Цели:
- Научить детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно.
- Ознакомить детей с позитивным переформулированием как способом изменения отношения к ситуации.
- Закрепить умение менять отношение к трудной ситуации.
- Научить выражать собственное мнение.
Задачи:
- Обеспечить включение
- Улучшить навыки общения
- Обменяться мнениями и идеями
- Придать группе энергию
- Использовать силу “мозгового штурма” для решения проблем
- Поощрять активное слушание
Жить – значит иметь проблемы.
Решать их – значить расти интеллектуально. (Дж. П. ГИЛДФОРД психолог)
Ум – это не сосуд, который нужно наполнить, а пламя, которое необходимо разжечь. (ПЛУТАРХ, римский философ)
I. Актуализация знаний:
- Что такое изобретательство?
- Какими путями можно решать любые задачи?
- Творчество – это …..?
- Зачитать рассказы, стихи практической работы №1.
- В чём заключается –
- суть метода МА? (Приложение 1)
- цель метода МА?
- план действий по методу МА?
II. Опыт использования МА показывает, что генерации идей способствуют такие приемы, как:
- Аналогия (сделай так, как это делалось при решении другой задачи)
- Инверсия (сделай наоборот)
- Фантазия (предложи нечто неосуществимое)
- Эмпатия (считай себя частью совершенствующего объекта и выясни чувства, ощущения)
III. Проведем опыт: Мыслитель или художник?
Цель: Определить какое из полушарий доминирует.
- Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки или правой? Запишите результат Л или П.
- Сделай в листе бумаги небольшое отверстие, и посмотрите сквозь него двумя глазами, на какой – нибудь предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет перемещается, когда вы закрываете правый или левый глаз?
- Встаньте в “позу Наполеона”, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
- Попробуйте изобразить “бурные аплодисменты”. Какая ладонь сверху?
Если во всех опытах был получен ответ “П”, то вы ярко выраженный мыслительный тип. Если только “Л”, то вас с уверенностью стоит причислить к разделу художественной натуры. В реальности в чистом виде эти типы редко встречаются, обычно наблюдается та или иная комбинация, что лишний раз подчеркивает, насколько велико в каждом из нас индивидуальное начало.
IV. Стремитесь к большому количеству идей.
Идеи – как семена. Не всем им суждено выжить, поэтому необходимо посадить как можно больше семян.
Стремитесь к разнообразным идеям.
Оставайтесь свободным.
Говорите обо всем, не опасаясь высказать самые дикие предположения и выставить себя на посмешище.
Не судите
Помните, что осуждение останавливает течение мыслей и сбивает вас с ритма. Знайте, что новые идеи подобны разноцветным мыльным пузырям. Они могут лопнуть из-за “колкости” или зевка, исчезнуть от насмешки или хмурого взгляда.
Записывайте все
Оценка
Выбрать из списка три наиболее популярные идеи.
Забавный способ заставить свой ум работать в новом направлении заключается в том, чтобы задать себе вопрос: “А что если….”, Задавая вопрос, Вы ставите перед своим сознанием цель, которую надо достичь. Простая процедура задавания вопросов является необычайно сильным средством пробуждения ваших творческих талантов. Сознанию свойственно искать ответы, и этот процесс тем интереснее и занимательнее, чем труднее это осуществить. Поэтому вопрос – это своеобразный крючок, на который ловятся идеи. Недаром знак вопроса имеет форму перевернутого крючка.
Навыки, необходимые при решении проблем:
- Прямой подход. Если перед вами возникает проблема, что вы обычно делаете? Идете ей на встречу или бежите от нее? Удовлетворяетесь единственным решением или пытаетесь найти еще и альтернативные? Откладываете решение в долгий ящик или всегда решаете проблему сразу же?
- Организация. Для того, чтобы эффективно решить задачу, нужно правильно организовать имеющуюся информацию, сосредоточиться на ключевых моментах, отбрасывая все второстепенное. Нужно точно сформулировать возникшую проблему.
- Манипуляции. Некоторые задачи решаются достаточно эффективно с помощью продуманной тактики последовательных шагов. Другие можно решить экспериментальным путем – методом проб и ошибок. Третьи “сдаются” только после долгого размышления, причем ответ часто возникает как озарение. В любом случае вы должны будете оперировать имеющейся в наличии информацией.
- Проверка. Когда вы получите решение, проверьте его правильность. Вновь проанализируйте сделанные вами допущения, цепочки умозаключений. Спросите себя, нет ли у этой проблемы другого решения?
Игры - (приложение 2) (презентация игры)
Вопросы для обсуждения.
1. Цепная реакция
- Что вы узнали о ваших одноклассниках?
- Почему таким способом хорошо узнавать друг о друге?
- Что вы почувствовали, когда подошла ваша очередь?
Что вы чувствуете по отношению к вашим одноклассникам сейчас?
2. Проволока жизни
- Чему вы научились в ходе этого упражнения?
- Какой опыт был для вас новым, а какой нет?
- Насколько хорошо слушали вас одноклассники?
- Что ты почувствовал, когда сделал макет из проволоки и поделился своим жизненным опытом?
3. Мозговой штурм
- Было ли весело проводить мозговой штурм?
- Помогли ли вам правила?
- Что произошло бы, если бы мы начали комментировать, оценивать или обсуждать идеи по мере их высказывания?
- Насколько активно ты участвовал?
4. Кухонные принадлежности
- Что разработали группы
- Как менялась деятельность групп по ходу высказывания и разработки приспособлений?
- Чему вы научились в результате этого упражнения?
- Как сформировалось лидерство в вашей малой группе?
- Как подобные упражнения влияют на дух группы?
- Какое у тебя было настроение, до того как группа решила, что создавать?
- Как ты себя чувствовал, когда группа выполнила задание?
5. Достижение соглашения
- Какие идеи вы высказали в группе?
- Почему иногда такой способ принятия решения более труден?
- Как ваша группа пришла к соглашению?
- Как вы себя чувствовали, когда группа пришла к заключительному решению?
- Как вы лично повлияли на решение, которое приняла группа?
6. Штурм целей
- Почему важно знать чего хочет группа?
- Почему нужно придерживаться правил МШ?
- Что затрудняет штурм целей?
- Чем вы докажете, что ваша группа работала успешно?
7. Групповое решение проблем
- В чем состоит ценность стратегии?
- Какими еще путями могут быть приняты решения в группе?
- Насколько хорошо вы следовали правилам поведения в группе?
- Какие навыки социального характера применяла ваша группа?
- Как вы оцениваете свое участие?
- Удовлетворяет ли вас разработанный план действий?
8. Раз, два, три
- Как можно сравнить твой выбор с выбором других?
- Почему выбирать иногда трудно, а иногда легко?
- Какие чувства у тебя возникают, когда трудно выбирать?
- Что ты сам о себе узнал?
9. Большой палец – вверх, большой палец – вниз
- За что еще вы могли проголосовать?
- Чем этот способ отличается от другого?
- Почему важно знать разные способы голосования?
- Чем такой способ голосования тебе помог?
- Что ты чувствовал когда твое мнение узнали все?
- Хотел ли ты изменить решение, когда увидел, как голосовали другие?
10. Клиент – Консультант
- Какие решения нашли консультанты для вашей проблемы?
- Насколько хорошо консультанты слушают?
- Почему иногда консультант нужен?
- Какие социальные навыки помогут стать хорошим консультантом?
- Как это упражнение повлияло на настроение в вашей группе?
- Как ты чувствовал себя, когда делился с другими своей проблемой?
Приложение №3 – Орел или решка
Приложение №4 – Попробуй разрешить проблемную ситуацию.