Истории математики традиционно отводится не слишком большое внимание в учебном процессе. Но именно история математики дает обширный материал для развития мировоззрения, интереса к предмету.
Богатым источником для воспитательной деятельности является жизнь и деятельность людей, внесших серьезный вклад в историю математики. Именно таким людям и посвящена Игра “Звездный час”. Проведение игры можно приурочить к Неделе математики, в рамках предметных недель в школе.
В работе используются выступления учащихся. В ходе такой работы ребята должны получить знания, умения и навыки по организации и поиску информации необходимой для представления выбранной темы, в данном случае ученого-математика.
Использование новых информационных технологий позволяет вносить в процесс обучения новые формы работы. Обычно при выступлении учащихся с докладами невозможно добиться внимательного прослушивания со стороны остальных учеников. Выполнение же доклада в форме презентации позволяет повысить уровень заинтересованности учащихся. Мотивация внимательно прослушать выступления повышается путем проведения игры, где проверяются полученные знания.
Для проведения внеклассного нужно провести подготовительную работу:
- Раздать задания по подготовке презентаций про нескольких великих математиков.
- Приготовить вместе с учащимися выступлений по выполненным презентациям.
- Создать презентацию “Звездный час” для двух туров.
- Выбрать команду детей, которые будут участвовать в соревновании. (Каждый учащийся готовит себе эмблему и ищет помощника-родителя или старших брата, сестру).
- Подготовить карточки с номерами ответов. (На каждого участника по два набора карточек – “1”, “2”, “3”, “4”, “5”.
Ход работы по подготовке выступлений:
- Учащимся выдается план подготовки выступлений
или презентаций:
- Годы жизни ученого.
- Цитата, высказывание математика.
- Краткая биография с отражением жизненной позиции ученого.
- Основные труды в области математики, которые принесли известность.
- Интересный факт из жизни ученого.
- Выполненные работы редактируются учителем, после чего учащийся готовит выступление по своей работе.
Работа по подготовке презентации “Звездный час”.
Из подготовленных докладов выбираются значимые сведения, которые и составят задания для игры.
В проведенной игре выступления были посвящены следующим выдающимся деятелям-математикам:
1. Аристотель;
2. Евклид;
3. Эратосфен;
4. Анри Пуанкаре;
5. Рене Декарт;
6. Софья Ковалевская;
7. Андрей Николаевич Колмогоров.
Вопросы для игры “Звездный час”:
I тур (см. Приложение 1)
1. Чей труд назывался “НАЧАЛА”? (Евклид)
2. Кто из ученых серьезно занимался биологией? (Рене Декарт)
3. Кто из ученых занимался географией, известен его трактат “Об измерении Земли”? (Эратосфен)
4. На каком изображении можно увидеть Евклида?
5. Сколько книг содержал труд Евклида “Начала”? (13 книг)
6. Чей известен способ нахождения простых чисел? (Эратосфен)
7. Какое имя у известной русского математика Ковалевской? (Софья)
8. В какой стране жил и работал ученый Анри Пуанкаре? (Франция)
II тур (см. Приложение 2)
1.Определите правильный порядок событий:
1. Написаны труды Евклида;
2. Работы Декарта по аналитической алгебре;
3. Занятия с простыми числами Эратосфена.
(Правильный порядок: 1, 3, 2)
2. Перепутаны авторы цитат:
В математике царской дороги нет.
– 1. Евклид.
Математика - это искусство называть вещи одним и тем же именем.
– 2. Декарт.
Особенно нравилась математика верностью и очевидностью своих рассуждений.
– 3. Пуанкаре.
(Правильный порядок ученых: 1, 3, 2)
3. Кто чей учитель? Расставить деятелей в таком порядке, чтобы каждый следующий был учеником предыдущего.
- Аристотель;
- Платон;
- Александр Македонский.
(Правильный порядок: 2, 1, 3)
Ход игры:
1. Учащиеся прослушивают выступления об ученых.
2. В игре участвуют пять или шесть человек. Они выстраиваются так, чтобы им было видно вопросы презентации и перед ними располагались карточки с номерами ответов от 1 до 5.
Родители или их старшие товарищи располагаются позади участников игры так, чтобы они их не видели и тоже имеют наборы карточек с номерами ответов.
3. На доске нарисована лестница, на первой ступени которой располагаются эмблемы участников.
4. Учащимся показывают первый вопрос. Карточки с ответом поднимают игроки и их помощники. Если ответ игрока правильный, то передвигается его эмблема на следующую ступень. Если ответ игрока неправильный, то проверяется ответ его помощника. В случае его правильности, эмблема игрока передвигается по лестнице. В противном случае эмблема остается на прежнем месте. В таком порядке проводится первый тур.
5. Во второй тур выходят четыре человека, которые имеют большее количество баллов. Во втором туре задание выглядит таким образом, что ответ на него подразумевает поднятие двух карточек тех номеров ответов, которые надо поменять местами. (Так в первом вопросе это будут карточки – 2 и 3, во втором – 2 и 3, в третьем – 1 и 2). Порядок тот, что и в первом туре.
6. В последний тур выходят два человека, набравшие наибольшее количество баллов. Им предлагается назвать как можно больше известных ученых-математиков. Для подготовки дается две минуты. Затем каждый из игроков по-очереди называет свой вариант ответа, как только варианты закончились, продолжить ответ может помощник игрока. Кто первый остановиться, тот считается проигравшим.
7. Выигравшему дается право произнести звездную речь.