В курсе преподавания истории России в 8 классе большое место занимает блок тем, посвященных развитию России во второй половине XIX века (в т.ч. пореформенное время). Это период очень важных экономических и социальных явлений. Уроки, посвященные данной теме, очень важны для понимания процессов, которые произойдут в нашей стране позднее, уже в XX веке. Поэтому важно правильно построить эти уроки, учитывая необходимость усвоения большого количества материала и отведенное время. На тему “Социальная картина российского общества в пореформенное время” в 8 классе отводится всего один урок. На уроке используются материалы учебника А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной “История государства и народов России” для учащихся 8 класса параграфы 28-29.
Для проведения данного урока необходимо провести подготовительную работу:
можно разбить заранее учащихся на группы и дать задания для самостоятельного освещения отдельных разделов урока или дать индивидуальные задания учащемся, которые будут выступать в роли экспертов по тому или иному вопросу урока;
подготовить видеофрагмент (можно использовать видеофильм “История Российского государства” авт. Л.Парфенов или другой имеющийся материал по данной теме);
оформить доску (тема урока, цель урока, основные понятия урока);
если есть возможность, справочные данные, используемые на уроке для объяснения материала, приготовить для демонстрации и объяснения с помощью ТСО (возможно, с помощью презентаций с применением информационных технологий);
подготовить наглядный материал – репродукции картин на тему жизни российского общества.
Поскольку материал урока очень объемный, можно специально домашнее задание не проверять. Однако по ходу урока учитель и учащиеся все время будут опираться на знания предыдущего урока и будет возможность проконтролировать выполнение домашнего задания не напрямую, а косвенно.
Цель данного урока (цель урока записана на доске):
сформировать представление об изменении в социальной структуре российского общества после реформ 60-70 годов XIX в.;
проанализировать пути формирования новых социальных слоев;
объяснить значение данных процессов для развития капитализма и общественного движения в России в последующие годы.
Урок начинается с вводной беседы, цель которой подготовить учащихся к восприятию нового материала. Вводная беседа строится на вопросах учителя и ответах учеников.
- О какой реформе идет речь?
- Почему возникла необходимость этой реформы?
На основе беседы делается вывод о необходимости развития России по капиталистическому пути. На этом уроке пойдет речь о том, как отразилась новая экономическая ситуация на социальной картине российского общества. Мотивируя учащихся на внимательное отношение к данной теме, необходимо подчеркнуть, что особенности процесса изменения социальной структуры скажутся на всей последующей истории нашей страны. Для актуализации восприятия учащиеся должны вспомнить и кратко охарактеризовать социальную структуру российского общества в дореформенный период. Необходимо еще раз остановиться на понятии “сословия”, подчеркнув важность зависимости места человека в социальной структуре от его происхождения.
Для наглядности происходивших изменений учащимся предлагается начать заполнение схемы (заготовка схемы представлена на доске):
Рисунок 1. Схема до заполнения.
Работа со схемой в течение урока: учащиеся называют и записывают в левую часть схемы известные им сословия российского общества (дворянство, духовенство, крестьяне, мещане, купцы, казаки). Справа записываются, по ходу урока, новые социальные единицы российского общества. В конце урока можно предложить учащимся с помощью стрелочек через среднюю часть схемы показать пути формирования новых слоев российского общества. Например:
Рисунок 2. Схема во время заполнения.
Объяснение учителя: влияние отмены крепостного права на изменение ситуации в социальной структуре. Важным становится место человека в системе производства. Такое деление общества характерно для нового капиталистического общества. На смену сословному делению приходит классовое. Опираясь на знания учащихся из курса всеобщей истории и предыдущего изучения материала, актуализируется понятие “класс”. Учащиеся вспоминают, какие классы характерны для капиталистического общества.
Далее учитель в ходе урока напоминает, что реформа имела противоречивый характер, сохранились феодальные пережитки. Сохранилось помещичье землевладение и соответственно помещики-землевладельцы. Сохранилась и даже укрепилась крестьянская община. Ведь именно ей передавалась вся надельная земля. Сохранение внеэкономических методов принуждения тормозило развитие капиталистических отношений в деревне. Но определяющим в развитии крестьянского хозяйства стал процесс расслоения крестьянства. Из прежнего феодального крестьянства формируются сельская буржуазия, сельский и городской пролетариат. Особенности жизни крестьянской общины могут быть изучены на основании статьи учебника (стр. 239 - 240) или представлены в кратком обзоре, который сделают заранее подготовленные учащиеся. Для описания жизни российской деревни можно использовать отрывок из работы А. Энгельгардта “Письма из деревни”, представленные в задании на стр. 249.
Объяснение учителя: после реформы 1861 г. усилилось расслоение дворянства. Дворяне утрачивают экономическое преимущество, несколько ослабляются политические позиции. Однако дворянство сохраняет ведущие позиции в органах местного самоуправления. Можно обратить внимание учащихся на цифры, представленные в учебнике, или заранее вынести эти цифры на доску или дополнительный экран (с помощью ТСО).
Работа учителя с классом: развитие капиталистических отношений привело к количественному росту буржуазии. Учащимся предлагается вспомнить, кто такие буржуа, каково их место в системе производства. Важный вопрос, как формируется класс буржуазии в России. Здесь можно воспользоваться видеофрагментом из цикла “История Российского государства” (авт. Л. Парфенов) эпоха Александра III, где показаны изменения в социальной структуре пореформенное время, или использовать информацию, подготовленную учащимися заранее о наиболее известных промышленниках, которые вышли из разных сословий (Мамонтов, Прохоров, Рябушинский и т.д.). Следует обратить внимание, на противоречивость положения российской буржуазии в пореформенный период: с одной стороны, растет ее экономическое значение, а с другой стороны она политически бесправна, зависима от царизма.
Вопрос учителя классу: Для роста промышленности необходимо еще одно условие. Какое?
Наличие пролетариата, класса наемных рабочих. Российский пролетариат, в силу исторических причин, имел свои особенности. Учащиеся могут самостоятельно поработать с текстом учебника (стр. 243 - 245) или использовать предварительную подготовку по этому вопросу (заранее определить учащегося, который подготовит самостоятельно эту информацию для всего класса). Для проверки усвоения материала можно использовать вопросы:
- Что значит промышленный пролетариат?
- Что значит пролетариат в первом поколении?
- Какое событие произошло 7 января 1885 г. на Никольской мануфактуре Морозова в 1885 г. и о чем оно свидетельствует?
Работа учителя с классом: Движение по капиталистическому пути требовало большего количества людей образованных, так формируется прослойка интеллигенции. Учащиеся работают самостоятельно с учебником или заслушивают информацию “эксперта” (при наличии времени можно обратить внимание учащихся на споры о месте интеллигенции в социальной структуре общества). В качестве закрепления предлагаются следующие вопросы:
- Каков был профессиональный состав интеллигенции?
- Как изменяется численность интеллигенции?
- Какие явления в среде интеллигенции наблюдаются во второй половине XX в.?
Изменения в среде духовенства можно поручить осветить группе учащихся или “эксперту”. Учитывая, что в среде казачества изменения произошли незначительные, изучение этого материала можно оставить для домашнего изучения, завершив, таким образом, таблицу дома окончательно.
На основе материала урока учащиеся при помощи учителя делают вывод о том, что Россия из страны аграрной превращается в аграрно-индустриальную. Идет ломка сословных перегородок и становление новых групп общества по экономическому признаку.
В конце урока учитель дает задание, направленное на понимание связи изучаемых процессов, с последующей историей страны. Исходя из положения и интересов каждого социального строя, используя полученные знания и материал учебника, подумайте: какой социальный слой в будущем поддержит существующую власть, а представители какого слоя выступят в качестве оппозиции? (эту работу можно немного оживить, если предложить учащимся в выполненной таблице напротив протестующих слоев нарисовать, например, языки пламени, возле слоев, которые поддержат царизм, например, корону).
Завершается урок подведением итогов и выставлением оценок. Поскольку урок очень насыщен, основная часть урока идет с привлечением учащихся, следует по ходу урока отмечать самых активных ребят, поощрять правильные ответы и умение делать выводы, прокомментировать работу “экспертов”. Домашнее задание включает в себя изучение текста учебника, завершение заполнения таблицы.