Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели и задачи:
- сформировать способность к сложению и вычитанию смешанных чисел;
- повторить и закрепить основное свойство дроби, сокращение и сравнение дробей, приведение дробей к общему знаменателю, построение математических моделей текстовых задач.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания.
II. Самоопределение к деятельности
Беседа:
– Чем мы с вами занимались последние несколько уроков? (Учились складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, сформулировали основное свойство дроби, научились сокращать дроби, приводить дроби к общему знаменателю, сравнивать дроби.)
– Все эти знания вам пригодятся и сегодня при изучении новой темы, а сейчас давайте вспомним все умения на примерах.
III. Актуализация знаний
а) Первое задание: вам нужно восстановить верный алгоритм сложения и вычитания дробей.
Ученики называют очередность этапов с комментированием: отвечая на вопрос учителя КАК?
б) Вычисли:
Учащиеся считают устно и называют ответ (пользуясь алгоритмом).
Учащиеся вспоминают алгоритм как сложить (вычесть) смешанные числа с одинаковыми знаменателями, решают примеры устно.
IV. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи
– А сейчас вам необходимо синтезировать все ваши знания и умения, которые мы сегодня повторили и попробовать сформулировать алгоритм – как сложить смешанные числа с разными знаменателями, и как вычесть смешанные числа с разными знаменателями.
– Ваши предложения? Как можно решить эти примеры?
Учащиеся предлагают свои варианты. Все эти варианты разбираются и либо принимаются, либо опровергаются. Учитель подводит детей к тому, что вариант когда можно отдельно выполнить сложение или вычитание целых частей , а затем дробных, приведя их к общему знаменателю, самый рациональный.
V. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
Учащиеся решают у доски пример на сложение
(1)
примеры на вычитание
а) (2)
б) (3).
Возникает затруднение: как вычесть из числителя дробной части уменьшаемого числитель дробной части вычитаемого, если он больше?
– Ваши предложения? Как можно решить эти примеры?
Учащиеся предлагают свои варианты. Все эти варианты разбираются и либо принимаются, либо опровергаются. Учитель подводит детей к тому, что необходимо “занять” единицу у целой части уменьшаемого, представить ее в виде дроби и прибавить к дробной части уменьшаемого, чтобы получилась неправильная дробь, а затем выполнить вычитание по известному способу. Затем составляется эталоны (алгоритмы ) сложения и вычитания смешанных чисел (см. Приложение).
VI. Закрепление во внешней речи
1. Решение у доски примеров на сложение и вычитание № 246 (1, 2), № 247 (1, 5, 9) по эталону с проговариванием каждого этапа вслух.
2. Самостоятельная работа с проверкой по эталону № 246 (3, 4) № 247 (2, 6, 10).
№ 246 (3,4) 3) 4)
|
№ 247 (2, 6,10) 2) 6) 10) |
Ответы проверяются по таблице, получая слово, которое встретится в следующем задании.
Ь |
П |
Л |
Ш |
Д |
И |
ШПИЛЬ
VII. Включение в систему знаний и повторение
№ 249
На вершине горы, возвышающейся на м над уровнем моря, поставлена башня высотой м . На крыше башни стоит громоотвод, высота которого равна м. На какой высоте над уровнем моря находится шпиль этого громоотвода?
Cоставление математической модели задачи и решение.
VIII. Рефлексия (самооценка)
Ученики заполняют таблицу самостоятельно, затем желающие зачитывают свои записи.
ЗНАЮ |
УМЕЮ |
ОЦЕНКА |
IX. Домашнее задание: № 274 (1, 2), № 277