Пояснительная записка
Спецкурс "Решение задач с параметрами" предназначен для учащихся 10–11-х классов физико-математического профиля.
Основной задачей является формирование у учащегося устойчивого интереса к математике, выявление и развитие их математических способностей, ориентация на профессии, существенным образом связанных с математикой, подготовка для поступления в ВУЗ и к обучению в ВУЗе.
Данный спецкурс составлен на основе базового курса математики в 10–11-м физико-математических классах. Он охватывает важнейшие темы школьного курса математики: линейные уравнения и неравенства, квадратный трехчлен, функции, графики, рациональные и иррациональные уравнения и неравенства, системы уравнений, логарифмические и показательные уравнения и неравенства, тригонометрические уравнения и неравенства, производные и интегралы. Но в школьном курсе алгебры задачи с параметрами или почти не рассматриваются, или рассматриваются самые простейшие.
Спецкурс рассчитан на обучение решения задач, содержащих параметры из разных разделов элементарной математике, предполагает рассмотреть основные типы задач и подходы к их решению (например, уравнение имеет единственное решение или наоборот, удовлетворяется всеми допустимыми значениями переменной, или всякое решение одного неравенства является решением другого и т.п.).
следует отметить, что идеи и методы решения задач с параметрами, вынесенные в первых двух темах (линейные уравнения и неравенства, квадратный трехчлен) широко используются при рассмотрении задач следующих тем.
Описание многих математических, физических, экономических и др. закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Однако учебники для средней школы практически не содержат материала, позволяющего научить учащихся решать подобные задачи. Данный спецкурс посвящен формированию основных навыков в решении задач с параметрами.
В процессе изучения данного курса, учащиеся могут овладеть сведениями о практическом применение, умениями, связанными с работой с научно-популярной справочной литературой, элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом, обобщением.
Решение задач, а точнее уравнений и неравенств с параметрами открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, формирования логической культуры (то, чего не хватает большинству выпускников), применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале.
Содержание обучения
Основной задачей спецкурса является формирование у учащихся устойчивого интереса к математике, развитие их математических способностей, ориентации на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовка к обучению в ВУЗе.
I. Уравнения, неравенства и их системы.
Линейные уравнения и неравенства с параметрами. Системы линейных уравнений с параметром. квадратные уравнения с параметрами. исследование знаков корней квадратного уравнения. Задача расположения корней квадратного уравнения. Задача расположения корней квадратного трехчлена.
Системы квадратных уравнений и неравенств с параметром. Параметры в тригонометрических уравнениях и неравенствах. Параметры в показательных уравнениях и неравенствах. Параметры в логарифмических уравнениях и неравенствах. Параметры в иррациональных уравнениях и неравенствах.
II. Свойства функций в задачах с параметрами.
Область значений функций, экстремальные свойства функций. Монотонность. Четность. Периодичность.
III. Задачи с параметрами на производную, исследование функции первообразную в интеграл.
Касательная к кривой. Критические точки, монотонность. Наибольшее и наименьшее значение функции. Оценки. Построение графиков функций. Интеграл.
IV. Методы решения задач с параметрами.
Аналитические решения основных типов задач. Параметр, как равноправная переменная. Геометрические методы решения. Координатная плоскость (х; у). Использование симметрии аналитических выражений. "Выгодная точка".
V. Задачи, связанные с количеством решений уравнений.
Задачи о количестве корней уравнения. Задачи о наличии (отсутствии) решений у уравнения. Задачи о единственности решения. Задачи о равносильности уравнений.
Спецкурс рассчитан на 68 часов (1 час в неделю). 34 часа в 10-м классе и 34 часа в 11-м классе.
Календарно-тематическое
планирование учебного материала (10-й класс)
(1 ч/н., всего 34 часа).
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Уравнения, неравенства и их системы (30 ч.) |
||
1 |
Линейные уравнения и неравенства с параметрами. | 2 часа |
2 |
Системы линейных уравнений с параметром. | 2 часа |
3 |
Квадратные уравнения с параметром. Исследование знаков корней квадратного уравнения. | 3 часа |
4 |
Задача о расположении корней квадратного трехчлена. | 2 часа |
5 |
Система квадратных уравнений и неравенств с параметром. | 2 часа |
6 |
Параметры в тригонометрических уравнениях и неравенствах. | 5 часов |
7 |
Параметры в показательных уравнениях и неравенствах. | 5 часов |
8 |
Параметры в логарифмических уравнениях и неравенствах. | 5 часов |
9 |
Параметры в иррациональных уравнениях и неравенствах. | 4 часа |
10 |
Область значений функции. Экстремальные свойства функций. Монотонность, четность, периодичность. | 4 часа |
Календарно-тематическое
планирование учебного материала (11-й класс)
(1 ч/н, всего 34 часа).
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
Задачи с параметрами
на производную, |
|||
1 |
Касательная к кривой. Критические точки. Монотонность. Наибольшие и наименьшие значения функции. Оценка | 4 часа | |
2 |
Касательная к кривой. Критические точки. Монотонность. Наибольшие и наименьшие значения функции. Оценка. Исследование функций, первообразная, интеграл. | 6 часов |
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Методы решения задач с параметрами. |
||
1 |
Аналитические решения основных типов задач | 2 часа |
2 |
Параметр, как равноправная переменная. | 2 часа |
3 |
Геометрические методы решения. Координатная плоскость (х; у). | 4 часа |
4 |
Использование симметрии аналитических выражений. "Выгодная точка". | 4 часа |
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Задачи, связанные с количеством решений уравнений. |
||
1 |
Задачи о количестве корней уравнения | 2 часа |
2 |
Задачи о наличии (отсутствии) решений у уравнения | 2 часа |
3 |
Задачи о единственности решения | 2 часа |
4 |
Задачи о равносильности уравнений | 2 часа |
5 |
Разные задачи | 4 часа |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Задачи с параметрами. "Илекса". "Гимназия". Москва–Харьков, 1998 г.
- Надежкина Н.В. Задачи с параметрами. Параметры в тригонометрии. Иркутск, 2001 г.
- Г.П. Бояркина, Г.Я. Пащенко. Задачи с параметрами. Учебное пособие. Иркутск, 2001 г.
- И.Ф. Шарыгин. Решение задач. Москва. "Просвещение", 1994 г.
- Крамор В.С. Примеры с параметрами и их решения. Москва, "ИНФРА–М., 1997 г.
Урок № 1. Существование корней квадратного уравнения. Знаки корней.