Цели:
охарактеризовать международную обстановку накануне войны Петра I;
рассмотреть причины, характер войны;
рассказать о начале Северной войны и формировании новой армии в России;
продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, картой, текстом учебника.
Оборудование: карта “Россия с конца XVIII века” (на доске, атласы у каждого учащегося).
Раздаточный материал:
отрывок из документа “Рассуждения” (дипломата П.П. Шафирова);
текст с ошибками “Начало Северной войны”;
задание-шифрограмма;
видеоэкскурсия “Санкт-Петербург”;
таблички: цели войны, даты, “преобразования в армии”;
учебники:
1. А.А. Преображенский, Б.А. Рыбаков: “История отечества” - 6-7 класс.
2. А.Н. Сахаров: “История России ХVII-ХVIII века.”
на доске записаны даты: 8 августа 1700г.; 9 августа 1700г.; октябрь 1700г.; 19 ноября 1700 г.; 1701-1704 г.г.
Слова: регулярная армия; рекруты.
План изучения нового материала:
1. Международная обстановка.
2. Начало Северной войны: причины, характер.
3. Реформа армии.
4. Строительство Санкт-Петербурга.
Ход урока
/. Коллективно-поисковая деятельность
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ребята, какие задачи стояли перед Россией в начале XVIII века в области внешней политики?
Что необходимо было сделать для осуществления этих задач? Пыталась ли Россия получить выход к Балтийскому морю?
Можно ли было решить эту задачу мирным путем? |
Скорее всего нет. |
//. Объявление цели урока
Так вот сегодня на уроке мы и должны выяснить, возможно ли было решение данного вопроса мирным путем или войной. Учебная задача: Что мы должны сделать, чтобы выяснить это. |
|
III. Коллективно-поисковая работа, работа с учебником, картой, документом
Швеция владела всем побережьем Балтийского моря (“шведское озеро”). Государство было самым могущественным в Европе; правил Карл XII (18 лет). Международная обстановка в начале XVIII века благоприятствовала России, так как европейские державы не могли вмешиваться в конфликт между Россией и Швецией. Учебная задача: Можно ли было решить вопрос о Балтийском море мирным путем? Давайте восстановим ход событий и охарактеризуем войну: повод, причины, характер. По датам.
Почему Петр I стремился захватить Нарву? После поражения под Нарвой Петр I начинает преобразования в государстве. С какой целью и какие?
Объясните понятие: Регулярная армия Давайте проверим по учебнику, правильно ли объяснили слова (идет проверка по тексту учебника). Петр I стремился закрепиться на берегах Невы и основал в 1703г. город. Совершим видеоэкскурсию в этот город. |
Нет. Нельзя. Швеция не хотела терять свое могущество и допускать Россию на Балтику. Учащиеся работают с документом, картой, учебником. Дают характеристику войны по алгоритмы, восстанавливают ход войны. 8 августа 1700г. - Нарва находится на побережье Балтийского моря; “ворота” в Европу. Учащиеся работают с текстом и делают вывод:
ПетрI создает регулярную армию и продолжает войну. Россия одерживает первые победы. Учащиеся дают объяснение понятий.
Учащиеся проверяют, делают вывод.
Учащиеся смотрят фрагмент видеоэкскурсии и отвечают на вопросы. |
IV. Закрепление материала
Учебная задача: Поработаем корректорами текста и выявим ошибки в тексте. |
Учащиеся работают с текстом, исправляют исторические ошибки. |
V. Объявление домашнего задания.
Итак, домашнее задание: прочитать текст параграфа, ответить на вопросы, проследить по карте ход военных действий. |
Записывают задание в дневники. |
3. Прочитайте отрывок из “Рассуждения...” о причинах Северной войны, написанного дипломатом П. П. Шафировым, и выпишите, какими историческими фактами обосновываются права России на земли Прибалтики.
“Что провинция Карелия и Ингирия, или Карельская и Ижорская земли... издревле во Всероссийской империи принадлежали, то не могут и сами шведы отрицать. Ибо все договоры и корреспонденции от давних лет меж коронами российской и шведской о том ясно гласят... И большая часть от провинций Лифляндии и Эстляндии принадлежала под областью и протекцией короны российской... ясное тому свидетельство, что город Юрьев Ливонский, по-немецки Дерпт... от российского великого князя Ярослава-Георгия, в лето от Рождества Христова 1026, по российским верным летописцам, создан, и во имя его Юрьев наречен. Також и Ревель в российских летописцах Колыванью называется... И во оных городах обретающиеся епископы и магистры российских монахов за своих государей почитали, и яко данники им дань погодную давали, о чем многие подлинные их пересылки и акты в канцеляриях российских... обретаются.”
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
4. Соотнесите правильно даты и события.
Начало Северной войны
1700
Поражение русских под Нарвой
1701
Первая победа русских над шведами в войне
1704
Взятие Нарвы
1703
Основание Петербурга
1702
Взятие Нотебурга
1700
5. Исправьте в тексте не менее девяти ошибок.
1. Когда был основан Петербург?
2. Какие названия имел город за свою историю?
3. Кто был первым губернатором?
4. Какие надежды возлагал Петр I на этот город?
5. Где и с какой целью построена Петропавловская крепость?