Детский сад - ребенок - семья

Разделы: Работа с родителями


Детский сад - ребёнок – семья

В настоящее время нет такого руководителя, которого не заботил бы авторитет и престиж дошкольного учреждения. Каждый руководитель хочет, чтобы его детский сад имел свои отличительные особенности, чтобы он обеспечивал всестороннее развитие и воспитание ребёнка, способствовал укреплению здоровья детей, был любим и уважаем детьми, по достоинству оценен их родителями и органами управления образованием.

Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают (или не получают) психолого-педагогическую информацию.

Таким образом, именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство “ребёнок – родитель – педагог”, понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение.

Мамы и папы вместе с детьми и сотрудниками детского сада участвуют в спортивных соревнованиях.

В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка. Основной целью взаимодействия является создание единого пространства “Семья – детский сад”, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Для этого мы выстроили определённую систему работы, имеющую несколько равнозначных направлений: дети, педагоги, родители. Наша работа направлена на то, чтобы родителей сделать субъектами образовательного процесса, вывести их на уровень равноправных партнёров. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности этнических стереотипов, чувство обиды – всё это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, мы разработали разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

День именинника в группе “Гномик” детского сада “Золотая рыбка”

Первый этап (подготовительный), в котором осуществляются адаптационные мероприятия с вновь поступившими детьми в детский сад, оформление родительских договоров. При подписании договора между родителями и детским садом мы стараемся, чтобы родители внимательно ознакомились с этим документом, обсудили его в семье, поняли его содержание. Содержание подготовительного этапа представлено в виде консультаций для родителей с целью оказания помощи в приведении в соответствие распорядка дня малыша дома с режимом детского сада, формированию навыков самостоятельности ребёнка в самообслуживании. Приход малыша в детский сад с мамой, при этом малыш находится в группе обязательно с родным для него человеком непродолжительное время.

С родителями взаимодействие необходимо начинать со знакомства. Воспитатель постоянно поддерживает личный контакт с родителями, обмениваются информацией, “привыкают” друг к другу.

Учебный год для воспитателя любой возрастной группы начинается с традиционного знакомства с семьями детей. При этом выясняются следующие факторы:

- возраст родителей;

- образование и профессия;

- состав семьи;

- жилищные условия.

Всё это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьёй. Большое значение мы придаём этапу ознакомления родителей с организацией работы нашего детского сада. Мы отказались от многих формальных, неэффективных форм работы. Заменили обезличенные объявления о предстоящих мероприятиях на индивидуальные приглашения, сделанные вместе с детьми с программой содержания. Родителей приглашаем на день или неделю взаимодействия детского сада и семьи. Ознакомление проходит во время открытых просмотров режимных моментов, занятий, праздников. На этом этапе работы для нас важно установить доверительные отношения с семьями детей, убедить их в нашей искренней заинтересованности в установлении отношений взаимопонимания.

День дошкольного работника
Спортивно – интеллектуальные состязания между родителями и сотрудниками детского сада.

Второй этап – взаимодействия. На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия с детским садом, формы организации, которые сочетаются с ценностными ориентирами в повседневной практике детского сада. Его работа строится на основе запросов и интересов родителей, которые формируются в процессе анкетирования, “информационной корзины” под названием “Вы спрашиваете?”, “Книга отзывов и предложений”. Каждый родитель в удобное время для себя может внести предложения, пожелания, которые позволяют корректировать работу в течение года.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: учителя – логопеда и педагога – психолога (создан консультативный блок “Минуточку внимания”, медицинских работников (информационный блок “Будь здоров, малыш!”), инструктора по физической культуре (“О спорт, ты мир”), музыкальных руководителей (“Наши звёздочки”), педагога по изодеятельности (“Вернисаж”), инспектора по охране детства (“Права ребёнка”). Ежемесячно выпускается в детском саду педагого-детско-родительская газета “Детский сад со всех сторон”, а также обновляются и пополняются фотоальбомы: “Детский сад”, “Будущие спортсмены”, “Юные артисты”, “ДОЦ “Кубанская нива”, “Развивающее пространство в детском саду”.

В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и детского сада наряду с традиционными формами (лекции, консультации, родительские собрания) положительно зарекомендовал себя родительский университет “Росток”,

цель которого:

Определение новых форм сотрудничества педагогического коллектива детского сада и семьи, объединения усилий по развитию гармоничной личности ребёнка.

Задача:

Взаимодействие детского сада и семьи мы рассматриваем как процесс двухсторонний: с одной стороны – это “Детский сад – семье” - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребёнка через повышение педагогической культуры родителей, оказания им помощи; с другой стороны – это “Семья – детскому саду” - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Ожидаемый результат:

Выпуск информационно- просветительских вестников, разработка памяток, рекомендаций, консультаций, участие родителей в родительском университете, а главное сотрудничество и взаимодействие родителей и детского сада.

Родительский университет – структура динамичная, они могут сливаться или дробиться. Всё зависит от тематики, замысла. Всё направлено на максимальную результативность встречи для всех участников.

Фестиваль семейного эстрадного творчества “Весенняя капель”

Третий этап (заключительный) - “Детский сад – ребёнок – семья”.

Этот этап определяет, сложилось ли родительско-педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребёнка. Форма взаимодействия семьи и детского сада наполняется новым содержанием, а именно: родители становятся участниками педагогического процесса, они “введены” внутрь этого процесса. Они участвуют в управлении детского сада через работу Родительского Комитета, проведение Дней рабочего контроля. Родители принимают активное участие в создании предметно – развивающей среды. Так, совместно с родителями мы оборудовали мини – музеи “Народного творчества”, “Мой край”, театральную студию “Лицедеи”.

Родители с удовольствием принимают участие во Всероссийском конкурсе “Этот фантастический мусор”, городских мероприятиях: “Домик для щенка”, экологический марафон “День Земли”, фотовыставке “Папа, мама, я – счастливая семья”.

В саду создана галерея совместных работ, на которой постоянно обновляются выставки работ детей и их родителей: “Рождественский вернисаж”, “С днём рождения “Золотая рыбка”.

Музыкальные руководители совместно с родителями проводят открытые мероприятия: “Делай, как мы, делай лучше нас”, “День защитников Отечества”, “Мама – солнышко моё”, “Дни именинников”, “День смеха”, “Дни национальных культур”, которые прошли в рамках детского сада. Родители вместе с детьми принимают участие в городских фестивалях “Весенняя капель”, “Сказочная ярмарка”, в спортивных спартакиадах “Старты надежд”, где занимают призовые места. Семьи наших воспитанников побеждают в городских соревнованиях “Папа, мама, я – спортивная семья”. Совместные спортивные праздники детей и взрослых вызывают азарт, соперничество, радость победы, горечь поражений; пережитое совместно с детьми вызывают у родителей тёплые чувства к ребёнку, желание помочь, поддержать, защитить. Именно чувство общности порождает новые формы общения взрослых и детей: в детском саду открылась творческая гостиная, в которой родители принимают участие для организации театра. Они выступают в ролях сказочных персонажей. Совместная творческая активность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни детского сада. Кроме того, в такой совместной деятельности (педагог – ребёнок – родитель) создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нём, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети – дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.

Взаимодействие детского сада и семьи с использованием разнообразных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения. В ходе работы участниками поддерживается такие нормы взаимодействия, как взаимоуважение, открытость к общению, доверие, право на самоопределение и др., что обеспечивает возможность для самореализации, проявления творчества, достижение обозначенных целей.