Академия мышления. Комплексное развитие учебных и интеллектуальных навыков учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных навыков. Отбором, разработкой, апробацией и систематизацией наиболее эффективных методов и технологий проведения такой работы мы занимались более десяти лет. В результате была разработана комплексная программа развития учебных навыков для обучающе – развивающей работы с учащимися разных возрастных групп под объединенным названием “Академия мышления”. Материал программы может быть реализован в самых разных формах. Это специальные курсы, факультативы, серии классных часов, отдельные занятия.

Весьма продуктивным может быть освоение и применение обсуждаемых приемов и методов непосредственно на уроке, или при подготовке учащимися домашних заданий. Это позволит не только значительно повысить эффективность урока, но и существенно расширит его развивающие возможности. Ниже представлены фрагменты занятий из обучающего марафона по развитию учебных и интеллектуальных навыков у старшеклассников.

“Школьный урок как возможность для саморазвития”.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень важной части нашей жизни, той, что протекает здесь в школе на уроках. Мало кто задумывается о том, что каждый урок – это 40 минут жизни! За день эти минуты незаметно складываются в 5–7 часов! За неделю как минимум в 30–40. Этим временем можно распорядиться по-разному. Можно “пересидеть”, проговорить с соседом, промечтать. А можно использовать для совершенствования своих способностей, для подготовки к профессиональной карьере. При этом хорошо усваивать материал и обеспечивать себе ресурс времени для занятия любимым делом. Я думаю, что многие из вас при подготовке домашних заданий частенько ловили себя на мысли о том, что совершенно ничего не запомнили на уроке и дома все приходится разбирать заново. Выходит - время, потраченное на уроке, прошло даром. Более того, на разбор материала дома придется затратить его еще столько же, а то и больше. А можно было бы это время потратить на изучение дополнительной литературы, или же на занятие по душе.

Есть ли у вас какие-нибудь собственные рецепты по повышению эффективности своей работы на уроке? /Рассматриваются варианты, предложенные школьниками./

Конечно, все начинается с постановки цели. Давайте посмотрим, есть ли разница между этими внутренними целями учеников во время проведения учителем опроса:

“Как бы не спросили сегодня”.
“Получится ли сегодня ответить лучше, чем вчера?”
Какие чувства испытывает первый ученик и как они, скорее всего, отразятся на его дальнейшей работе?

Сравните эти две установки:

“Я сегодня приготовился, мне нужно ответить, чтобы получить пять”.
“Я сегодня хорошо приготовился и постараюсь ответить так, чтобы меня слушал весь класс”.

А теперь эти две в отношении дополнительных вопросов:

“Ну вот, валит!”
“Задали вопрос, значит, мой рассказ интересен. В следующий раз постараюсь спровоцировать вопрос от одноклассников”.

Действительно, ответ у доски можно рассматривать не только как возможность получить хорошую оценку, но и как тренировку жизненно и профессионально значимого умения. Речь идет об умении выступать перед публикой, отстаивать свою точку зрения, излагать группе свое видение проблемы. Это незаменимые умения для человека, желающего добиться успеха практически в любой профессии! Где же это особенно важно? /Рассматриваются ответы учащихся./

Получилось все-таки так, что вас не спросили, и к доске вышел другой ученик, забрав себе и возможность развивать свое ораторское мастерство, и шанс получить хорошую отметку. И в этом случае есть поле деятельности для самосовершенствования. И не менее значимых способностей. Речь идет об аналитической деятельности. Развивать указанные способности в нашем случае можно посредством рецензирования прослушиваемого ответа. Заметьте, что при этом вы еще и повторяете учебный материал, а не просто пережидаете, пока кто-то работает. Рецензию можно озвучить, или же использовать ее результаты для дальнейшей работы уже над своими устными ответами. Можно договориться с одноклассниками и обмениваться рецензиями на ответы друг друга. В этом случае результативность вашей работы существенно возрастет, тем более, если вы еще и будете подготавливать один – два вопроса, для того, чтобы задать их представляющему устный ответ товарищу. Предварительная договоренность снимет блокирующий эффект неожиданности, а качество работы на уроке существенно возрастет. Согласитесь, очень во многих ученических коллективах ответ у доски является серьезнейшей проблемой для ребят. В ваших силах сделать так, чтобы каждый момент урока работал на ваше развитие, на вашу будущую карьеру.

Примерную схему рецензирования устного ответа на уроке вы можете посмотреть в памятке, которая лежит у вас на столе (см. приложение 1). Я предлагаю вам поработать с рецензированием в течение недели и на следующем занятии обменяться впечатлениями и результатами…

Еще один думаю известный вам способ повысить качество своей работы на уроке, это использование в учебной подготовке дополнительных информационных источников. Какими дополнительными источниками пользуетесь вы? Какие сложности возникают при работе с ними? Есть ли у вас какие-то свои секреты, как лучше организовать работу с дополнительным материалом, чтобы он работал не только на предстоящий урок, но и остался в памяти для дальнейшего применения?

В условиях ограниченного времени на уроке при необходимости обращения к дополнительным источникам информации очень эффективно работает алгоритм, предложенный разработчиками системы скорочтения. Согласно этому алгоритму работа с материалом должна организовываться по блокам, которые мы несколько расширили и дополнили:

  1. Автор. Желательно знать не только фамилию автора, но и его имя и отчество.
  2. Источник и его данные. Хотя при устном ответе достаточно указать только наименование источника (название книги, статьи и журнала/газеты, где она опубликована, телепередачи и т.д.), в вашем распоряжении должны быть полные данные о нем (см. приложение 2).
  3. Проблема. Краткая формулировка сути проблемы, рассматриваемой автором, либо ее простое обозначение (Например: “Статья посвящена проблеме восстановления лесов”).
  4. Фактографическая основа. Перечисление основных фактов, на которые ссылается автор. Здесь важно не допустить замены фактов на предположения и домыслы.
  5. Особенности излагаемого материала (автор приводит множество разнообразных примеров, статистического материала, описывает события с позиции их участника и т.д.)
  6. Критика (свои замечания и ссылки на авторитетные источники). Что вы сами думаете по поводу прочитанного/ увиденного, с чем согласны, в чем сомневаетесь, какие аспекты остались непонятыми, с чем готовы поспорить? Встречались ли вам материалы, подтверждающие, или опровергающие выводы этого специалиста?
  7. Новизна и возможности использования на практике. Чем отличается работа этого автора от известных вам ранее публикаций по проблеме (возможно, его же авторства). Что в изученном материале имеет практическую значимость и каковы возможные сферы его применения.

Попробуем провести анализ небольших газетных текстов по предложенной схеме.

/Учащиеся работают, каждый вариант получает ксерокопии одинаковых газетных материалов для того, чтобы эффективнее организовать групповое обсуждение полученных результатов. Далее нескольким ученикам дается возможность озвучить свои аналитические заключения с групповым обсуждением, вопросами и дополнениями/.

Приведенный алгоритм весьма эффективно использовать, как для работы с текстом и его анализа, так и в качестве опорной схемы при ответе, или дополнении к ответу на уроке. Важно заметить, что стоит потренироваться на основе этой схемы давать как краткую справку по дополнительному источнику, так и его развернутый анализ. Это умение, как показывает практика, благоприятно сказывается не только на устной работе, но и на качестве написания рефератов, сочинений, исследовательских работ.

По такому алгоритму можно вести архивные записи дополнительных учебных материалов, которые в последствии могут пригодиться при подготовке к контрольным работам и экзаменам. Есть и другие очень удобные формы фиксации результатов работы с информационными и литературными источниками. /Смотрите приложение 3/. Однако эти формы больше подходят для сбора материала при ведении научно-исследовательской работы, или при подготовке к написанию сочинения.

Бывают ситуации, когда вам необходимо подготовить небольшие сообщения, или доклады, при этом у каждого своя тема. В этом случае эффективность поиска материала возрастет, если у каждого из вас будет дополнительная, подобным образом составленная таблица – закладка, в которую занесен весь список разрабатываемых группой, или классом тем.

Таблица “Оперативная закладка”

Вопрос

Источник
(название книги
с выходными данными)*

Номера страниц, где есть
информация по данному
вопросу

1. Иванов С.
Тел. 00-00-00
   
2. Сергеева А.
Тел. 11-11-11
   

* Правильное оформление данных литературного источника смотрите в приложении 3.

1. Точная формулировка вопроса, темы 1.

2. Точная формулировка вопроса, темы 2.

Как показывает практика, занимаясь поиском информации по своей теме, мы нередко встречаем большое количество материала по темам своих одноклассников. Работа с такой таблицей позволит оперативно сообщать друг другу о наличии тех, или иных статей в библиотечных источниках, или на ИНТЕРНЕТ сайтах. Используя этот способ организации учебной подготовки можно не только помочь друг другу хорошо подготовиться к уроку, или собрать материал для исследовательской работы, но и укрепить командный дух класса.

При подготовке устного ответа, или доклада можно воспользоваться памяткой “Технология подготовки к докладу” и так называемой “картой сообщения” (смотри приложение 4). Составлению различных вариантов карт сообщений и особенностям работы с ними мы посвятим отдельное занятие.

…Продолжая разговор о методах повышения эффективности учебной деятельности, нельзя не обратить внимание на умение составлять планы и схемы учебных текстов. Сегодня мы рассмотрим одну из разновидностей образных схем, позволяющих воссоздать последовательность действий, ход какого – либо события. Весьма эффективный способ такой работы с текстом получил образное название “Паучок”. Схема “Паучок” подойдет, если в учебном тексте много описаний происходящих событий, которые необходимо самостоятельно осмыслить и сделать выводы. Ход работы будет выглядеть примерно так:

  1. Берем лист бумаги, в середине кратко обозначаем тему. Тему заключаем в овал – это тело паучка.
  2. По ходу чтения паучок обрастает ножками, на ножках появляются “башмачки”. Например, мы читаем о главном действующем лице какого – либо события. От нашего овала ведем в сторону ножку – стрелку (можно ее назвать “кто?”), которую заканчиваем меньшим овалом - башмачком, в нем пишем имя главного героя – участника события. Далее по ходу чтения появляются стрелки: “откуда”, “куда”, “зачем, мотивы, цели”, “где”, “как”, “чем закончилось событие, его итог”. В овалах – башмачках записываем очень краткие ответы на вопросы стрелок. Содержание вопросов может варьироваться в зависимости от особенностей темы.
  3. От нижней части тела паучка отводим линию, которую подписываем “причина – сигнал” (что стало сигналом для выхода паучка из укрытия, т.е. что спровоцировало возникновение этого события).
  4. Вокруг паучка обводим круг – первый круг паутинки и подписываем его: “ближайшие последствия события”. По линии круга размещаем точки с условными обозначениями ближайших последствий рассматриваемого события.
  5. За первым кругом обрисовываем еще один. Обозначаем его как “отдаленные последствия события”. Обозначаем эти последствия условными значками на линии “паутинки”. Таким образом, наш паучок оказывается в центре двух окружностей.
  6. Через центр образовавшихся окружностей проводим “радиусные” линии, “нити, на которых закреплена паутинка”. Каждая такая линия означает какое-то центральное историческое событие, центральное научное открытие и т.д., с которыми так, или иначе связаны рассматриваемые действия.
  7. Прочитав параграф, внимательно рассматриваем схему, стараясь понять, все ли важное мы отметили.
  8. Ну а теперь остается лишь закрыть схему и попробовать восстановить ее по памяти.

Учиться работать со схемой “Паучок” мы будем не небольших текстах по истории. /Учащимся раздаются тексты, при этом желательно, чтобы в группе оказалось не более чем по два-три одинаковых. Школьники работают. Тренинг заканчивается обсуждением полученных образных схем и общей рефлексией./

Авторы статьи будут рады сотрудничеству и обмену материалами по рассматриваемой в работе теме.

Список литературы

1. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку? Справочник для неравнодушных родителей. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. 332 с. (Серия “Психология детства: Современный взгляд”).

2 .Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 4-е изд. М.: Вита-Пресс, 2002. 88.

3. Пунский В.О. Азбука учебного труда: Кн. для учителя: Обобщение передового пед. опыта. М.: Просвещение, 1988. 144 с.

4. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей /Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. 96 с.