Проектная деятельность в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, “портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.

Хотя проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
  • Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.

Типология проектов

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

  1. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  2. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  3. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  4. Количество участников проекта.
  5. Продолжительность проекта.

План работы над проектом

Предварительная подготовка учителя:

(подготовительный этап)

  1. Определить тему проекта.
  2. Продумать ключевые понятия темы.
  3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
  4. Представить возможные итоговые работы.
  5. Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.
  6. Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.

Первый этап.

(проектировочный)

  1. Сообщатся изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме
  2. Вопросы выносятся на доску.
  3. Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.
  4. Учитель обобщает перечень вопросов, формулируя 5-6 тем.
  5. Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
  6. Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
  7. Правильно будет вывесить график отчета по этапам.
  8. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это сайт, презентация, публикация - обговорить структуру;
    Если реальная модель, как она может быть представлена (рисунок, описание модели,макет).
  9. Предлагается объединиться по творческим группам, определить руководителя группы, составить перечень основополагающих вопросов по своей теме и определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.

Второй этап.

(практический)

Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.

  1. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
  2. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии. Обговариваем с творческой группой задание на следующий урок.

Заключителдьный этап.

  1. Еще раз обговариваются критерии оценки итоговой работы.
  2. Оглашается последовательность выступлений групп.
  3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении.

Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.

Название этапа Сроки Ученик Педагог
1. Подготовительный   Формулирование основополагающего и проблемного вопросов. Создание проблемной ситуации.
2. Проектировочный   Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки. Координация работы.
3. Практический   Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. Координация работы.
4. Контрольно-коррекционный   Самооценка. Координация работы.
5. Заключительный   Представление (презентация) проекта. Координация работы. Создание портфолио проекта.

Для направления деятельности учеников была разработана памятка.

Памятка начинающему исследователю

  • Выбери тему исследования
  • Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  • Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы .
  • Сделай выводы.
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Удачи !

Приложения