Адрес: Организаторам летней профильной смены “Клуб лидеров”.
Форма: Сюжетно-ролевая игра-путешествие по странам и континентам.
Продолжительность: 14 дней.
Возраст детей: 10-14 лет.
Цель: Создать благоприятные условия для физического и духовного здоровья, для дополнительного образования, социализации и формирования лидерских качеств подростков, в увлекательной форме, пропитанной духом романтики, наполненной разнообразными видами деятельности, путешествиями и приключениями.
Содержание.
1 день. Старт игры “За 10 дней вокруг света”
- Заезд в лагерь.
- Операция “Уют”. Знакомство с программой и формой проживания смены “Клуб лидеров”. Составление графика коллективно-творческих дел (КТД). Подготовка к презентации отрядов: девизы, речевки, визитные карточки, “аппетитки” для столовой и т.д.
- Мастер классы (“Давайте познакомимся” - психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
- “За 10 дней вокруг света” - праздник, посвященный открытию смены “Клуб лидеров” и старту игры (Приложение №1.)
- Костер
- Отрядные “Огоньки” (Приложение №2)
2 день. Путешествие по Франции
- Мастер классы (психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
- Мастерские:
- Изготовление костюмов из подручных материалов
- Фигуры из шаров
- Изготовление шляп
- Шляпные сражения
- Дифилле (демонстрация моделей, аксессуаров)
3 день. Путешествие по России
- Мастер классы (психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
- Мастерская подарка:
- Обереги
- Игрушки из соленого теста
- Цветы
- “Там, на неведомых дорожках”
- Ориентирование на местности
- Конкурсы
- Викторины
- “Град – крепость”
- Историческая викторина
- Русские игры: “Городки”
- “Ручеек”
4 день. Загадочный Восток. Турция
- Мастерские:
- Узоры на стекле
- Бисероплетение (фенечки)
- Бель данс (уроки восточных танцев)
- “Ковер-самолет” (сюжетно-ролевая игра)
- Конкурс “Восток – дело тонкое” (выставка поделок)
5 день. Япония – страна восходящего солнца
- Мастер классы (психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
- Мастерская оригами:
- Самолетики
- Открытки
- Сувениры
- Журавлики
- Поездка 1 отряда на море
- Самурайские состязания:
- Эстафета “Палочки-выручалочки”
- Борьба Сумо
- Подвижный конкурс “Поймай за хвост Дракона”
- Самурайские состязания
- Конкурс караоке.
6 день. Открой Америку
- Деловая Америка:
- Презентация фирм и бизнес клубов
- 2. Бизнес-клуб (работа различных фирм, казино Лас-Вегаса - настольная игра в том числе киностудии “Бейсужок пикчерс)
- Добро пожаловать в Голливуд!
- Видеосъемка фильмов
- Конкурсный просмотр
- Вручение Оскара.
- Закладка отпечатков ног знаменитостей на “Аллее славы”
7 день. Путешествие по Германии
- Мастер классы (психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
- Мастерские:
- Аппликация из ниток
- Секреты геральдики (изготовление отрядных гербов
- Аппликации из пайеток
- Рыцарский турнир
- Поездка 2 отряда на море
- Песенный конкурс “Карусель мелодий”
8 день. Африка – “пылающий континент”
- Мастер классы (психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
- Мастерские:
- Пальчиковая живопись
- Татуажная живопись
- Амулеты из кожи
- Зов джунглей “Сафари”
- Костер
9 день. Бразилия
- Мастер классы (психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
- Мастерские по сбору и оформлению выставки “Ветки и корни”
- Карнавал
- Поездка 3 отряда на море
- “Любовь с 1 взгляда”
10 день. Англия
- Встреча с работниками библиотеки:
- Заочное путешествие по Англии
- Викторина
- Малые олимпийские игры
- Стрельба дротиками по мишени
- Стрельба из винтовки Бадминтон, теннис, бильярд
- Эстафеты
- Коробочные состязания
- Коллективный прыжок
- Футбол, волейбол,
- Конкурс детективов: Эркюль Пуаро и другие
11 день. Индия
- Мастер классы (психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
- Мастерские подарка:
- Фигурки из теста
- Бисероплетение
- Бель данс
- Поездка на море отрядом
- Поиски сокровищ Раджи
- Костер
12 день. Румыния
- День самоуправления
- Трансильвания – родина графа Дракулы
- В гостях театр-шоу “Арлекин”
13 день. Греция. День Нептуна
- Чертовская зарядка
- Мастерская Нептуна:
- Русалочьи наряды
- Чертовские сюрпризы
- Спортивные забеги
- Игровые “заморочки”
- Праздник Нептуна
- Конкурс лидеров “А напоследок я скажу” (Приложение № 3)
- Праздничная конкурсная программа.
- Выставка работ детского творчества.
- Книга рекордов Гиннеса
14 день “Давайте говорить друг другу комплименты”
- “А напоследок я скажу” (отзывы детей о программе смены, “Почта откровений”, опрос, анкетирование)
- Закрытие смены:
подведение итогов, награждение
Рекомендации по использованию различных форм отслеживанияи фиксирования результатов программы.
Мониторинг игры-путешествия “За 10 дней вокруг света” проводится в течение всего периода. Это рефлексия всех участников смены, анализ приобретенных качеств и внутреннего самочувствия, который дает возможность понять результативность педагогической деятельности, корректировать ход программы игры и активизировать ее участников. Зачение анализа и рефлексии трудно переоценить. Опыт человеческий изменяется только тогда, когда анализируются действия и отношения, углубляется за счет размышлений, сознательных поступков и их последствий, а не эмоционального восприятия и реакции на события. Организаторские способности участников смены будут зависеть от того, насколько хорошо они научились анализировать, оценивать проведенное дело, умеют ли учиться на ошибках других и извлекать пользу из своих промахов.
Используются следующие формы оценивания смены детьми:
Отзывы в альбомах, “Почта откровения”, анкетирование, устный опрос, отрядные “огоньки”.
Метод “Пять пальцев”. Эта форма занимает 5 минут. Она уместна на “огоньках”.
М (мизинец) - “мысль”: какие знания, опыт я сегодня приобрел?
Б (большой) - “близка ли цель”? Что я сегодня сделал для достижения своей цели?
С (средний) - “состояние духа”: каким было мое настроение? Отчего оно зависит?
У (услуга) - “услуга” чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
Б (безымянный) - “бодрость тела”: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?
Формы оценивания смены педагогами: педсоветы, собеседование, наблюдение, анкетирование, опрос. Конкурсы, состязания. Имеют место различные диагностические параметры, которые оцениваются каждым взрослым по баллам: уровень организации, содержательная (информационная) насыщенность, эмоциональность, включенность детей, качество дела, мой личный вклад.
Результаты доводятся до сведения всех участникам на утренней линейке.
Конкурсы и состязания проходят в различных формах:
1. Групповые конкурсы.
Проводится между жителями домиков. Количество - 5 раз за смену. Критерии оценки: Уют и дизайн домика, чистота вокруг домика, эстетика оформления.
2. Коллективные конкурсы.
Проводится по итогам мероприятий между отрядами. Заполняется виза – таблица, выданная отрядам в 1-й день на вечернем мероприятии. В этой визе имеются следующие графы: “Самый дружный”, “Самый творческий”, “Самый самостоятельный”, “Самый музыкальный”, “Самый спортивный”, “ Самый трудолюбивый”.
3. Личностные конкурсы. .
Проводятся между воспитанниками. На отрядных “огоньках” подводят итоги дня и выбираются герои, обладающие положительными качествами и принесшими отрядные победы. Используется метод тайного голосования.
Для фиксирования результатов используются яркие разнообразные формы, соответствующие содержанию программы:
“Виза” - о которой было сказано выше, выдается каждому отряду. Вместе с визой выдается некоторое количество денежных единиц, названных “талантами”. За весь период путешествия ребята могут приумножить этот “капитал”, участвуя в конкурсах, выставках поделок, подготавливая мероприятия, проявляя свои лучшие качества характера и т.д. “Таланты” выполняют не только роль денежных единиц, за которые можно приобрести на “Ярмарке” сладости, жевательную резинку, блокноты, сувениры. “Таланты” - это материализованные баллы, показатели качества, и количества.
“Атлас путешествий”. Представляет собой красочную карту полушарий, на которую ежедневно крепится аппликация страны, по которой совершается путешествие. Дежурный отряд готовит “дайджест” - сообщение об особенностях страны и озвучивает собранный материал на утренней линейке. На утренней линейке подводят итоги предыдущего дня, оглашают имена героев (итоги обсуждений и голосований на отрядных “Огоньках”), проявивших себя в течение предыдущего дня. Имена героев каждый командир торжественно вписывает на аппликацию той страны, где ребята побывали.
“Выставки изделий и демонстрация умений и навыков”. Проводятся по итогам занятий в мастерских, которые проводят приглешенные педагоги дополнительногообразования. Время проведения выставок – вечернее мероприятие. Жюри (из состава детей) подводит итоги. Победителям выдаются “таланты”.
“Аленький цветочек”.В такой форме фиксируется уют и чистота домиков.
В первые дни на каждый домик крепится аппликация: сердцевина цветка. На нее пишется № домика и имена жителей домика. Через каждые 3 дня комиссия по чистоте и уюту делает обход домиков. Учитывается эстетика оформления и порядок внутри и вокруг домиков. Итоги фиксируются в форме лепестков. Вокруг сердцевины крепятся на каждом домике лепестки соответственно: красный лепесток (4 балла), розовый (3б.), сиреневый (2б.), зеленый (1б.).(Рис №2).
“Книга рекордов Гинесса”. В нее внесены имена героев, лидеров смены, проявивших себя по всем показателям: организаторским способностям, знаниям, умениям и навыкам, по личным качествам и вкладам в общее дело.
День самоуправления. Это демонстрация навыков и умений, приобретенных в течение смены. Время проведения – последние дни пребывания в лагере, когда ребята приобрели некоторые знания и умения. К этому дню уже налажена “командная работа”: командиры, помощники в лице редколлегии, спортивного сектора, хозяйственного сектора, творческой группы - культмассового сектора. Начальник смены выбирается путем голосования из числа лидирующих ребят. Кандидатуры предлагаются отрядами. В День самоуправления каждый подросток может проявить свои способности.
Награждение лидеров - героев смены. В конце смены между героями, имена которых встречаются неоднократно, проводятся состязания с целью выявить лидера смены “Клуб лидеров”. Лидеры должны проявить находчивость, смекалку, знания в различных областях, умение работать в команде. По итогам заключительного конкурса ребятам вручаются Ордена: “Кавалер ордена I степени”, “Кавалер ордена II степени” “Кавалер ордена Ш степени”, “Орден солнечного зайчика”. А всем участникам смены вручаются грамоты и благодарности.
Приложения (рисунки 1, рисунки 2)
Список литературы:
- Когда кончаются уроки. Йошкар - Ола, 2000г.
- В.Валентинов. Игры нашего двора, СПБ Регата, Изд. Дом “Литература”, 000г.
- Е.Ромашов. Нескучный досуг, - М.: ТЦ, 2002г.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //
- Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
- Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. — М.: Просвещение, 1988.
- Гройсман АЛ. Ролевая психотерапия как воспитательный метод // Вопросы социальной и клинической психоневрологии. — М., 1973.
- Давыдов В.В., Неверкович С Д., Самоуткина Н.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителя // Вопросы психологии. — 1990.— № 3.
- Деловые игры в учебном процессе: Сб. ст. — Минск: Высшая школа, 1982.
- Захаров АЛ. Метод игровой коррекции // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л.: ЛГУ, 1974. — Вып. 2.
- Киселев Ю.В. Дидактические игры // Современные тенденции в дидактике высшей школы.— Л., 1975.
- Практическое руководство для придумывающих каникулы. Вестник МЦРДС “Педотряд раскрывает секреты”, - “Орленок”, 2000г.