Цели урока:
- Обобщить знания учащихся по теме “Тепловые явления”.
- Развитие логического мышления учащихся.
- Установление межпредметных связей по изучаемой теме.
- Выявление связей между процессами, протекающими в природе и определение общей закономерности между ними.
- Воспитание у учащихся бережного отношения к природе.
Форма интегрированного урока: урок-панорама.
Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал для проведения конкурсов, видеофильм “Тепловые явления”.
План проведения урока.
- Соревнование: “Знаешь ли ты?”.
- Знаешь ли ты формулы?
- Конкурс смекалистых (решение качественных задач).
- Конкурс вопросов и ответов (по командам).
- “Что это значит?” - экспериментально-демонстративная часть.
- Конкурс любителей кроссвордов.
- Конкурс “Найти ошибки”.
- Подведение итогов.
Ленточный график урока.
Ход урока
Тепловые явления – это изменение в окружающей среде, связанные с t0 тела.
Роль тепловых явлений в природе очень велика. Тепловые явления обуславливают жизнь на планете.
Источники тепловых явлений:
- природные: звёзды, Солнце, молния и гейзеры;
- искусственные: выделение теплоты за счёт химических реакций, в результате протекания электрического тока по проводнику.
Выделить, что в результате тепловых явлений изменяется внутренняя энергия тела, которая представляет собой энергию взаимодействия и движения частиц тела.
Опрос учащихся:
- Объяснение формул характеризующих тепловые явления (учитель показывает карточку с формулой, а учащиеся находят нужную карточку с объяснением).
- Вопросы – ответы среди учащихся (учащиеся задают заранее подготовленные вопросы друг другу).
- Соревнование любителей кроссвордов (по два учащихся от команды заполняют карточки с кроссвордом. Кто заполнит первым, выходит к доске и знакомит весь класс.).
- Найти ошибку (учитель читает небольшой текст, где допущены ошибки по теме “Тепловые явления” ).
- Конкурс смекалистых (Решение качественных задач. Они записаны на карточках. Представители команд берут карточки и отвечают на поставленные вопросы. Если не могут ответить, то просят помощи у своей команды. Если команды не справятся, то отвечает команда соперника, а первая команда теряет баллы.)
- “Что это значит?” (демонстрируются фрагменты видеофильма: “Тепловые двигатели” - звук отключают, а учащиеся должны объяснить, о чём идёт рассказ) демонстрация приборов, установок при помощи которых объясняются тепловые явления. Учащиеся дают объяснения, что мы при этом будем наблюдать и почему.
Обобщение:
Итак, мы повторили тему “Тепловые явления” и выяснили:
- Тепловые явления – это…
- Источники тепловых явлений…
- Внутренняя энергия…
- Тепловые двигатели…
- Влияние тепловых двигателей на окружающую среду состоит…
- С этой цель широкое применение находит…
- Их преимущество состоит в том что…
- Кроме этого применение их в народном хозяйстве позволяет…
Подведение итогов, определение победителей.