Коллективная частично-поисковая работа на уроке по теме "Электроэнергетика" (изучение нового материала)

Разделы: География


Цель:

  • показать значение отрасли для развития хозяйственного комплекса страны;
  • познакомить с различными видами электростанций и их особенностями; перспективами развития.
  • выявить энергосберегающие проблемы отросли; влияния электростанций разных типов на окружающую среду.
  • продолжить развитие навыков работы с географической картой, текстами, умение работать с опорными конспектами на анализе текста и карт атласа.
  • повысить интерес к изучению материала.

Оборудование: Тематическая карта: “Электроэнергетика РФ”, атлас, учебник, раздаточный материал.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

II. Объяснение материала.

Учитель: В состав какого комплекса входит электроэнергетика?

На доске: Электроэнергетика - отрасль, занимающаяся выработкой энергии и доставкой её до потребителя по линиям электропередач (ЛЭП).
“Энергетика – двигатель технического процесса” Так ли это?

Учитель: На доске таблица. О чем говорят цифры? Проанализируйте и сделайте вывод?

 

 

Ответ ученика: топливно-энергетического комплекс.

 

Необходимо доказать в ходе изучения нового материала учащимися.

1986 г.

1992 г.

2002 г.

Учащиеся делают вывод о споре производства после 1991г., называют причины.

1066 млрд. квт час

989

300

I м. в мире

II

IV (США, Китай, Япония)

Учитель: Электровооруженность общества – основа его научно-технического процесса, база развития производительных сил. Её соответствие общественным потребностям – важнейший фактор экономического роста. Развивающееся после кризиса 1991 года хозяйство России требует постоянного наращивания электровооруженности производства. Она должна быть надежна и рассчитана на отдаленную перспективу. Необходимо не только изменить структуру их потребления, но и шире внедрять экономически чистые производства, альтернативные источники энергии. Электроэнергия производится на электростанциях разных типов.

На доске:

 

Типы электростанций.

 

Традиционные источники энергии

Нетрадиционные источники энергии

В тетрадь схема заносится учащимися

ТЭС

ГЭС

АЭС

ПЭС

ВЭС

СЭС

Геотерм ЭС

             

 

 

 

 

 

 

 

 

2 – 3 ученика от каждой группы могут участвовать в ответе у доски.

У каждой группы лежит на столе материал с заданием, на выполнение которого отводится 7 мин. За это время вы должны подготовить сообщение о типе станции, отметить положительные, отрицательные стороны, перспективу развития вашему типу станции, выполнить работу на контурной карте, заполнить опорный конспект на доске.

По окончании всей работы мы должны определить пути развития электроэнергетики.

Задание I гр.

Традиционные источники энергии.

К ним относятся ТЭС – тепловая электростанция, ТЭЦ – тепловая электроцентраль – вырабатывает энергию и тепло для отопления помещений и поставки горячей воды.

Данные типы станции имеют свои особенности:

  • используют исчерпаемые природные ресурсы: нефть, природный газ, каменный и бурый уголь, горячие сланцы, торф.
  • сравнительно быстрое и дешевое строительство.
  • высокая мощность производства энергии.
  • самая высокая себестоимость производства энергии.
  • размещается около источника сырья, если добыча его дорогая, около потребителя, если доставка энергии дороже добычи сырья, или между сырьем и потребителем.
  • экологически самое грязное производство.
  • необходим переход станции на более экологически чистое сырье – природный газ.

Работа с картой: нанести на контурную карту и показать на территории России 5 самых крупных станций.

 

Задание II гр.

Традиционные источники энергии.

К ним относятся ГЭС – гидроэлектростанция, вырабатывающие только энергию. ГРЭС – гидроузел – вырабатывающие энергию, орошают землю, развивают судоходство и рыболовство. Данные типы станций имеют свои особенности:

  • используют возобновимые природные ресурсы: гидроресурсы – энергию падающей воды.
  • самое дорогое и длительное строительство.
  • высокая мощность производства энергии.
  • самая низкая себестоимость производства энергии (в 4 раза дешевле чем ТЕС).

У каждой группы лежит на столе материал с заданием. На выполнение которого отводится 7 мин. За это время вы должны подготовить сообщение о типе станции, отметить положительные, отрицательные стороны, перспективу развития вашему типу станции, выполнить работу на контурной карте, заполнить опорный конспект на доске.
По окончании всей работы мы должны определить пути развития электроэнергетики.

 

Задание III гр.

Традиционные источники энергии.

К ним относятся АЭС – атомные электростанции, вырабатывающие только электроэнергию. Данный тип станции имеет свои особенности:

  • используют невозобновимый природный ресурс-уран, но данное сырье очень экономично: 1 кг урана заменяет 2,5 тыс. тонн угля.
  • дорогое и длительное строительство.
  • высокая мощность производства энергии.
  • низкая себестоимость энергии.
  • размещается в районах крупного потребления энергии..
  • не загрязняет атмосферу, но требуется обратить особое внимание на безопасность станции, хранение ядерных отходов.

Работа с картой: Нанести на контурную карту 10 АЭС, показать на карте России крупнейшие станций.

 

Задание IV гр.

Нетрадиционные источники энергии.

Используют энергию приливов и отливов морей и океанов (ПЭС), солнечную энергию (СЭС), ветровую энергию (ВЭС), энергию Земли (Геотермальная ЭС). Данные станции имеют свои особенности:

  • используют неисчерпаемые природные ресурсы.
  • очень дорогое строительство.
  • низкая мощность производства энергии.
  • низкая себестоимость произведенной энергии
  • размещаются около источников сырья.
  • экологически очень чистые.

Работа с картой: показать на территории России данные типы станций.

 

По тексту учебника на стр. 130 подготовить краткое сообщение: “Энергосистема и её значение”.
В результате выполнения поочередно группами заданий на доске заполняется опорный конспект.

Учащиеся в ходе работы заполняют в тетради опорный конспект.

 

Типы электростанций

Традиционные источники электростанции

Нетрадиционные источники электростанции

ТЕС
ТЕЦ
66%

ГЭС ГРЭС
20%

АЭС
13%

ПЭС
1%

ВЭС
1%

СЭС
1%

ГеометрЭС
1%

Уголь, нефть, газ, горючие сланцы, торф

гидроэнергия

Уран, плутоний

  1. Используют неисчерпаемые природные ресурсы –

  2. Очень дорогое строительство –

  3. Низкая мощность строительства -

  4. Низкая себестоимость производства энергии –

  5. Размещается около источников сырья –

  6. Экологически очень чистые +

1)исчерпаемые природные ресурсы –

2)сравнительно дешевое строительство +

3) высокая себестоимость производства электроэнергии –

4)высокая мощность производства +

5)размещается около источника сырья –

6)экологически грязные –

перспективы развития: переход на более экологически чистое сырье –природный газ

1)возобновимые природные ресурсы +

2)дорогое и длительное строительство –

3)высокая мощность производства электроэнергии+

4)самая низкая себестоимость производства энергии +

5)размещается на крупных реках +

6)не загрязняет атмосферу +

7)затопление плодородных земель, заболачивание, засоление почв, вода, прошедшая через турбину, становится “мертвой” -

8)повышает уровень реки для судоходства

перспектива развития:

строительство на крупных реках (горных) реках Сибири и Д. Востока

1)невозобновимые природные ресурсы –

2)дорогое строительство –

3)высокая мощность производства энергии +

4)низкая себестоимость производства +

5)размещается в районах крупного потребления энергии +

6)не загрязняет атмосферу +

перспективы развития: безопасность станций и хранение ядерных отходов

Образуют энергосистему

Энергосистема – группы энергостанций разных типов объединены линиями электропередачи (ЛЭП) высокого напряжения (500 – 800 кв) – Единая энергосистема России: 74 энергосистемы, кроме Дальнего Востока.

Цель:

  1. Надежное обеспечение энергией.

  2. Покрытие “пиковых нагрузок”.

  3. Использовать разницу во времени на территории России: на одной территории ночь и минимум энергопотребления, а на другой вечер и пик потребления.

Каковы перспективы энергетики?

  1. Необходимо шире использовать неисчерпаемые источники энергии (приливы, геотермальную энергию, солнечную, ветровую).

  2. Строить мини ГЭС.

  3. Увеличить использование газа на ТЭС, как экологически чистого топлива.

  4. Применять энергосберегающие технологии в экономике.

III. Закрепление.

Тест по ТЭК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод делают учащиеся сами.

 

 

 

Взаимопроверка самих учащихся

I вариант

II вариант

  • В состав топливной промышленности входят:

  1. нефтяная промышленность

  2. нефтяная и угольная промышленность

  3. нефтяная, угольная, электроэнергетика.

  • К энергетическим ресурсам относятся:

  1. Нефть

  2. Нефть, ядерное топливо

  3. Нефть, ядерное топливо и гидроресурсы

  • Калорийность 1 т. условного топлива равна 1 т.

  1. торфа

  2. дров

  3. угля

  4. нефти

  5. газа

  6. горючих сланцев

  • Основная часть нефти в России добываются:

  1. В Европейском центре

  2. Поволжье

  3. Западной Сибири

  4. Дальнем Востоке

  5. На Европейском юге

  • Топливно-энергетический баланс – это:

  1. расход всех видов топлива

  2. сумма добычи всех видов топлива

  3. отношение запасов топливно- энергитических ресурсов и их потреблению

  4. соотношение добычи и расхода разных видов топлива и выработанной энергии

  • Какие электростанции относятся к АЭС:

  1. Пермская

  2. Воронежская

  3. Балаковская

  4. Братская

  5. Курская

  • К каким типам электростанций можно отнести технико-экономические особенности:

А) ТЭС

Б) ГЭС

В) АЭС

  1. используют невозобновимые природные ресурсы

  2. стоимость строительства очень высока

  3. сильно загрязняет атмосферу

  4. воздействуют на водные ресурсы

  5. длительное время строится

  6. производят самую дешевую энергию

  7. создают радиационную опасность

  • В состав топливно-энергетического комплекса входят отрасли:

  1. угольная, нефтяная

  2. угольная, нефтяная, газовая

  3. топливная пр. и электроэнергетика

  • К топливным ресурсам относятся:

  1. вода, уголь, дрова

  2. уголь, нефть, газ, вода, ветер

  3. уголь, нефть, газ, горючие сланцы, торф, дрова

  • Электроэнергетика – это:

  1. производства топлива

  2. производство электроэнергии и доставка до потребления

  3. производство электроэнергии и доставка до потребления линиями электропередач.

  • Производство электроэнергии в России на ТЭС, ГЭС, АЭС в %:

  1. 69%, 18%, 13%

  2. 67%, 19%, 14%.

  • Топливные ресурсы – это:

  1. компоненты природы, которые при переработке выделяют свет и тепло

  2. природные ресурсы, которые при переработке выделяют свет и тепло

  • Наиболее низкая себестоимость добычи угля:

  1. в Печорском бассейне

  2. в Канско-Ачинском бассейне

  3. Кузнецом бассейне

  • Наиболее крупные запасы гидроэнергии сосредоточены:

  1. в Поволжье

  2. в Западной Сибири

  3. в Восточной Сибири.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Итог урока, выставление оценок за работу на уроке и тест.

V.  Домашнее задание.

  1. По учебнику параграф 23, вопросы на стр. 130. (Автор В.П. Дронов, В.Я. Ром “Дрофа” 2005г.)

  2. Ответить на вопросы:

  • Какие типы станций работают в нашей области?

  • Какие экологические проблемы необходимо решать в связи в этим в области?

  • Каковы перспективы развития энергетики в нашем регионе?

  • Выставляется средний балл за работу на уроке.

  • Записать вопросы в тетрадь для подготовки