Разработка урока по химии по теме: "Химические свойства и получение карбоновых кислот"

Разделы: Химия


Пояснительная записка.

Урок “Свойства и получение карбоновых кислот” стоит в разделе

“Кислородсодержащие органические вещества”. Учащиеся изучили строение, изомерию и номенклатуру органических кислот, поэтому изучение свойств и получения были выделены отдельным уроком. Учащиеся 10 класса изучали неорганические кислоты 8-ом, поэтому форма урока была выбрана в виде исследования свойств и получения карбоновых

кислот. Обоснованность выбора формы урока отвечает его целям и задачам.

В начале урока учитель показывает положительную мотивацию, применяются формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая и индивидуальная, лабораторные опыты, поиск информации в учебной литературе и обучающей программе на компьютере.

Используются методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Учитель обозначает круг исследуемых вопросов и проблем. Учащиеся формулируют задачи исследования. Учитель организовывает поисковые группы: “Химики-неорганики” исследуют свойства неорганических кислот, “Химики-органики” свойства органических кислот, “Эксперты” качественные реакции на карбоновые кислоты, “Технологи” получение этих кислот.

В ходе урока учащиеся заполняют лист исследования, а данные берут из компьютера, используя диск с общеобразовательной программой “Органическая химия”, аналогичную схему учитель заполняет на доске, что позволяет систематизировать материал, выделить главное. Эта схема станет основой для подведения итогов урока. По окончании работы группы делятся результатами своего исследования, остальные же учащиеся дополняют листы исследования новыми сведениями. Во время сообщений демонстрируются слайды с помощью мультимедийного проектора и результаты химических опытов. Группа “Экспертов” устанавливает “неизвестную” кислоту и подводится итог исследования, учащиеся отвечают на ряд вопросов.

Используются на уроке такие методы и формы контроля как ведение листов исследования, тестирование, экспресс-опрос, домашнее задание.

Прогнозируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • химические свойства карбоновых кислот;
  • отличие химических свойств неорганических от органических кислот;
  • способы получения карбоновых кислот.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: создать условия для изучения и закрепления свойств и получение карбоновых кислот через использование информационно-коммуникативной технологии.

Задачи урока:

  • способствовать усвоению учащимися знаний о нахождении в природе, о свойствах, получении карбоновых кислот через работу с обучающей программой “Органическая химия”;
  • способствовать формированию оперативно-контрольного умения и умение пользоваться компьютером через работу со слайдами;
  • создать условия для развития познавательного интереса к предмету, коммуникативных качеств, самостоятельности, настойчивости, элемента исследовательской работы.

Материально-техническая база и оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, растворы муравьиной , уксусной, Н2SO4, метилоранж, фенолфталеин, синий лакмус, NaOH, Mg, СаO, Na2CO3 , AgNO3, NH4OH, CuSO4, спиртовка, спички, держатель, пробирки.

Дидактическое обеспечение:

  • слайды, листы исследования, тесты, инструкции для групп, диск с обучающей
  • программой “Органическая химия”, сигнальные карточки.

Форма проведения урока: изучение нового материаа

Эпиграф урока:

“Нам необыкновенно повезло, что мы живём в век, когда ещё можно делать открытия”.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Ориентировочно-мотивационный этап (инициация урока, объявление темы, цели, задач, начальные записи). Учитель: “Ребята, лаборант случайно пролил кислоту на этикетку, в результате осталась надпись “…ая кислота”. Необходимо помочь лаборанту исследовать её свойства и определить, какая это кислота. Чтобы легче работалось, вам необходимо ответить на вопросы. Какие вещества называются кислотами? По каким признакам классифицируют кислоты? С какими веществами могут реагировать кислоты? Цель нашего исследования изучить свойства и определить “неизвестную” кислоту. Для работы нам необходимо организовать поисковые группы: “Химики-неорганики”, “Химики-органики”, “Эксперты”, “Технологи”. Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют задачи исследования.

1. Исследовать свойства неорганических кислот.

2. Исследовать свойства органических кислот.

3. Сравнить свойства неорганических и органических кислот.

4. Качественной реакцией определить “неизвестную” кислоту.

5. Изучить способы получения карбоновых кислот.

Учащиеся распределяются по поисковым группам:

“Химики-неорганики”,

“Химики-органики”,

“Эксперты”,

“Технологи”,

и выбирают лидеров.

2. Операционно-исполнительский

этап (групповая и

индивидуальная

работа по выполнению

заданий).

Учитель раздает поисковым группам план, листы исследования

( смотреть приложение ),

определяет время работы

6 минут на данном этапе.

Учитель составляет

Аналогичную схему, как в листах исследования, на доске, что позволяет систематизировать материал и стать основой для подведения итогов урока.

Учащиеся внутри группы распределяют задания и работают по инструкциям

(смотреть приложение )

5 минут с обучающей компьютерной программой “Органическая химия”.

Они записывают в листах исследования результаты работы.

Заполняют лист исследования.

Выполняют лабораторную работу по инструкции, которая есть в каждой поисковой группе. По окончании работы группы делятся результатами своего исследования.

Во время сообщений демонстрируются слайды и учащиеся сверяют свои сведения, а подводя итог исследования, отвечают на ряд вопросов.

3. Этап первичного закрепления в обобщающей беседе. Учитель задает вопросы:

- С какими веществами взаимодействуют неорганические кислоты?

- С какими веществами взаимодействуют органические кислоты?

- Какими химическими свойствами отличаются органические кислоты от неорганических?

- Какие специфические свойства характерны для муравьиной кислоты?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
4. Рефлексивно-

оценочный этап

(первичный контроль)

- тестирование,

экспресс – опрос.

1. Тестирование на компьютерах и обычным способом (смотреть приложение)

Учитель выводит на экран мультимедийного проектора таблицу с правильными ответами на тесты.

Проводит рефлексию с помощью сигнальных карточек.

2. Экспрес-опрос.

Учитель зачитывает утверждения. Верно ли что…

…для органических и карбоновых кислот характерны реакции нейтрализации?

…уксусная кислота образуется при брожении варенья?

…качественным реактивом на неорганические и карбоновые кислоты является метилоранж?

…карбоновые кислоты получаются окислением соответствующих альдегидов?

…муравьи выделяют метановую кислоту?

1. Учащиеся проводят самопроверку, для которой на экран мультимедийного проектора выводится таблица с правильными ответами (смотреть приложение).

Работают с сигнальными карточками, которые показывают итог тестирования.

Красные – рейтинг 5;

Зеленые – рейтинг 4;

Желтые – рейтинг 3.

Учащиеся кладут перед собой заполненные листы исследования, готовят сигнальные карточки,

Зеленая означает “да”.

Красная “нет”.

Желтая “сомневаюсь”.

5. Постановка

домашнего задания.

Предлагается учащимся в двух формах: обычной - §20,

Упр. 6,7; творческий

(по желанию) - написать сказку с участием карбоновых кислот.

Учащиеся записывают домашнее задание.
6. Подведение

итогов.

Учитель подводит итог урока, проводит рефлексию, где учащиеся показывают результаты усвоения новых знаний, оценивают и комментируют работу наиболее активных учащихся. Учащиеся поднимают сигнальные карточки:

Успешно справились с поставленными задачами

- красная карточка, если остались некоторые вопросы – зеленую, а если не усвоили больше половины – желтую.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Безрукова Н. П. , Сыромятников А. А. Использование компьютерных технологий при изучении химической связи. // Химия в школе. 2001. №2. С. 41.
  2. Габриелян О. С. , Остроумов И. Г. , Остроумова Е. Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. Москва, “Дрофа”, 2003.
  3. Гузеев В. В. Структура образовательного процесса. Типы и структуры уроков. // Химия в школе. 2002. №1. С. 17.
  4. Журин А. А. Компьютер в кабинете химии. Пособие для учителя. Москва “Школьная пресса”, 2004.

Приложение 1

Приложение 2