Мне очень повезло. Много лет я работала на одной параллели с М. И. Афанасьевой.
М. И. Афанасьева – учитель истории и мой единомышленник. Мы много времени проводили в обсуждениях образовательного процесса вообще и в нашей гимназии в частности и пришли к выводу, что личностно ориентированным может быть только мотивированное обучение. Не самый маленький опыт работы в образовании и желание улучшить качество преподавания помогли нам найти некоторые приемы обучения, которые помогают превратить учебный процесс в увлекательный и интересный поиск и для себя, и, как смею надеяться, для учеников. Итак, начну по порядку.
Существуют различные способы мотивации. Это и опора на жизненный опыт учащихся, и осмысленное целеполагание, и создание комфортной атмосферы в рамках учебного заведения и т. д.
В данной статье я хочу остановиться на интеграции как одном из способов мотивации учебной деятельности. На наш взгляд, интеграция учебной деятельности – весьма актуальное направление педагогики, т. к. современный мир все больше требует от человека знаний универсальных, глобальных, интегрированных. Многие современные открытия делаются на стыке наук и требуют от ученых именно интегрированных знаний.
Если обратиться к истории возникновения науки, то можно увидеть, что, воспитывая гармоничную личность, образование не делало разбивку на отдельные науки: математику, медицину, риторику. Давалось общее образование. Позднее, ввиду невозможности усвоить человеком глубокие знания сразу во всех областях, произошло деление на отдельные науки. С начала 90–х годов прошедшего столетия деление на отдельные науки стало настолько общепринятым, что многие школы перешли на “профильное обучение”. Это, конечно, хорошо с точки зрения получения глубоких знаний по отдельному предмету. Но как же общее образование? Некоторые предметы, например, трудовое обучение, черчение, из расписания профильных классов исчезли. В классах гуманитарного цикла часов на изучение математики, географии стало выделяться меньше, в классах естественного направления, наоборот, исчезли уроки русского языка. Сейчас ситуация меняется. Все встает на свои места. Теперь стало понятно, что узкий специалист, владеющий знаниями только в одной области, не способен взглянуть на них с другой стороны, по-новому их осмыслить. А вариативность мышления – требование современной жизни.
На наш взгляд школьное образование, где ученик получает знания из разных наук, должно быть интегрировано, т. к. именно такое образование и способно сформировать гармоничную личность.
Вспоминается один случай из жизни. В преддверии начала учебного года наша коллега, по совместительству мама восьмиклассника, несет из библиотеки учебники для 8 класса. Надо отметить, что учебников порядка 10. В каждом учебнике не менее 300 страниц. У меня, увидевшей эту картину, мелькнула мысль: “Все эти книги ребенок должен будет за девять учебных месяцев проработать. Не просто прочитать, а прочитать с карандашом в руке, пересказать прочитанное. А если ему это не интересно. Если он не понимает, зачем ему это надо. Если из тринадцати учебных предметов ему нужны, по его мнению, только четыре. Из них один – это трудовое обучение, а второй – физическая культура. Значит, прочитать, наверное, думает этот ученик, надо только два учебника. И ведь он прав. Прав по нашей взрослой логике. Логике, которую мы скрываем от детей словами о необходимости достижения “высокого культурного уровня”, который, якобы, появится, если, например, решить все задачи из учебника математики, прочитать все параграфы по биологии, истории, географии. Но ребенок видит, что мы его, мягко говоря, вводим в заблуждение. Каждый взрослый человек попадал в ситуацию, когда ему предлагалось
что - то сделать: прочитать, выписать, пересказать, нарисовать, а он отказывался. Почему? А потому, что ему это было не интересно. Мы, взрослые, даже не стесняемся в этом признаться. Нам кажется, что мы имеем “право заниматься тем, что нам интересно”. А ребенок? Приведенный пример показывает, что ребенок попал в “ ножницы”. Он видит наши дела и слышит наши слова. Поскольку с детства мы учим ребенка доверять не словам, а делам, то, прежде чем изумляться успеваемости ученика по отдельным предметам, надо подумать, а все ли мы, взрослые, сделали для того, что бы ученика интересовали все учебные предметы. Здесь на помощь учителям приходит интеграция учебных дисциплин. Именно интеграция позволяет показать, что изучаемые предметы находятся в тесной связи: то, что является целью на одном уроке, на другом становится средством для достижения цели.
Что же такое интеграция? В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой написано: “Интегрировать – это значит объединять в одно целое”. Как можно объединить в одно целое преподавание двух наук: математики и истории? Точной науки “формул и символов” и науки о жизни человеческого общества в прошлом?
Мы экспериментальным путем пришли к выводу, что не только можно, но и нужно искать пути интеграции в преподавании этих школьных предметов. И можно это делать как через сходное структурирование подачи учебного материала на уроках математики и истории, так и через проникновении знаний математики в историю, истории в математику.
Размышляя над этим, мы пришли к выводу, что математика и история – это две универсальные науки, знание которых легко применимо в преподавании любой школьной дисциплины. Например, история науки, история открытий, история жизни ученого, который сделал открытие. Без этих компонентов ни один учебный предмет не состоится как один из способов познания Мира. Знания только фактического материала содержания предмета сейчас уже не достаточно. С другой стороны, изучение любой науки невозможно без знания основ логики, умения представлять факты в виде схем, таблиц, исследования происходящего с помощью моделей – формул. А этому, как раз, и учит математика.
Доказательством этого вывода послужила система интегрированных мероприятий, которые мы проводили в течение трех лет с учениками двух классов, в которых работали. Работу мы свою начали, когда дети были в пятом классе. Первое большое мероприятие - это урок - вечер математики, посвященный знаменитому Л. Ф. Магницкому, составителю первого учебника математики в России. Провели мы этот урок в конце первой четверти пятого класса. Мероприятию этому мы придавали большое значение, поэтому тщательно к нему готовились. Собирали материал, выпустили стенные газеты, пригласили гостей. На этом уроке были актуализированы исторические знания о том, чем было вызвано отставание российской науки, почему возникла необходимость создания такого учебника, были представлены задачи из этого учебника и способы их решения: современные и те, которые приводил Л. Ф. Магницкий; объяснялось различие подхода к решению задач тогда и сейчас. На этот урок, а проходил он в актовом зале, мы пригласили оба класса. Проводили его вместе - учитель математики и учитель истории.
Второе большое мероприятие – открытые уроки истории для каждого класса отдельно по теме “Древнерусские меры длины” - было проведено в шестом классе. На этих уроках, наоборот, были актуализированы знания по математике. Ученикам были предложены не только старинные русские пословицы и литературные произведения, в которых упоминаются меры длины, но и предлагалось перевести эти меры длины в современные метрические единицы. Ученики решали математические задачи с использованием современных и древнерусских единиц измерения. Этот прием помог закрепить исторические знания при помощи математических действий.
Эти уроки мы тоже проводили вместе, учитель истории и учитель математики. Это один из способов интеграции.
В седьмом классе мы обратились к урокам другого типа интеграции. Мы показали два урока: урок математики и урок истории по одной тематике.
Урок математики по теме “Отношения. Пропорции”. На этом уроке закреплялось определение отношения, пропорции; умение составлять пропорции по заданным членам. Учащиеся, зная три перевода слова пропорция - с немецкого, латинского и греческого языков – читали пропорции с учетом “смыслов”, которые отражали эти переводы. Кроме того, ученики выяснили, с какого времени понятие пропорции известно, когда и где появился системный анализ теории пропорций, когда он получил свое современное название. Ученикам в ходе урока удалось сделать, кроме всего прочего, вывод о том, что теория пропорций наиболее серьезно изучалась в то время, когда человеческое общество задумывалось о построении идеального государства и пыталось описать с помощью чисел Гармонию.
Не удивительно, что у ребят не возник вопрос: “Зачем мне это нужно?” Интересно, что у этих учеников появилось в результате такого изучения темы “Пропорция” собственное определение красоты и гармоничного человека и, наконец, проведенная позже, по плану, контрольная работа по теме “Отношения. Пропорции” показала 70 % качества усвоения материала. Так, используя исторические знания, умение работать с лентой времени, мы с детьми хорошо разобрали и уяснили знания по этой теме.
Урок истории был на тему “Основы стабильности древнегреческого полиса и римской гражданской общины”. На этом уроке детям было дано определение стабильности как устойчивости, показана актуальность стабильности общества и государства в современном мире. Таким образом, учащиеся были мотивированы к учебной деятельности. На этом уроке было показано, что основой стабильности античных обществ была пропорциональность, т. е. равное соотношение во всех сферах жизни человека: пропорциональность физического тела, пропорциональность при обучении школе наукам, искусству, гимнастике, и, главное, пропорциональность прав и обязанностей античных граждан, рассматривавших свои права как обязанности, а обязанности как права.
На самом деле, на этом уроке были интегрированы не только математические и исторические знания, но и знания других наук. В частности МХК, обществознания, права педагогики.
В конце урока детям было предложено составить таблицу своих прав и обязанностей
№ |
Право |
Обязанность |
1 |
На образование |
Хорошо учиться |
2 |
На здоровье |
Беречь здоровье |
3 |
……… |
…………… |
На наш взгляд, этот урок истории позволил не только закрепить понятие пропорции, полученное на уроке математики, но и актуализировать для ученика и математические “застывшие” знания и исторические “устаревшие” знания. В четвертой четверти седьмого класса было проведено открытое итоговое плановое мероприятие. На нем мы постарались проиллюстрировать все свои достижения и успехи. Задача не из простых. Одно дело, “когда надо показать один элемент, а другое – когда весь танец”. Хотелось, чтобы дети раскрылись как можно полнее. А где дети могут раскрыться наиболее полно, как не в игре? Правильно. Мы решили в конце нашей работы поиграть. И провели между нашими детьми рыцарский турнир. По всем правилам хорошей соревновательной игры. С четкими целями, с ответственной подготовкой, разнообразными конкурсными заданиями, серьезным жюри. Турнир прошел. Закончился учебный год. У нас появилось время подумать, насколько наша работа оправдала наши ожидания. Что получилось так, как мы предполагали, а что не получилось совсем. Мы в течение всех трех лет вели свою работу. Помимо крупных мероприятий, о которых я говорила в статье, мы проводили и “мелочевку”: старались на каждом уроке предложить ребятам что - нибудь подходящее. То задачу с историческим смыслом, то математическое “осмысление” исторического события. Поощряли ребят, когда они проявляли инициативу: приносили дополнительный материал по изучаемой теме, проводили параллели по изучаемым темам истории и математики, рисовали к урокам рисунки и т. д. Кроме того, мы в течение всего этого времени отслеживали успеваемость детей. Результаты нас порадовали. Характерного для среднего звена снижения успеваемости у наших детей мы не обнаружили. А это значит, что ребятам и в пятом классе, и в шестом, и в седьмом не расхотелось учиться. Понятно, что рано бить в ладоши. Мы со своими учениками не шагнули назад. Двигаться же надо вперед. Определена цель деятельности, найдено средство. Остается работать и работать…
Не могу удержаться и не предложить нашу систему коллегам. Попробуйте. Обязательно получится. И еще. Наша система не так легковесна, как может показаться. Она дает возможность педагогу понять место его предмета в образовательном процессе, показать нужность его и, как следствие, зауважать себя. А описанная система, на мой взгляд, подвигает учеников задуматься о сложности мира и универсальности наук, о том, что пропорционален, а, значит, и гармоничен тот человек, который обладает всей удивительной мозаикой знаний. И каждый новый кристалл знаний, получаемый на отдельном уроке, укладывается в эту мозаику, создавая волшебный узор.
Мы, педагоги 21 века, конечно, должны стремиться дробить (читай – объяснять, начиная с уже известного из Жизни) знания наук так, чтобы их грани легко соприкасались с гранями кристаллов других наук.
Намеренно не предлагаю здесь разработки всех мероприятий по представленной системе. Думаю, что педагогу интереснее будет подготовить их самому. Хотя, если появится необходимость, с удовольствием поделюсь.
Рыцарский турнир.
Интегрированное мероприятие: игра.
Вид интеграции: интеграция по содержанию и целеполаганию.
Цели:
Знать, что из себя представляют сложные многогранники; как сложные многогранники разбиваются на простые. Кто жил в средневековом замке? Как и для чего был устроен средневековый замок? Кого называли рыцарями? Какое положение они занимали в средневековом обществе? Что из себя представляла рыцарская культура?
Уметь строить модели сложных многогранников, моделировать элементы рыцарского поведения, проводить историческую параллель.
Навык. Построение разверток прямоугольного параллелепипеда, четырехугольной пирамиды, цилиндра, конуса, призмы; изображение и чтение рыцарских гербов, отличать рыцарское сословие от других средневековых сословий.
Развивающие цели. Развивать логичную устную и письменную речь, умение анализировать, умение делать выводы.
Воспитательные цели. Воспитывать дисциплину, толерантность, гордость за достижения Человечества в области строительства и гражданских отношений, интерес к истории и математике - наукам, позволяющим заглядывать в прошлое и “моделировать” взгляд в будущее.
Ход урока
Урок проводится в большом помещении. Детей усаживают по классам. Поперек зала стоят столы для судей и столы, на которых представлены модели средневековых замков. Эти модели выполняются детьми под руководством учителя математики заранее. Подробно изучаются размеры замков, мысленно все строения разбиваются на известные многогранники или тела, с помощью знаний отношений определяются размеры каждого простого многогранника, тела, вычерчиваются их развертки, склеиваются, и составляется модель замка, модель раскрашивается. Приготовлены инструменты для конкурсов: 15 надувных шаров, 3 шпаги, несколько листочков чистой бумаги, ручки и фломастеры.
Конкурс 1. 6 баллов. Защита проекта создания средневекового замка.
От каждой команды выступают по два представителя, один говорит о назначении зданий замка, другой о шагах по созданию проекта. Эти сообщения готовятся под руководством учителя истории. Приветствуются вопросы оппонентов.
Конкурс 2. 2 балла. Что означает слово “рыцарь”?
Учащимся выдаются мозаики, которые при
правильном сборе дают ответ на этот вопрос.
Рыцарь (со старо германского языка riter – всадник)
в феодальной Европе – лицо, принадлежащее к
военно – феодальному сословию – рыцарству. 2.
самоотверженный, великодушный и благородный
человек.
Конкурс 3. 5 баллов. Конкурс капитанов. Кого называли рыцарями?
Рыцарями называли феодала,
тяжеловооруженного воина.
Капитанам предлагается отгадать предметы
вооружения рыцаря по данным определениям.
Командам вслух зачитываются определения,
капитан записывает ответы на листе по порядку, их
передают судьям. Затем определения
прочитываются еще раз, и ответы дают команды.
Конкурс 4. 2 балла. Какие правила поведения существуют с рыцарских времен?
Конкурс командный. На обдумывание дается 2 минуты. Затем ответы устно предлагаются судьям.
Конкурс 5. 3 балла. Кого сейчас называют рыцарями? В каком смысле сейчас употребляется это слово?
Это конкурс индивидуальный. Участники выбираются из команд случайным доставанием красной бусинки. Оцениваются внимание, четкость речи, правильность мысли.
Конкурс 6. 8 баллов. Чему учили рыцарей?
На предложенных листах бумаги команды рисуют те предметы, которые символизировали восемь умений, необходимых рыцарю: фехтование, верховая езда, владение копьем, плавание, охота, игра в шашки, сочинение стихов, знание этикета.
Конкурс 7. Составить слова из букв слова “фехтование”.
Каждое слово оценивается 1 баллом.
Конкурс 8. Умение владеть шпагой. 2 балла.
Выбираются по одному участнику из каждой команды. К правой ноге каждого участника привязывается по воздушному шару. Участникам выдаются шпаги. Кто первым проткнет шар соперника, тот и победил. Два подхода к состязанию – две пары.
Конкурс 9. Что такое этикет? По 1 баллу за каждое правильно продолженное предложение.
Не входи в комнату, не ….(постучавшись).
Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько …(ноги),
чтобы …(не наследить).
Не сиди …(развалившись), не клади ногу на …(ногу),
не держи руки в …(карманах).
Находясь в транспорте веди себя …(спокойно).
Если в автобус вошел пожилой человек, уступи ему
…(место).
При встрече со знакомыми, здоровайся …(первым).
Итог игры. Отнестись к реализации целей, которые были поставлены.