Школа и устойчивое развитие

Разделы: Внеклассная работа


В двадцатом веке самые значительные и неожиданные для человечества изменения произошли с окружающей средой. В связи с этим в 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по проблемам окружающей среды. В работе конференции приняли участие 179 стран, в том числе Россия, представители различных общественных организаций. На ней было принято пять основных документов, главным из которых является “Повестка дня на XXI век”.

Позднее Президент России утвердил “Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению Устойчивого развития”

Устойчивое развитие - это модель, при которой удовлетворяются основные жизненные потребности как нынешнего так и последующих поколений, создаются условия всем людям, независимо от того в какой среде они живут и какой социальной группе они принадлежат. Оно предполагает в одной системе взаимосвязь таких составляющих, как экономический рост, научно-технический прогресс, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. [1].

Сегодня уже стало очевидным, что с помощью только административных мер сохранить природную среду невозможно, необходимо участие каждого человека. Поэтому одно из основных положений стратегии УР России касается воспитания и образования. На современном этапе необходимо привлечь внимание всего общества к экологическим проблемам, добиться понимания необходимости эффективного управления окружающей средой. Особую роль в этом процессе играет доступность достоверной информации и внедрение новых форм и методов экологического образования и воспитания, которые должны способствовать формированию экологического мышления у всех слоев населения. Большое внимание, поэтому уделяется непрерывному экологическому образованию и воспитанию.

Школа № 87 г.Северска над проблемой непрерывного экологического образования работает с 1997 года в рамках городской экспериментальной площадки. Цель нашего эксперимента - обеспечить новое качество экологического образования, способствовать физическому, психическому, нравственному, интеллектуальному развитию и расширению социально-культурных возможностей учащихся, а также организовать условия (научные, управленческие, образовательные, финансовые) для профессиональной и личностной самореализации педагогов. [2].

В традиционной школе обучение нередко рассматривается как овладение знаниями, умениями и навыками под лозунгом “обучаем, читая”. В настоящее время перед учителем встала проблема найти такие методики, которые бы не давали готовый ответ, а формировали навыки самостоятельного получения знаний. Работая в данном направлении, педагоги школы постоянно совершенствуют и развивают уже известные формы и методы экологического образования и воспитания. Экологический подход в образовании акцентирует внимание на процессе познания, формирует мотивацию изучения естественных наук, пробуждает у школьников чувство любознательности и удивления, развивает интерес к науке до такой степени, чтобы он остался на всю жизнь. Происходит постепенный переход к более эффективному методу обучения - “изучаем, делая”.

Особое место в экологическом образовании и воспитании занимает организация творческой исследовательской деятельности учащихся, цель которой близка и понятна ребенку. Практика показывает, что самостоятельные научные исследования школьникам доступны и развивают их способности. [3]. Учащиеся осваивают проектно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность под руководством своих учителей и преподавателей вузов. В эту работу вовлечены дети разных возрастов с первого по одиннадцатый класс и их родители. Родители принимают участие в конференциях и конкурсах не только как зрители, но и как соавторы проектов. Результаты своих работ ребята представляют на конференциях и конкурсах городского, областного, регионального, Всероссийского уровня. Как правило, работы представляются на секции “Наука”, более 15 из них опубликованы.

В качестве примера можно привести темы проектов, с которыми учащиеся выступали на городском молодежном форуме “Новое поколение горожан: кадровый резерв ХХI века”: “Биоиндикация воды”, “Мы и БОС”, “Северск чистый город?”, “Влияние кормовых добавок на рост и развитие кроликов”, “Оформление праздника в начальной школе материалами вторичного использования”. На областном конкурсе школьных проектов по теме “Чистая вода для всех” и Региональной экологической конференции школьников с одноименным названием представлен проект “Царица-Водица”. Проект “Состояние берега реки Томи в пределах ЗАТО Северск” был представлен на Всероссийском конкурсе экологических проектов школьников “Человек на Земле” (г. Москва) и Международном Форуме “Великие реки – 2005” (г. Нижний Новгород). Работа “Радиация - друг или враг?” принимала участие в городском конкурсе “Третьи Курчатовские чтения”, параллельно материалы были отправлены в Москву на III Всероссийский конкурс научно-образовательных проектов “Энергия будущего – 2005”, где получила высокую оценку жюри.

Проведя исследовательскую работу, ребенок становится более компетентным в той области, изучением которой он занимался. После поступления в вузы учащиеся продолжают научно-исследовательскую деятельность на более высоком уровне.

Одним из достижений преподавателей и учащихся можно считать то, что в течение нескольких последних лет ученики нашей школы становятся призерами Всероссийской олимпиады школьников по экологии. (Тумашева Нина, Киселева Ирина).

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, который проходит не только в течение учебного года, но и в летний период. Традиционно на базе школы работает летний экологический лагерь. Учащиеся в сотрудничестве с педагогами работают по сбору полевого материала, проводят экологические акции, озеленяют территорию школы, организуют и проводят различные экологические конкурсы и праздники. Обработка собранного материала проводится как во время летнего сезона, так и в течение учебного года и оформляется в виде проектов.

У учителей-экспериментаторов сложилось тесное сотрудничество с ОГУ “Облкомприрода” и природных ресурсов и другими организациями эколого-биологической направленности. Примером такого сотрудничества является участие команды нашей школы в областных конкурсах экологических проектов “Экологический марафон” по темам “Отходы”, “Энергосбережение”, “Чистая вода – для всех”. В двух последних ребята заняли вторые места. В рамках работы над этими проектами были посещены лекции и семинарские занятия в ОГУ “Облкомприрода”, проведены теоретические и практические занятия со школьниками, исследования по разным темам, экскурсии на предприятия Томска и Северска. Учащиеся нашей школы участвовали в областной акции “Газ - для Вас”, в ходе которой было проведено анкетирование население, учащихся и их родителей, водителей частного и государственного транспорта.

В школе проводится серьезная методическая работа. На базе МУ “СОШ № 87” проходят заседания инициативной городской группы по теме “Непрерывное экологическое образование и воспитание”, в которых принимают участие воспитатели и методисты детских садов, учителя, педагоги дополнительного образования. Тематика заседаний посвящена как освоению теоретических знаний (понятийный аппарат, современные технологии образовательного пространства), так и практическим вопросам (деловые игры, интерактивные методики в полевых условиях) и др.

Традиционными в нашей школе становятся выездные семинары в сельские школы, в которых принимают участие учителя географии, истории, биологии, информатики, психологи, а также учащиеся. Благодаря такому сотрудничеству учителя имеют возможность отработать педагогическую технологию интегрированных уроков для городских школьников в условиях сельской школы, обменяться опытом с сельскими коллегами. На городских ребят такие поездки производят глубокое впечатление, так как они видят не только первозданную красоту природы, но и отношение к ней местных жителей, знакомятся с историческими местами, культурой и бытом своего народа. [4]. В школе работает этнографический музей, на базе которого проходят заседания эколого-краеведческого клуба “Эльф”. Члены клуба ведут кропотливую работу по изучению сибирских деревень в целом и конкретно деревень, стоявших на месте нынешнего города Северска.

Результатом творческой деятельности педагогов можно считать вышедшее из печати в 2004 году учебное пособие для учителей начальной школы в 2-х частях: “Уроки экологии в начальной школе (1ч.). Элементы экологии в начальной школе (2ч.)”. Обобщен опыт наблюдений по непрерывному экологическому образованию и воспитанию и создан оригинал-макет рабочих тетрадей для учащихся 1, 2, 3 классов “Экология для младших школьников”, которые содержат задания по темам с учетом механизмов преемственности (автор Зюзькова Т.В.). Они могут быть использованы воспитателями детских садов, организаторами внеклассной работы, педагогами дополнительного образования и родителями.

Проводимые мероприятия на основе общей программы непрерывного экологического образования, воспитания, просвещения способствуют формированию экологической культуры учащихся. Работая над изучением местных экологических проблем, дети лучше понимают региональные и глобальные экологические проблемы и пути их решения. Только так можно воспитать грамотного человека, способного брать на себя ответственность за свои действия в будущем.

Литература:

  1. Экологический мониторинг. Состояние окружающей среды Томской области в 2002 году. Томск, 2003.
  2. Лоскутникова Г.В. Вторина Е.В. Обеспечение нового качества экологического образования, как педагогическая проблема.// Непрерывное экологическое образование в содержании регионального образовательного пространства. Мат. Обл. науч.- практ. Конф.-Томск, 2002. с. 68-70.
  3. Третьякова И.Н. Осинцева Н.В, Полевые исследования по географии в пришкольном экологическом лагере. // Там же с. 48-49.
  4. Крылатова Е.Ф. Зуева Д.Г. Петрачкова С.А. Демина И.В. Кудряшова В.Н. Эколого-краеведческий семинар как технология сотрудничества.// Там же с. 85-87.