Тема урока. Графический способ решения уравнений.
Цели урока:
- Образовательные:
- открыть совместно с учащимися новый способ решения уравнений, закрепить навыки построения графиков элементарных функций с использованием ИКТ.
- Развивающие:
- формировать потребность приобретения новых знаний, создать условия для контроля (самоконтроля) усвоения умений и навыков;
- развивать математическую речь при комментировании решения.
- Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу, взаимопонимание, уверенность в себе, развивать самостоятельность и творчество.
Тип урока. Урок объяснения нового материала и закрепления изученного.
Продолжительность урока: сдвоенный (1,5 часа).
Первая часть урока
ХОД УРОКА
I. Устная работа
Решите устно уравнения:
В каких четвертях расположен график функции и что является графиком функции:
II. Объяснение новой темы
На доске записаны уравнения:
Попробуйте определить корни данных уравнений. (Учащиеся затрудняются в ответе)
Традиционно по формуле или выделением квадрата двучлена довольно сложно решить такие уравнения. Это приводит к громоздким преобразованиям. Рассмотрим новый способ решения уравнений – графический.
Для примера возьмем одно из данных уравнений. Рассмотрим все этапы решения уравнения х3 – 1,2х + 0,5 = 0 графическим способом.
1. Перепишем уравнение в виде равенства, в правой и левой частях которого стоят выражения более простого вида. Эти выражения, будучи приравнены к у, дают функции с более легким построением графиков.
х3 = 1,2х – 0,5
2. И левую и правую часть уравнения представим в виде отдельной функции, т.е.
у = х3 и у = 1,2х – 0,5
3. Построим в одной системе координат графики этих функций:
у = х3
у = 1,2х – 0,5
4. Найдем точки пересечения графиков: (0,5; 0,5), (– 1,2; – 2)
5. Определим абсциссы точек пересечения этих графиков, которые и будут корнями исходного уравнения: х1 = 0,5; х2 = – 1,2
6. Обратим внимание, что корни получаются приближенные. Чтобы убедиться, что корень точный, надо подставить его в уравнение, т.е. делается проверка.
III. Закрепление темы
1. На экран выводится слайд с алгоритмом решения уравнения графическим способом. И еще раз проговариваются все пункты решения.
2. Работа у доски и в тетрадях.
Решим № 622 а) – у доски и в тетрадях, № 624 а) – у доски и в тетрадях, б) – самостоятельно.
– Не все уравнения можно быстро решить. Много времени занимает построение графиков. Экономить время при решении более сложных уравнений позволяют специальные компьютерные программы. На следующем этапе урока мы закрепим полученные знания с помощью компьютерной программы Master Function.
IV. Итог урока
– Что нового вы узнали на уроке?
– В чем сложность при решении уравнений графическим способом?
– Вторая часть урока (Урок проводится в компьютерном классе)
ХОД УРОКА
I. Два ученика записывают на доске решение заданий:
1) № 623 (а),
2) № 625 (б).
Остальные решают аналитически № 622(б):
х2 + 1,5х – 2,5 = 0, Умножим обе части уравнения на 2,
2х2 + 3х – 5 = 0, 2 + 3 – 5 = 0 значит можно применить теорему Виета,
х1 = 1, х2 = – 2,5.
Ответ: 1, –2,5.
II. Не все уравнения можно так быстро решить. Экономить время при решении уравнений позволяет специальная компьютерная программа – Master Function. Инструкция по работе с программой возле каждого компьютера:
Графики в программе Master Function строим следующим образом:
– нажмите F2 или выберите на панели
инструментов f(x);
– введите функцию используя английский алфавит
и математические символы (* – умножение, / –
деление, ^ – степень);
– введите ширину линии
– введите диаметр точки,
– введите цвет графика;
– нажмите Добавить функцию.
Координаты любой точки графиков можно определить, наведя курсор на эту точку. Тогда в левом нижнем углу экрана появятся координаты этой точки.
III. Класс разбивается на 7–8 групп по 3 учащихся. Решают уравнения графически с использованием компьютера. Каждой группе выдается карточка из 3 уравнений.
1. x – x + 1 = 0 x+ 2x – 4 = 0 = 0 2. x– 6x – 1 = 0 x– 2x – 2 = 0 4x+ 63x – 7 = 0 3. –7x– 4x + 8 = 0 |
4. –16x + 8x – 27 = 0 – 6 + x = 0 x+ 3x + 1 = 0 5.
x+ x –3 = 0 6. 4x+ 69x – 7 = 0 |
7. 3x – 4 – = 0 x+ x – 3 = 0 –16x+ 8x – 27 = 0 8. 3x – 4 – = 0 9.= 0 |
Фрагмент работы с программой Master Function
Вопросы, на которые нужно ответить в процессе решения уравнений выдаются каждой группе.
- Переписать уравнение в виде равенства, в правой и левой частях которого стоят выражения более простого вида. Эти выражения, будучи приравнены к у, дают функции с более легким построением графиков.
- Построить в одной системе координат графики этих функций с помощью программы Master Function.
- Определите типы полученных графиков
- Найти точки пересечения графиков.
- Определить абсциссы точек пересечения этих графиков, которые и будут корнями исходного уравнения.
- Определите, сколько корней имеет данное уравнение, почему.
Ответы на вопросы занесите в таблицу. Таблица дана на доске.
Таблица и выводы записывают в тетрадь.
Также для сильных учащихся предусмотрены дополнительные уравнения.
x– 289x + 476 = 0
– x+ 8x – 27 = 0
3x – 5 – = 0
IV. Подведение итогов.
В подведении итогов учитель задает учащимся вопросы:
- Что вы сегодня научились делать? (Решать уравнения графическим способом; отработать алгоритм решения.)
- Как сэкономить время решения уравнений графически? (Использовать компьютерную программу – Master Function.)
- Какие выводы вы сделали в процессе решения? (С помощью компьютера можно рассмотреть случаи решения уравнений на большем промежутке; рассмотреть уравнения, которые имеют два корня, один корень, не имеют корней; рассмотреть большое количество разнообразных графиков, их взаимное расположение.)
V. Домашнее задание: Повторить алгоритм, решить № 623 (б), № 629 (б), № 631.