Организация трудовой деятельности с детьми среднего возраста в условиях детского дома

Разделы: Внеклассная работа


Трудовые навыки закладываются в процессе жизни и бытия человека. От того насколько будут сформированы трудовые навыки у подрастающего поколения, зависит дальнейшее их самоопределение. В процессе труда дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующиеся личности, что существенно для их самостоятельной жизни.

В программе под трудовым воспитанием понимается, совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Проблема трудового воспитания одна из важнейших в современном обществе. Назрело понимание того, что подлинное воспитание возможно только на основе труда и занятости детей. Особенно это важно учитывать при выстраивании воспитательной работы в условиях детского дома.

Не секрет, что большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в жизни, испытывают большие трудности в процессе трудовой деятельности на производстве, эти дети не могут обустроить свой быт. Процесс социально-психологической адаптации воспитанников детских домов проходит очень трудно. Выпускники имеют низкий уровень социальной адаптированности, это доказывает результат диагностики “Профиль социально-адаптированной личности”

Проанализировав результаты, мы видим, что социально адаптированы 20% детей, социально активны - 20% детей, автономность – 30% и нравственная воспитанность – 30%.

Как показывает практика, педагоги детских домов не в полной мере реализуют свои воспитательные возможности, в результате чего серьезной проблемой становиться низкая мотивация воспитанников к трудовой деятельности. Проведенная диагностика “Личностный рост” показала, что ситуативно-позитивное отношение к труду только у 10% детей, а у 60% ситуативно-негативное, у 30% устойчиво-негативное отношение к труду.

Результаты анализа наблюдений за деятельностью воспитанников детских домов и данные исследования показали необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию у детей трудовых навыков. Ведь для воспитанников детского дома труд – это дальнейшее условие их успеха. Поэтому трудовое воспитание должно являться основным направлением работы.

При разработке программы был изучен опыт А.А Католикова, который стремился воспитывать у детей-сирот потребность в труде и привычку к работе “как основу будущего счастья” в процессе систематического каждодневного труда. Идеи этого педагога были взяты за основу программы. В отличие от других программ, реализация данной программы предполагает учет индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка. Предполагаемые в программе мероприятия не ограничиваются рамками образовательного учреждения.

Данная программа представляет широкие возможности для организации трудовой деятельности воспитанников, где формируются жизненно важные умения и качества личности, такие как самостоятельность, инициативность, умение принимать решение, работать в коллективе, самостоятельно получать знания, то есть тех качеств, которые помогут успешно адаптироваться в самостоятельной жизни.

Цель: Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе трудовой деятельности.

Задачи:

  1. Воспитать уважение к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
  2. Развивать трудовые навыки, навыки ответственного и творческого отношения к труду.
  3. Создать условия для развития каждого ребёнка путём вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями.

Программа рассчитана на 3 года с детьми среднего возраста по следующим направлениям:

Хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, сельскохозяйственный труд, творческий труд.

Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью 40 минут, где рассматриваются теоретические и практические основы трудового воспитания..

Предполагаются следующие результаты над программой:

1. Выработать у воспитанников привычку систематическому труду.

2. Сформировать у воспитанников обще-трудовые умения и навыки.

3. Создать в семье сплоченный детский коллектив, через включение воспитанников в активную трудовую деятельность.

4. Воспитать гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду, как первейшему общественному долгу.

Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками.

Что отслеживается Методика Срок
1 Социальная адаптированность воспитанников. Методика выявления уровня подготовленности детей – сирот к преодолению трудностей Май

 

2 Отношение воспитанников к труду. Методика “Личностный рост” Апрель
3 Степень сплоченности коллектива Методика изучения “Какой у нас коллектив” Май

Тематический план

Направления Теория Практика Общее

кол-во

1 Хозяйственно-бытовой труд 6 39 45
2 Самообслуживание 7 11 18
3 Творческий труд 6 17 23
4 Сельскохозяйственный труд:
  • труд на приусадебном участке
  • труд в подсобном хозяйстве
8

4

29

30

37

34

Тематический план 1 года обучения.

Раздел Тема Теоретические занятия Кол-во часов Практические занятия Кол-во часов Общее кол-во часов
Хозяйственно-бытовой труд Стирка белья Сортировка белья, моющие, отбеливающие, подсинивающие средства 1 Сортировка, стирка, сушка в центрифуге, воздухе, отбеливание 1 час в неделю 20
Ремонт одежды Виды ремонта 1 Способы наложения заплат 2 3
Самообслуживание Гигиена девушки Виды кожи, гигиенические требования по уходу за кожей, волосами, ногтями. 2     2
Уход за одеждой, обувью Уход за платьем, верхней одеждой, головными уборами 1 Удаление пятен с одежды, укладка шерстяных и меховых изделий на хранение. 2 3
Творческий труд Вязание спицами Материалы и инструменты для вязания, правила подбора спиц, правила вязания на двух и пяти спицах, условные обозначения 2 Изготовление вязанных изделий 6 8
Сельско-хозяйственный труд Приусадебный участок

Сбор урожая

Правила хранения урожая

Приемы обработки земли

Определение спелости, правила сбора и сроки уборки урожая.

Сведения о правилах и сборах хранения, подготовки закладки на хранение.

Сроки обработки земли, инвентарь для ручной обработки

1

1

1

Уборка урожая, подготовка к хранению.

Заготовка на зиму “Ассорти для души”

Ручная обработки земли лопатами

6

2

6

7

3

7

Подсобное хозяйство

Уход за животными

Правила безопасности труда при работе в подсобном хозяйстве.

Правила ухода за домашними животными

1

1

Уход за домашними животными 10 1

11

Прогнозируемый результат работы после первого года над программой

Знать Уметь
Хозяйственно-бытовой
Планирование последовательности стирки белья. Т.Б. при работе на стиральной машине. Правила уборки помещения. Стирать белье. На практике использовать знания о правилах Т.Б. Качественно выполнять уборку помещения.

Самообслуживание

Гигиенические требования, правила и средства ухода за кожей. Правила ухода за одеждой, хранение шерстяных и меховых изделий. Ухаживать за кожей.

Удалять пятна с одежды, хранить шерстяные и меховые изделия.

Творческий труд

Правила подбора спиц для вязания. Условные обозначения применяемые при вязании на спицах. Технологию вязания на двух и пяти спицах. Подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити, видом узора. Выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений.

Приусадебный участок.

Определять спелость овощей. Сроки сбора урожая. Обрабатывать почву, ухаживать и собирать овощные культуры.

Подсобное хозяйство.

Правила содержания, ухода за домашними животными. Ухаживать за домашними животными.

Тематический план 2 года обучения.

Раздел Тема Теоретические занятия Кол-во часов Практические занятия Кол-во часов Общее кол-во час
Хозяйственно-бытовой труд Подготовка жилья к зиме Моющие средства, инструменты, приспособления 1 Утепление окон, побелка помещения 4 5
Ремонт одежды Виды штопки вязаных изделий 1 Штопка вязаных изделий 2 3
Самообслуживание Гигиена девушки Элементы прически, средства и инструменты для ухода за волосами 1 Подбор прически с учетом типа лица и структуры волос 2 3
Уход за одеждой, обувью Правила ухода за одеждой из кожи, велюра, замши. 1 Сушка обуви. Пропитка коженной обуви жирами, маслами. 1 2
Творческий труд Вязание крючком Материалы и инструменты для вязания, правила подбора крючка, условные обозначения 1 Изготовление салфеток, скатертей. 5 6
Сельско-

хозяйственный труд

Приусадебный участок

Уборка цветковых растений

Выращивание крупно-семенных однолетних цветковых растений

 

Техника безопасности с инвентарем.

Виды цветковых растений

2

1

Осенние работы в цветнике.

Разметка посевных рядков с помощью маркера. Углубление посевных рядков.

3

2

6

5

3

6

  Уход за цветковыми культурами     Полив, прополка, рыхление цветковых культур 6 6
Подсобное хозяйство

Ручное доение коров

 

Подготовка молочной посуды

 

1

 

Процеживание молока, охлаждение. Уход за посудой

 

10

 

11

Творческий труд Вязание крючком Материалы и инструменты для вязания, правила подбора крючка, условные обозначения 1 Изготовление салфеток, скатертей. 5 6

Прогнозируемый результат работы второго года над программой

Знать Уметь
Хозяйственно-бытовой труд
Значение, средства для побелки. Произвести ремонт, уборку помещения.
Самообслуживание
Правила ухода за волосами, одеждой из кожи, замши, велюра. Выполнять ремонт вязаных изделий. Ухаживать за одеждой из кожи, замша, велюра.
Творческий труд
Условные обозначения. Вязать изделия по схемам.
Труд на приусадебном участке
Выращивание, виды цветковых растений. Ухаживать за цветковыми растениями. Составлять букеты.
Труд в подсобном хозяйстве
Режим доения. Значение полного выдаивания коровы. Доить корову.

Тематический план 3 года обучения.

Раздел Тема Теоретические занятия Кол-во часов Практические занятия Кол-во часов Общее кол-во часов
Хозяйственно-бытовой труд Покраска жилого помещения Виды красок 1 Покраска полов, окон. 6 7
Наклеивание обоев Виды обоев, клея, приспособления для наклеивания обоев 1 Наклеивание обоев 6 7
Самообслуживание “Зажжем Рождественские свечи” Составление меню 1 Приготовление и украшение блюд. Оформление стола фуршет 3 4
Тесто Виды теста

(песочное, дрожжевое, бисквитное)

1 Приготовление пирожного , булочек, тортов. 3 4
Творческий труд Вышивка Подбор материала. Виды швов. 1 Вышивка салфетки гладью, стебельчатым швом, крестиком 3 4
Мережка Виды мережки. Способы выполнения 2 Обработка салфетки - мережкой 3 5
Сельско-хозяйственный труд Приусадебный участок

Посадка саженцев.

Минеральные удобрения

Виды саженцев

Виды, хранение, достоинство минеральных удобрений

1

1

Место посадки. Уход за саженцами

Удобрение саженцев

3

1

4

2

Подсобное хозяйство

Уход за телятами в молочный период

Кормление телёнка в первые десять дней жизни 1 Уход за телятами 10 11

Прогнозируемый результат работы третьего года над программой

Знать Уметь
Хозяйственно-бытовой труд
Последовательность выполнения ремонта. Производить покраску, наклеивать обои.
Самообслуживание
Сервировку праздничного стола. Сервировать, готовить блюда для праздничного стола.
Творческий труд
Виды вышивки, мережки. Вышивать гладью, крестиком.
Труд на приусадебном участке
Последовательность посадки саженцев. Садить саженцы.
Труд в подсобном хозяйстве
Режим кормление телят. Ухаживать за телятами.