Цель: закрепить знания о парных согласных, найти способ проверки парных согласных в слабой позиции, развивать умение обобщать, делать выводы, пополнять словарь, умение сотрудничать.
Ход урока
1. Организационный момент. Оформление классной работы.
2. Актуализация знаний.
На доске буквы на магнитах:
б г д а т ж ш п з к с ф в
- Чем мы обозначаем звуки на письме?
- Что перед вами – звуки или буквы?
- Найдите лишнюю. Почему вы исключили именно эту букву?
- Что можете сказать об оставшихся буквах?
- Найдите пары, запишите в тетради.
Проверка. На доске тоже выставляются пары.
3. Постановка учебной задачи. “Открытие” детьми нового знания.
У каждого ребенка листочки с напечатанными словами:
1столбик | 2 столбик | 3 столбик |
улов | _________________ | уловы |
год | _________________ | года |
груз | _________________ | грузы |
дуб | __________________ | дубы |
морж | _________________ | моржи |
круг | __________________ | круги |
- Прочитайте в парах слова первого столбика. Что заметили? (в конце слова пишется звонкая согласная, а слышится глухая).
- Во втором столбике запишите слова, как слышите (транскрипцию).
- Почему так происходит? (согласные находятся в слабой позиции – в конце слова). Происходит “оглушение”.
- Прочитайте в парах слова третьего столбика. Что заметили?
- Как вы думаете, почему в этих словах согласные как слышим, так и пишем?
Вывод.
- Что же делать, если в конце слова мы услышим парный глухой звук? Как убедиться?
- Слова какого столбика можно назвать проверочными? Почему?
Составление схемы.
Б В Г Д Ж З |
П Ф К Т Ш С |
Дети могут предложить рядом с таблицей разместить красный кружок (гласная).
Использование схемы (предложить составить самим). Обсуждение результатов.
- Сравните слова первого и третьего столбика. Как они изменились? (стали обозначать много предметов)
- Какой же способ поможет проверить парные согласные в конце слова?
(добавляем к схеме-таблице слово “много” ).
Систематизация результата – вывод, таблица. Выявление способа деятельности.
Работа по учебнику – прочитать правило, сравнить со своим выводом.
4. Первичное закрепление.
- Я вам сейчас прочитаю слова, а вы мне скажете, это проверочные слова или слова, которые надо проверять?
Зубы, ножи, глаза, соседи.
Дети записывают данные слова в единственном числе. Проверка.
Выборочный диктант.
- Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь запомнить всех животных, о которых идет речь.
Промелькнула рядом рысь,
Ты ее поберегись.Громко бегемот ревет,
Носорог домой идет.В небе голубь пролетает,
Отдохнуть нам предлагает.
На доске изображения этих животных и дополнительно картинки с изображением ежа, моржа.
- Каких животных запомнили? Есть ли такие на доске? Какие лишние?
Физминутка.
- Запишите названия животных. (с комментированием)
“Секретный ящик” - там лежит игрушка – верблюд. Дети по описанию должны догадаться, что лежит в ящике.
Это животное, очень любит полакомиться колючками. Долго обходиться без воды. Его еще называют кораблем пустыни. (верблюд)
Запишите это слово. Проверьте.
- Что вы еще можете о нем добавить?
5. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Тренировочные упражнения.
- На уроках чтения мы с вами говорили о том, что часто в сказках персонажи похожи своими поступками, характерами на людей. Как вы считаете, а человек может поступками, качествами похож на животное?
На листочках детям предлагается подобрать подходящее слово (соединить линией) и объяснить свой выбор:
Изворотлив, как… | медве…ь |
Колючий, как… | ле… |
Работает, как… | у… |
Храбрый, как… | е… |
Длинный, как… | лоша…ь |
Неуклюжий, как… | жира… |
Проверка с объяснением.
Творческий диктант.
На доске слова: сне…, моро…, го…
- Составить предложения и записать. Проверка. Объяснить написание слов с парными согласными.
- К каким словам в предложениях можно подобрать антонимы?
- Я продиктую несколько слов, а вы запишите антонимы.
Север –
Село –
Польза –
Враг –
6. Включение в систему знаний.
- где можем применять полученные знания?
Повторение алгоритма проверки парных согласных.
Групповая работа.
Определяется 6 групп. Каждой группе выдается цветочек с 4-5 лепестками. В середине каждого лепестка написана парная согласная.
Детям предлагается на каждом лепестке подобрать и записать слова так, чтобы они заканчивались на определенную букву.
Результаты (готовые цветы) вывешиваются на доску.
7. Рефлексия.
- какую цель ставили?
- как вы думаете, научились мы проверять парную согласную?
- какой способ придумали?
- как мы учились?
Самооценка собственной деятельности.
- Как вы сегодня поработали?
- Что интересного было на уроке?
- Что можете рассказать своим родителям?
- На карточках, на которых вы работали, отметьте, как вы сегодня поработали, словом или значком.
Я вами всеми довольна.
Выставление отметок. Дом.задание упр.167.(обсуждение).