Разработка урока по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Разделы: Русский язык


Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (образа действия, степени, сравнения.)

Ведущей задачей обучения русскому языку является развитие речи учащихся во всех ее формах – устной, письменной, диалогической, монологической. Именно в среднем звене (5–9-й кл.) закладываются основы грамотного письма. Известно, качество обученности, орфографическая зоркость, пунктуационные навыки, и, наконец, развитие речи учащихся оставляет желать лучшего. Тратится огромное количество времени, усилий, но, к сожалению, качество знаний улучшается ненамного. Поэтому возникает потребность искать новые способы и методы обучения русскому языку. С этой целью были разработаны уроки, где применялся нестандартный подход к моделированию уроков.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Класс был разделен на две группы, поскольку в данном учебном коллективе есть группа учениц, которая опережает остальных по качеству обученности, по восприимчивости нового материала. Для них урок был разработан отдельно. Для этой группы отдельно ставилась цель урока, что видно из учебного листа, отдельно определен объем учебного материала для освоения, отдельно отобраны задания, что они должны были выполнить за отведенное время. В конце урока данная группа должна была написать мини-сочинение на свободную или предложенную тему, состоящее только (максимально) из сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными образа действия, места, времени, причины и т.п. То, что не успели сделать за урок, оставалось на дом или на следующие уроки (в частности таблица). К учебному листу прилагались ответы, по которым самостоятельно проверялась правильность выполнения задания. Эффект был значительным. Группа справилась практически со всеми заданиями, в том числе был составлен рассказ, предложения в котором – только сложноподчиненные с придаточными обстоятельственными:

ВЕСНА

Когда пришла весна, наступили теплые дни. Там, где раньше лежал снег, весело бегут ручьи. Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. Если посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. Когда просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. Люди приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы.

Остальные учащиеся работали с учителем. Каждому был дан учебный лист, где была прописана цель урока, основные понятия, которые предстояло усвоить, задания различного характера. Материал, который использовался для объяснения новой темы (предложение для анализа) были одновременно записаны учителем на доске. Материал для закрепления новой темы носил творческий характер: а) дописать предложение так, чтобы получились предложения с придаточными образа действия, б) закончить начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными и т.п. Присутствовал среди заданий и взаимодиктант. Как итог урока послужила таблица, которую начали заполнять в классе на первом уроке по теме, и продолжилось заполнение дома и на последующих уроках. Нужно сказать, что при проверочных заданиях и на контрольных диктантах стало меньше пунктуационных ошибок. Постановка знаков препинания стала более осознанной.

Разработка урока

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (образа действия, степени, сравнения).

Цели:

  • учиться определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различное между ними;
  • выяснить, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные, какие союзы или союзные слова служат средством связи между частями;
  • совершенствовать навык постановки знаков препинания.

ХОД УРОКА

1. Сообщение цели урока и порядка работы.

Учебный лист для первой группы

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Цели:

  • учиться определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различное между ними;
  • выяснить, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные, какие союзы или союзные слова служат средством связи между частями;
  • совершенствовать навык постановки знаков препинания.

1. Для усвоения новой темы воспользуйтесь учебником, & 8, “Теорией 5–9”, & 215.

1) Проанализируйте предложения:

  1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
  2. Куда ни взглянешь всюду холмы.
  3. Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.
  4. Читатель ошибается если представляет себе тайгу в виде рощи.
  5. Я решил подняться на гору чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
  • Выясните вопросы, на которые отвечает каждое предложение. С какими второстепенными членами предложения можно сопоставить придаточные обстоятельственные?
  • Назовите средства связи отметьте союзы и союзные слова, соединяющие части сложного предложения.
  • Сопоставив со второстепенными членами предложения, сделайте вывод о видах придаточных обстоятельственных.

2) Укажите придаточные предложения и их значения. Раставьте знаки препинания с упр.68 (пред. 2–4). Упр.104, (пред. 1–2).

3) а) Задание на составление предложений. Упр.69. б) Составьте предложения по данным схемам.

[… так + глагол], (союзное слово как) [… такой + полн. прил.], что ( ).

4) Закончить начатые предложения, используя придаточные сравнительные.

Оделась елка в зимнюю шубу будто …
Звезды в небе мерцают как …
Снег блестит и сверкает на солнце словно …
Вокруг было так тихо как будто …

5) Составьте СПП (сопоставляя предметы и явления), используя союз чем…тем.

Ночь – звезды. Лена – Волга. Буран – опасность заблудиться.

6) Придумайте связный рассказ на свободную тему, используя придаточные обстоятельственные. (Времена года. Музыка. Картины родной природы. И т.д.)

Не забывайте о знаках препинания! Желаю успеха!

Предложенную таблицу заполните самостоятельно в течение данного и последующих уроков, отведенных на изучение данной темы.

Сложноподчиненные предложения
с придаточными обстоятельственными

Виды придаточных предложений На какой вопрос отвечает придаточное предложение Что поясняет придаточное предложение Союзы и союзные слова, их значение Указательные слова Примеры
           

Домашнее задание: Занести в таблицу данные о придаточных обстоятельствах, образа действия, степени, сравнения. & 8, & 215 (теория 5–9).

Закончить упражнение 68, 104.

Учебный лист для второй группы

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельными. (Образа действия, степени, сравнения.)

Цели:

  • учиться определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различное между ними;
  • выяснить, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные, какие союзы или союзные слова служат средством связи между частями;
  • совершенствовать навык постановки знаков препинания.

Знать и уметь: Определять главную и придаточную часть, границы частей, постановка запятых на границе частей, перед союзами.

ХОД УРОКА

1. Анализ предложений:

  1. Я поступлю так как велит мне долг.
  2. Ветер дул так сильно что устоять на ногах было невозможно.
  3. Засмеялась она точно колокольчик зазвенел.
  4. Над его синевой проступали нежно золотые и розовые облака будто на небе сверкала сказочная страна.

2. Допишите предложения так, чтобы получились предложения с придаточными образа действия:

  1. Мальчик крикнул так громко что …
  2. Письмо было написано так мелко что…
  3. Море под лучами заходящего солнца так блестело …
  4. Липы благоухали так сильно…

3. Закончить начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные с придаточными сравнительными.

  1. Оделась елка в зимнюю шубу будто …
  2. Звезды и небе мерцают как …
  3. Снег блестит и сверкает на солнце как …

Вы не забыли про запятые?!

4. Взаимодиктант с последующей взаимопроверкой.

  1. Из ельника пополз вдруг молочный туман будто кто то зажег там невидимые костры.
  2. Маленький узкий овод жжет словно кто то прижимает к телу тлеющую спичку.

Предложенную таблицу заполните самостоятельно в течение данного и последующих уроков, отведенных на изучение данной темы.

Сложноподчиненные предложения
с придаточными обстоятельственными

Виды придаточных
обстоятельственных
Вопросы Союзы
и союзные слова
Примеры
       

Домашнее задание: & 8. Внести в таблицу данные о придаточных обстоятельствах образа действия, степени, сравнения. Упр. 68 (1–4 предложение), 104 (1–4 предложение)

5. Работа по учебным листам.

6. Отчет представителя первой группы о выполненной работе (мини-сочинение).

7. Подведение итогов, оценки.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • необходим поиск новых форм и методов на уроках русского языка и литературы;
  • необходима мотивация к восприятию нового материала;
  • уроки должны строиться так, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • уроки словесности должны быть уроками, которые учат добру, пониманию, милосердию, должны воспитывать духовный мир ребенка;
  • уроки должны быть личностно-ориентированными, должны дать возможность раскрыть творческий потенциал каждому ребенку, каждый должен что-то уяснить и взять для себя;
  • формы и методы таких уроков могут быть различными, но в центре всегда должна быть личность учащегося, спроецированная на соотнесение литературного материала и современных условий;
  • должна повышаться речевая культура школьника, которая предполагает свободное владение языковыми средствами в соответствии с литературными нормами.