В начале XXI века российская школа активно включилась в реализацию программы ЮНЕСКО «Образование для всех», ориентированной на расширение доступности качественного образования для всех учащихся. Одним из путей реализации данной программы в российской школе является введение профильного обучения в старших классах.
Концептуальные основы профильного обучения выстраиваются с учетом как мировых тенденций развития образования, так и развития отечественных образовательных систем.
Современное развитие образования характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы обучения к парадигме учения.
Концепция профильного обучения выстраивается на личностно-ориентированном подходе к обучению, в котором последовательно воплощаются идеи гуманистической образовательной парадигмы.
Под личностно-ориетированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребенка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Функцию уточнения выбора направления и специализации профессионального образования берут на себя элективные курсы.
Элективные курсы, хотя они различаются целями и содержанием, во всех случаях должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.
Технологии обучения должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть ключевыми компетенциями, быть успешным на следующей ступени обучения или послешкольной профессиональной деятельности (ведение самостоятельно учебного исследования, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии, постановка и демонстрация эксперимента и т.д.).
Перспективным является использование современных образовательных технологий: модульных, проектных, дистанционных, исследовательских, рефлексивных, портфолио, РКМЧП, и т.д.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С.И. Заир-Бек, М.В. Кларин, С.А. Смирнов, А.П. Чернявская) способствует воспитанию ответственной личности, способной к самообразованию и саморазвитию, которая умеет использовать полученные знания и умения для творческого решения проблем, мыслить критически, обрабатывать информацию, стремится изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.
Таким образом, базовая концепция технологии РКМЧП отражает основные положения ЛОО. Следовательно, данная технология может быть отнесена к личностно-ориентированным, а внедрение данной технологии в процесс обучения в профильной школе является актуальным на данном этапе.
Этапы структуры технологии РКМЧП, представленной С.И Заир-Беком, соответствуют этапам мыслительной деятельности личности[1, 15].
Фаза 1 – ВЫЗОВ – пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации;
Фаза 2 – РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА – получение новой информации;
Фаза 3 – РЕФЛЕКСИЯ – осмысление, рождение нового знания.
при обучении разным учебным дисциплинам на разных ступенях обучения и в процессе реализации содержания элективных курсов в профильной школе.
Далее мы предлагаем описание занятия в режиме технологии РКМЧП, проведенного в рамках элективного курса “British Traditions and Manners”.
Teмa занятия: Better By Letter? Ход занятия BbI30B: 1) Bопросы, апeллирyющиe к имеющимся знаниям и личному опыту учащихся по данному вопросу. Today we'll speak about one more interesting tradition which is connected with communicating.
I personally like all the ways as each of them has its advantages and disadvantages. But I think that today we almost forgot about such an old tradition as writing letters, especially personal ones. 2) Совместный (учитель и ученики) поиск ассоциаций со словом «письмо» в ходе «мозгового штурма» и заполнение схемы на доске. Let's see what associations you have with this word.
So we can see that you feel quite good about letter writing. Nevertheless we don't write letters today as it takes time. But letter writing has many advantages. Look at our scheme and guess what advantages letter writing has. Реализация смысла: 1) индивидуальное чтение с остановками и заполнение общей таблицы на доске (приложение). Read the I-st paragraph and find the advantage of letter writing. Now read the 2-nd paragraph and find one more advantage. . Read the 3-d paragraph and find as many advantages as you can. Read the 4-th paragraph and find the advantage. Read the last paragraph and try to find the advantage. Letter writing + lasts a lifetime + has place in one's memory + one can say things he dare not to say + one takes himself and his thoughts more seriously + one says things without interruption + one can reveal his true self + one says real things Рефлексия: 1) Совместное составление синквейна, раскрывающего все достоинства письма, на доске. You've read about advantages of writing letters. Can you add any advantages of your own? Do you agree with everything? Let's write the synquane about the advantages of letter writing. The synquane is a special form of the poem, which consists of 5 lines. In the I-st line we state the object. What is it in our case? In the 2-nd line we need two adjectives, describing the object. In the 3-d line we put three verbs, connected with the object. In the 4-th line - a sentence, describing the object. And in the 5-th line we put the noun synonymous to the object. A letter. Lifelong, honest. To acknowledge, to talk, to share. One can reveal his true self. Confession. 2) Домашнее задание: написать письмо близкому человеку, объяснив ему все достоинства переписки |
a face to face talk, a telephone call, an E-mail message, a letter. talking face to face, phoning. It's convenient, it doesn't take much time
We can share personal feelings and thoughts.
A good letter can last a lifetime. Letters make permanent impression on the person and have place in his memory. The person says things he dare not to say in a crowd or face to face. He takes himself and his thoughts more seriously. He says things without interruption. The person can reveal his true self by a letter. The person says real things in letters.
Writing letters we practise our writing skills.
Yes, we do.
A letter Lifelong, honest To acknowledge, to talk, to share One can reveal his true self. Confession. |