Цель урока:
Приобретение, закрепление и применение знаний по безутяжному оформлению личика игрушки. Формирование умений по оформлению игрушки.
Задачи
Обучающие
Закрепление ранее полученных знаний по изготовлению поделки;
Обучение поэтапному оформлению игрушки;
Формирование умения пользоваться технологической картой;
Знакомство со славянскими мифологическими персонажами.
Развивающие
Развитие образного мышления, художественного вкуса; навыков культуры труда, самоконтроля и взаимоконтроля, самостоятельности.
Воспитательные
Воспитание аккуратности; дружелюбия и взаимовыручки.
Тип урока
Комбинированно-интегрированный с элементами ролевой игры. Интеграция со студией танца “Мозаика”, объединением “Ритмическая гимнастика”.
Материальное оснащение
Игрушки для оформления (изготовленные детьми ранее “домовички”);
Наборы для оформления игрушек (нос, рот, глаза, усы, платки, заплатки и т.п.);
Клей, ножницы, иголки, нитки, булавки;
Карандаши, палочки, штрих;
Инструкционные, технологические карты.
Оформление кабинета
Игрушки-домовички, стенд с книгами о домовых, кубы и стеллажи для демонстрации оформленных игрушек, предметы быта русских крестьян: светец с лучиной, ухват.
Музыкальное оформление
Танец “нечистой силы”, подготовленный младшей группой студии танца “Мозаика”.
Структура урока
Организационно-подготовительный этап
Приветствие;
Проверка явки учащихся;
Активизация учащихся;
Формулировка темы и цели урока;
Постановка задач;
Организация групп, назначение бригадиров (учащиеся третьего года обучения);
Выдача материалов, инструментов, технологических карт;
Проверка готовности.
Формирование новых знаний
Сведения о мифологических персонажах;
Показ танцевального номера;
Теоретические сведения об оформлении поделок;
Цветовая грамота;
Материалы и инструменты;
Организация рабочего места и инструктаж по технике безопасности;
Гимнастика;
Показ и объяснение педагогом приемов безутяжного оформления.
Применение знаний, формирование умений
Выполнение практического задания с помощью инструкционной карты;
Контроль и помощь со стороны педагога, бригадиров, самоконтроль.
Контрольный этап
Исправление возможных ошибок;
Заполнение технологической карты с целью проверки усвоения знаний о последовательности выполнения операций по оформлению игрушки.
Подведение итогов
Демонстрация готовых изделий;
Награждение;
Домашнее задание.
Уборка рабочего места
Ход урока
Вступление
Сегодня вы познакомитесь с
мифологическим персонажем домовым, узнаете об
истории возникновения этого героя, о его
привычках и желаниях. Но, самое главное,
научитесь одному из приемов оформления игрушек
– простому или безутяжному. Перед каждой из вас
стоит задача сделать вашего любимого домовичка
красивым, внести в его оформление что-то свое,
новое и продемонстрировать его друг другу и
гостям.
Предлагаю вам организовать работу в двух
творческих группах – бригадах. Девочки старшей
группы будут у вас бригадирами, а вы будете
сегодня дизайнерами и модельерами, визажистами и
художниками.
Учащиеся, входящие в состав бригады, соблюдая
технику безопасности и технологию должны
оформить поделку (домовичок и домовушка) и
охарактеризовать своего героя.
В конце урока мы выберем две самых лучших поделки
среди учащихся и среди взрослых и наградим их
авторов.
Историческая справка
Близки были с природой наши предки.
Удивительно интересно они строили свою жизнь.
Культ духов развивался и креп рядом с почитанием
единого Бога. В царстве растений, животных, людей
– везде обнаруживали себя добрые и злые духи,
требовавшие самого уважительного, осторожного
отношения.
Для крестьянина в темный зимний вечер, когда свет
был только от лучины, каждая вещь была
одушевленной (на несколько минут в классе гасят
свет и зажигают лучину, которая закреплена в
настоящий светец). В такие долгие зимние вечера
девушки занимались рукоделием: ткали, вышивали,
плели, но самым любимым занятием был пошив кукол
в образе того или иного духа, чем задабривали
“ненужного”. А уж выдумщицы они были отменные!
За рассказами рождались Вострухи и Бабаи, Ведуны
и Русалки, Переполохи и Банники, Дремы и
Волосатки, Болибошка и Обида, Домовые и Лешаки, да
и наша знаменитая Баба Яга тоже славянская
выдумка от слова “Яшка”, а Яшкой в древних
песнях называли ящера – некогда жившее на земле
животное.
Славянский эпос насчитывает большое число
нежити – всего, что не живет человеком, что живет
без души, но в виде похожем на человека. Это не
пришельцы из другого мира, это просто
человеческая выдумка.
Давайте вместе с вами, следуя логике предков,
подумаем, какие новые духи могли бы сейчас
появиться в наших жилищах.
Кто обитает в гараже, в ванной, на балконе, в
портфеле?
Сегодня мы остановимся на одном из персонажей
русской мифологии. Это – домовой.
Спросите любого, кто такой домовой, и вам тут же
расскажут про старый деревенский дом со
скрипучей лестницей, с хлевом, где живут домашние
животные, с русской печкой.
Про них, домовых, говорят всякое. Они маленького
роста, никогда не носят головных уборов. Людям
стараются не показываться. Если кто-то застанет
домового врасплох, они тут же обернутся
игрушками или домашними животными – пусть все
вокруг думают, будто их и вовсе на свете нет. А то
вдруг осмелеют и погладят человека теплой рукой!
Домовой – главный помощник в любом деле. Без него
в избе все идет не так: вещи ломаются, продукты
портятся, цветы вянут. Но если разозлится
домовой, то может навредить своему хозяину:
посуда бьется, вещи теряются, по ночам стучит и
возится в углах, а то и вовсе все вверх дном
перевернет. Тогда хозяева просят домового: “Шиш,
шиш, пошути, да и на место положи!”. И поговорка в
народе сложилась: “Бога люби, а нечисть не
дразни”.
Ребята, а скажите-ка, пожалуйста, хотели бы вы
увидеть, как хулиганит нечистая сила?
Танец “нечистой силы”, подготовленный младшей
группой студии танца “Мозаика”.
Вот она какая “нечистая сила”, и вовсе не
страшная, а просто “хулиганистая”.
Назовите литературных героев рода нежити
(“Белоснежка и семь гномов”, “Страж порядка”,
“Дедушка Ау”, книги Г.В.Александровой “Про
домовенка Кузьку”, мультфильмы о домовенке
Кузьке)
Дети вспоминают и называют литературных героев
Александровой (Лешик, Конурник, Нефедушка,
Вуколочка, Севрюка, Марфа-берендейка, Пахмура,
домовятка-Сенька, Шишига, главный старый домовой
Нафаня).
Нафаня и по сию пору живет в каждом деревенском
доме, да не каждому об этом ведомо. Зовут его
хозяином, хранителем домашнего очага. Главное
его дело – досмотр за хозяйством. Редкий человек
может похвастаться, что видел Домового. Гораздо
проще его услышать: плач и глухие стоны, мягкий
ласковый голос. Видит Нафаня всякую мелочь и
неустанно заботится, что бы все было в порядке.
На чердаке, на чердаке есть уголок укромный.
А в уголке, а в уголке стоит сундук огромный.
А в сундуке, а в сундуке лежит башмак без пряжки.
А в башмаке, а в башмаке лежит листок бумажки.
А на листке, а на листке всерьез, не понарошку,
Записка: “Здесь, на чердаке, в укромном темном уголке
В раскрытом старом сундуке в дырявом теплом башмаке
Скрываюсь я – домушник.
А просто Кузей меня звать, я так люблю в тепле поспать!”
Кузенька еще совсем маленький, ему
всего-то семь веков, восьмой пошел. Но уже все
умеет: и порядок наведет и пирогов напечет. Очень
хозяйственный. А еще он так здорово сказки
рассказывает! Заслушаешься. Хоть и маленький он,
да удаленький. В яркой рубашонке, лапоточках. По
хозяйству помогает, никого в дом не пускает.
Только увидеть его не каждому удается.
Говорят, если хочешь, чтобы домовой появился, его
надо непременно позвать на новоселье. А хотите с
ним ладить – не ссорьтесь, сохраняйте мир и покой
в семье. Можно и угощение домовому оставить: хлеб
с солью или кусок пирога. Уж полакомиться они
любят.
Русское народное творчество убеждает нас, будто
домовые живут по двое. Один за хозяйством следит,
живностью командует, а другой за порог избы не
выходит.
Вот он какой, славянский домовой, добрый образ
древности и современности, хранитель домашнего
очага, заботливый незримый помощник, веселый
озорник.
Теоретические сведения
При изготовлении игрушки мы с вами выбрали один из чудесных натуральных материалов – мешковину.
Сообщение одной из учениц о
мешковине.
Мешковина – это грубая прочная ткань,
выполняется из толстой пряжи полотняным
переплетением нитей. Пряжа для мешковины
изготавливается из грубостебельных волокон
джута, кенафа, канатника, льна-очеса.
Мешковина имеет равномерную структуру, приятный
светло-коричневый цвет, легко отбеливается и
красится, проста в обработке, хорошо сочетается с
природными материалами.
Раньше мешковина считалась бросовым материалом,
а теперь все чаще применяется в
декоративно-прикладных целях.
Для первых своих поделок мы с вами
заготовили детали глазок в форме кружков. В
дальнейшем мы будем придумывать и более сложные
формы глаз. Подсказками нам будут красивые
картинки в книжках, на открытках, в мультфильмах.
Обычно, оформляя первую игрушку, глазки крепят
высоко, ближе к ушам, но это неправильно. Лоб у
игрушки должен оставаться большим и открытым
(рисунок 1, рисунок 2).
Рисунок 1 (правильный вариант) Рисунок 2 (неправильный вариант)
Чтобы верно расположить глазки и носик, нужно разделить личико игрушки горизонтальной линией пополам. Борода и носик домовенка должны располагаться ниже этой линии, а глаза – выше, но ближе к носу.
Попробуйте сместить детали глаз друг относительно друга вниз, вверх, в сторону, и вы заметите, как меняется взгляд игрушки. Поэтому сначала соберите глаза на булавку с ушком и прикладывайте к личику до тех пор, пока не почувствуете, что они оказались на месте. Затем очень аккуратно, не смещая их с места, наносим капельку клея и булавочкой прижимаем, что бы приклеились.
Щечки у игрушек подкрашиваем румянами или цветными мелками.
Домовичок семью хранит
От раздоров и обид,
Прочь невзгоды разгоняет
И сердца соединяет
Правила сборки глазок
подглазник – белый или любой светлый тон
яблоко глаза – цветное
зрачок – черный
блик – белая точечка
физкультминутка
Практическая работа
организация рабочего места;
инструктаж по технике безопасности;
показ педагогом оформления личика игрушки;
выполнение практической работы учащимися с помощью инструкционной карты (рисунок 3)
Контрольный этап
Педагог и бригадиры помогают исправить возможные ошибки. После чего учащимся выдаются технологические карты по изготовлению домовичка, в которых они должны заполнить графу “Последовательность операций” <рисунок 4>.
Тем временем педагог оформляет выставку работ учащихся и гостей. После сдачи работы дети могут рассказать о своей игрушке.
Подведение итогов
На сегодняшнем занятии вы узнали много нового, научились оформлять игрушки безутяжным способом. Согласны ли вы, что сделанная вручную игрушка поможет украсить интерьер дома, станет прекрасным подарком родным и друзьям?
Это ваш первый самостоятельный шаг в изготовлении игрушки-сувенира, эти умения пригодятся вам в жизни.
Демонстрация-выставка поделок (рисунок 5);
Награждение двух лучших поделок, выбранных голосованием (рисунок 6).