся использование в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда.

Прямо связанно с задачами интенсификации производства изучение школьниками информатики и вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности.

Особую роль в экономическом воспитании школьников принадлежит учителям географии. Практически это единственные специалисты в школе, получившие подготовку не только в области политической экономики, но и конкретной экономики.

Благодаря этому они должны своеобразными консультантами по осуществлению экономической подготовки учащихся во всем учебно-воспитательном процессе, координировать эту работу в школе.

То есть активное включение учащихся в экономическую деятельность:

- в определенной мере это осуществляется в процессе обучения (выполнения упражнений, решения практических задач).

Но главное – практическое включение учащихся в экономическую жизнь в процессе общественно полезной деятельности.

В деятельности классного руководителя экономическое воспитание осуществляется в результате прямого участия детей в общественно полезной работе и сохранении общественных богатств. Ребята оберегают имущество школы.

Особое значение в экономическом воспитании школьников приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития страны.

Усилия государства и монополий по созданию образцового рабочего, который заботился в первую очередь о благополучии общества.

Общеобразовательная школа за последние годы значительно окрепла как кола единая, трудовая и политическая.

Важнейшей ее задачей является наряду с практической деятельностью широкое ознакомление учащихся с конкретными проблемами экономики.

В условиях совершенствования рынка труда идет интенсивный процесс формирования труженика нового типа, которому присущи (наряду с высоким общеобразовательным уровнем, широкими политехническими знаниями и профессиональным мастерством) сознательное, творческое отношение к труду, забота об общих результатах производства, активное участие в управлении общественным производством.

В современных условиях дальнейшее развитие всех черт работника нового типа приобретает особую актуальность и значимость в связи с переводом экономики на путь интенсивного развития НТП (научно-технического процесса). Это относится также и к затратам живого труда и повышения эффективного использования рабочего времени.

Роль факультетов по экономике в экономическом воспитании школьников.

Между различными дисциплинами не всегда существуют четкие границы и это дает возможность проработки интегративных тематических линий и их объединения. Экономика тесно взаимодействует с естественными, техническими и гуманитарными областями знаний.

В процессе изучения факультативных курсов учащиеся познают основные экономические категории и овладевают умениями ориентироваться в главных вопросах экономической жизни страны.

Умение читать и анализировать таблицы, графики, диаграммы, знакомиться с особенностями специальных уроков или бесед по экономике.

Поэтому экономическое воспитание требует гармоничного взаимодействия между современными знаниями и хорошую практическую подготовку, то есть «теснее увязать их с требованиями жизни».

Анализ показывает, что резервы улучшения экономического воспитания школьников далеко не исчерпаны.

Воспитательное значение факультативов по экономике многогранно.

Знание закономерностей развития общества формирует мировоззрение, сознательное отношение к выбору профессии, показывает необходимость активной творческой работы каждого члена общества во имя укрепления экономической мощи нашей страны.

Внеклассная и внешкольная работа по экономическому воспитанию учащихся.

Сюда относится работа кружков экономических знаний:

- организация бесед, диспутов, собраний;
- лекции о необходимости различного отношения к материальным ценностям;
- проведения викторин, семинаров;
- выставок;
- конкурс за бережное отношение к книгам, учебникам.

В системе экономического воспитания школьников большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями образцовых предприятий и хозяйств, переводчиками производства, с представителями арендных бригад, семейного порядка.

Содержание этих форм экономического воспитания тщательно планируется с целью последовательного систематического ознакомления школьников с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела

Развитию способностей к труду помогает участие школьников в различных формах школьного самоуправления.

Участие в управлении расширяет кругозор школьникам, помогает им осмыслить сущность и цели воспитания.

Чтобы каждый ученик чувствовал себя хозяином школы, активно участвовал в управлении делами своего коллектива.

Привлечение учащихся к управленческой деятельности, так же как и создание в каждой школе атмосферы бережного отношения к общественному добру; учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности.

Повышение эффективности экономического воспитания во внеурочное время в большей степени зависит от согласованных действий школы, семьи, общественности.

Очевиден тот факт, что если воспитание в школе не подкрепляется участием родителей в данном процессе, то эффективность формирования тех или иных качеств резко снижается.

Немаловажное является также экономическое воспитание в семье и призваны решать следующие задачи:

1. Формировать у детей разумные потребности.
2. Умение соизмерять их с возможностями удовлетворения.
3. Понимание необходимости труда для наиболее полного удовлетворения потребностей.

Но пока возможности экономического воспитания детей в семье используются недостаточно.

Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности учащихся, их негативности к выбору профессий в соответствии с собственными интересами, способностями и потребностями народного хозяйства.

Отсутствие современной базы для экономически эффективного производительного труда старших школьников воспитывает у них безалаберность, антиэкономические взгляды, пренебрежение трудовой дисциплины. Все это переносится ребенком из школы во взрослую трудовую жизнь.

Чтобы устранить этот недостаток, необходимо расширить и углубить пропаганду экономических знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического воспитания.

Заключение

Механизмы, средства и способы экономического воспитания школьников разнообразны.

Нельзя забывать, что в условиях социально ориентированной рыночной экономики. К которой мы стремимся перед системой образования встает важная задача: обеспечить всем выпускникам школы, независимо от статуса их родителей, равные стартовые возможности в жизни, в создании собственного дела. Для общества сотрудничества очень важен вопрос равных шансов на успех в рыночной экономике для каждого, кто стремиться самостоятельно обеспечить себе источник дохода.

Знание основ рыночной экономики необходимо всем. И тем, кто является субъектом рынка как потребитель, и тем, кто со временем пополнит ряды производителей материальных и духовных благ. Истина очевидна и тем, кто действительно заинтересован в развитии экономического образования и воспитания школьников, кто понимает, что этот предмет необходимо глубоко и всесторонние изучать в каждой школе. Только так в нашей стране будет сформировано новое поколение людей, способных грамотно и ответственно вести дело, двигать вперед экономику, укреплять благосостояние народа, достойно представлять нашу страну в системе международного разделения труда.

Методические рекомендации.

Стимулировать педагогическое творчество учителей различных специальностей, которые эффективно поддерживают два фактора:

1. Экономическое воспитание формирует рациональный тип мышления школьника.

В этой области в учебном плане массовой школы у экономики нет конкурентов.

2. Экономическое воспитание представляет собой основу формирования мировоззрения ученика.

Именно они в наибольшей степени имеют отношение к реалиям окружающей действительности и затрагивает интересы каждого ученика.