Трудовые навыки закладываются в процессе жизни и бытия человека. От того насколько будут сформированы трудовые навыки у подрастающего поколения, зависит дальнейшее их самоопределение. В процессе труда дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующиеся личности, что существенно для их самостоятельной жизни.
В программе под трудовым воспитанием понимается, совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Проблема трудового воспитания одна из важнейших в современном обществе. Назрело понимание того, что подлинное воспитание возможно только на основе труда и занятости детей. Особенно это важно учитывать при выстраивании воспитательной работы в условиях детского дома.
Не секрет, что большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в жизни, испытывают большие трудности в процессе трудовой деятельности на производстве, эти дети не могут обустроить свой быт. Процесс социально-психологической адаптации воспитанников детских домов проходит очень трудно. Выпускники имеют низкий уровень социальной адаптированности, это доказывает результат диагностики “Профиль социально-адаптированной личности”
Проанализировав результаты, мы видим, что социально адаптированы 20% детей, социально активны - 20% детей, автономность – 30% и нравственная воспитанность – 30%.
Как показывает практика, педагоги детских домов не в полной мере реализуют свои воспитательные возможности, в результате чего серьезной проблемой становиться низкая мотивация воспитанников к трудовой деятельности. Проведенная диагностика “Личностный рост” показала, что ситуативно-позитивное отношение к труду только у 10% детей, а у 60% ситуативно-негативное, у 30% устойчиво-негативное отношение к труду.
Результаты анализа наблюдений за деятельностью воспитанников детских домов и данные исследования показали необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию у детей трудовых навыков. Ведь для воспитанников детского дома труд – это дальнейшее условие их успеха. Поэтому трудовое воспитание должно являться основным направлением работы.
При разработке программы был изучен опыт А.А Католикова, который стремился воспитывать у детей-сирот потребность в труде и привычку к работе “как основу будущего счастья” в процессе систематического каждодневного труда. Идеи этого педагога были взяты за основу программы. В отличие от других программ, реализация данной программы предполагает учет индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка. Предполагаемые в программе мероприятия не ограничиваются рамками образовательного учреждения.
Данная программа представляет широкие возможности для организации трудовой деятельности воспитанников, где формируются жизненно важные умения и качества личности, такие как самостоятельность, инициативность, умение принимать решение, работать в коллективе, самостоятельно получать знания, то есть тех качеств, которые помогут успешно адаптироваться в самостоятельной жизни.
Цель: Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
- Воспитать уважение к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
- Развивать трудовые навыки, навыки ответственного и творческого отношения к труду.
- Создать условия для развития каждого ребёнка путём вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями.
Программа рассчитана на 3 года с детьми среднего возраста по следующим направлениям:
Хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, сельскохозяйственный труд, творческий труд.
Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью 40 минут, где рассматриваются теоретические и практические основы трудового воспитания..
Предполагаются следующие результаты над программой:
1. Выработать у воспитанников привычку систематическому труду.
2. Сформировать у воспитанников обще-трудовые умения и навыки.
3. Создать в семье сплоченный детский коллектив, через включение воспитанников в активную трудовую деятельность.
4. Воспитать гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду, как первейшему общественному долгу.
Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками.
№ | Что отслеживается | Методика | Срок |
1 | Социальная адаптированность воспитанников. | Методика выявления уровня подготовленности детей – сирот к преодолению трудностей | Май
|
2 | Отношение воспитанников к труду. | Методика “Личностный рост” | Апрель |
3 | Степень сплоченности коллектива | Методика изучения “Какой у нас коллектив” | Май |
Тематический план
№ | Направления | Теория | Практика | Общее кол-во |
1 | Хозяйственно-бытовой труд | 6 | 39 | 45 |
2 | Самообслуживание | 7 | 11 | 18 |
3 | Творческий труд | 6 | 17 | 23 |
4 | Сельскохозяйственный труд:
|
8 4 |
29 30 |
37 34 |
Тематический план 1 года обучения.
Раздел | Тема | Теоретические занятия | Кол-во часов | Практические занятия | Кол-во часов | Общее кол-во часов |
Хозяйственно-бытовой труд | Стирка белья | Сортировка белья, моющие, отбеливающие, подсинивающие средства | 1 | Сортировка, стирка, сушка в центрифуге, воздухе, отбеливание | 1 час в неделю | 20 |
Ремонт одежды | Виды ремонта | 1 | Способы наложения заплат | 2 | 3 | |
Самообслуживание | Гигиена девушки | Виды кожи, гигиенические требования по уходу за кожей, волосами, ногтями. | 2 | 2 | ||
Уход за одеждой, обувью | Уход за платьем, верхней одеждой, головными уборами | 1 | Удаление пятен с одежды, укладка шерстяных и меховых изделий на хранение. | 2 | 3 | |
Творческий труд | Вязание спицами | Материалы и инструменты для вязания, правила подбора спиц, правила вязания на двух и пяти спицах, условные обозначения | 2 | Изготовление вязанных изделий | 6 | 8 |
Сельско-хозяйственный труд | Приусадебный участок Сбор урожая Правила хранения урожая Приемы обработки земли |
Определение спелости, правила сбора и
сроки уборки урожая. Сведения о правилах и сборах хранения, подготовки закладки на хранение. Сроки обработки земли, инвентарь для ручной обработки |
1 1 1 |
Уборка урожая, подготовка к хранению. Заготовка на зиму “Ассорти для души” Ручная обработки земли лопатами |
6 2 6 |
7 3 7 |
Подсобное хозяйство Уход за животными |
Правила безопасности труда при работе в
подсобном хозяйстве. Правила ухода за домашними животными |
1 1 |
Уход за домашними животными | 10 | 1 11 |
Прогнозируемый результат работы после первого года над программой
Знать | Уметь |
Хозяйственно-бытовой | |
Планирование последовательности стирки белья. Т.Б. при работе на стиральной машине. Правила уборки помещения. | Стирать белье. На практике использовать знания о правилах Т.Б. Качественно выполнять уборку помещения. |
Самообслуживание |
|
Гигиенические требования, правила и средства ухода за кожей. Правила ухода за одеждой, хранение шерстяных и меховых изделий. | Ухаживать за кожей. Удалять пятна с одежды, хранить шерстяные и меховые изделия. |
Творческий труд |
|
Правила подбора спиц для вязания. Условные обозначения применяемые при вязании на спицах. Технологию вязания на двух и пяти спицах. | Подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити, видом узора. Выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений. |
Приусадебный участок. |
|
Определять спелость овощей. Сроки сбора урожая. | Обрабатывать почву, ухаживать и собирать овощные культуры. |
Подсобное хозяйство. |
|
Правила содержания, ухода за домашними животными. | Ухаживать за домашними животными. |
Тематический план 2 года обучения.
Раздел | Тема | Теоретические занятия | Кол-во часов | Практические занятия | Кол-во часов | Общее кол-во час | ||
Хозяйственно-бытовой труд | Подготовка жилья к зиме | Моющие средства, инструменты, приспособления | 1 | Утепление окон, побелка помещения | 4 | 5 | ||
Ремонт одежды | Виды штопки вязаных изделий | 1 | Штопка вязаных изделий | 2 | 3 | |||
Самообслуживание | Гигиена девушки | Элементы прически, средства и инструменты для ухода за волосами | 1 | Подбор прически с учетом типа лица и структуры волос | 2 | 3 | ||
Уход за одеждой, обувью | Правила ухода за одеждой из кожи, велюра, замши. | 1 | Сушка обуви. Пропитка коженной обуви жирами, маслами. | 1 | 2 | |||
Творческий труд | Вязание крючком | Материалы и инструменты для вязания, правила подбора крючка, условные обозначения | 1 | Изготовление салфеток, скатертей. | 5 | 6 | ||
Сельско- хозяйственный труд |
Приусадебный участок Уборка цветковых растений Выращивание крупно-семенных однолетних цветковых растений
|
Техника безопасности с
инвентарем. Виды цветковых растений |
2 1 |
Осенние работы в цветнике. Разметка посевных рядков с помощью маркера. Углубление посевных рядков. |
3 2 6 |
5 3 6 |
||
Уход за цветковыми культурами | Полив, прополка, рыхление цветковых культур | 6 | 6 | |||||
Подсобное хозяйство Ручное доение коров |
Подготовка молочной посуды |
1 |
Процеживание молока, охлаждение. Уход за посудой |
10 |
11 |
|||
Творческий труд | Вязание крючком | Материалы и инструменты для вязания, правила подбора крючка, условные обозначения | 1 | Изготовление салфеток, скатертей. | 5 | 6 |
Прогнозируемый результат работы второго года над программой
Знать | Уметь |
Хозяйственно-бытовой труд | |
Значение, средства для побелки. | Произвести ремонт, уборку помещения. |
Самообслуживание | |
Правила ухода за волосами, одеждой из кожи, замши, велюра. | Выполнять ремонт вязаных изделий. Ухаживать за одеждой из кожи, замша, велюра. |
Творческий труд | |
Условные обозначения. | Вязать изделия по схемам. |
Труд на приусадебном участке | |
Выращивание, виды цветковых растений. | Ухаживать за цветковыми растениями. Составлять букеты. |
Труд в подсобном хозяйстве | |
Режим доения. Значение полного выдаивания коровы. | Доить корову. |
Тематический план 3 года обучения.
Раздел | Тема | Теоретические занятия | Кол-во часов | Практические занятия | Кол-во часов | Общее кол-во часов |
Хозяйственно-бытовой труд | Покраска жилого помещения | Виды красок | 1 | Покраска полов, окон. | 6 | 7 |
Наклеивание обоев | Виды обоев, клея, приспособления для наклеивания обоев | 1 | Наклеивание обоев | 6 | 7 | |
Самообслуживание | “Зажжем Рождественские свечи” | Составление меню | 1 | Приготовление и украшение блюд. Оформление стола фуршет | 3 | 4 |
Тесто | Виды теста (песочное, дрожжевое, бисквитное) |
1 | Приготовление пирожного , булочек, тортов. | 3 | 4 | |
Творческий труд | Вышивка | Подбор материала. Виды швов. | 1 | Вышивка салфетки гладью, стебельчатым швом, крестиком | 3 | 4 |
Мережка | Виды мережки. Способы выполнения | 2 | Обработка салфетки - мережкой | 3 | 5 | |
Сельско-хозяйственный труд | Приусадебный участок Посадка саженцев. Минеральные удобрения |
Виды саженцев Виды, хранение, достоинство минеральных удобрений |
1 1 |
Место посадки. Уход за саженцами Удобрение саженцев |
3 1 |
4 2 |
Подсобное хозяйство Уход за телятами в молочный период |
Кормление телёнка в первые десять дней жизни | 1 | Уход за телятами | 10 | 11 |
Прогнозируемый результат работы третьего года над программой
Знать | Уметь |
Хозяйственно-бытовой труд | |
Последовательность выполнения ремонта. | Производить покраску, наклеивать обои. |
Самообслуживание | |
Сервировку праздничного стола. | Сервировать, готовить блюда для праздничного стола. |
Творческий труд | |
Виды вышивки, мережки. | Вышивать гладью, крестиком. |
Труд на приусадебном участке | |
Последовательность посадки саженцев. | Садить саженцы. |
Труд в подсобном хозяйстве | |
Режим кормление телят. | Ухаживать за телятами. |