Программа предназначена для учащихся, желающих заниматься учебно-исследовательской деятельностью по различным школьным дисциплинам, а так же для их научных руководителей с тем, что бы они могли реализовать свой творческий потенциал.
Основные цели программы:
- выявление одаренных и заинтересованных детей привлечение их к учебно-исследовательской работе;
- развитие навыков самообразования;
- привитие навыков по сбору, обработке и анализу необходимого материала;
- развитие способностей сопоставлять факты и прогнозировать ситуацию, делать обобщение и выводы;
- профессиональная ориентация учащихся.
Основные задачи программы:
- научить учащихся выбирать интересующую их тему определять цели работы, конкретные задачи и аспекты ее разработки;
- привить навыки работы с учебной, справочной и научной литературой и правила оформления текстов;
- научить грамотно четко и логично излагать свои мысли во время представления работы.
Несмотря на то, что программа рассчитана на 6 часов, ее можно как сократить, так и расширить в зависимости от ситуации (количество учащихся, наличие времени у преподавателя и т.д.).
К проведению занятий привлекаются:
- школьный психолог – для выявления учащихся, имеющих склонности к учебно-исследовательской работе по различным направлениям;
- школьный библиотекарь – для ознакомления учащихся по поиску нужной литературы, оформлению ссылок и заимствований, библиографического списка.
В связи с тем, что экзаменационные рефераты содержат элементы исследовательской работы (постановка цели и анализа материала, обобщение фактов, подведение итогов, практические предложения), я считаю их одним из видов учебно-исследовательской работы.
Планируемый результат обучения по программе элективного курса и участия в работе НОЛ: умение грамотно написать и оформить учебно-исследовательские работы (экзаменационные рефераты, курсовые проекты и т.д.) как в школе, так и в ВУЗах.
Тематическое планирование
элективного курса
“Введение в исследовательскую работу”
(6 часов, 1 час в неделю)
№ занятия |
Тема занятия |
Содержание |
Кол-во часов |
Преподаватели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Введение | 1.Знакомство НОЛ, его структурой, целями
и задачами. 2. Права и обязанности членов НОЛ. 3. Знакомство с лучшими работами лицеистов. 4. Заслушивание призеров городских и областных конференций. |
1 |
Директор лицея Руководитель НОЛ |
2. |
Диагностика учащихся | 1.Выявление лицеистов, имеющих
склонности к учебно-исследовательской работе. 2. Выявление учебных предметов, по которым лицеисты хотели бы вести исследовательскую работу. |
1 |
Психолог лицея Руководитель НОЛ Руководители кафедр |
3. |
Как собирать материалы по теме своей работы | 1.Работа в библиотеке (каталоги,
оформление библиографического аппарата). 2. Работа по сбору статистического и другого материала в различных организациях. 3. Оформление ссылок и заимствований. |
1 |
Библиотекарь лицея Руководитель НОЛ |
4. |
Рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ | 1.Выстраивание логической
последовательности работы. 2. Составление примерного плана работы. 3. Составление развернутого плана работы. 4. Написание черновика. |
1 |
Руководитель НОЛ |
5. |
Общие требования и правила оформления текстов | 1.Для текста: шрифт, интервал, поля;
титульный лист; приложения. 2. Требования к чистовику: введение, основная часть, заключение. 3. Оформление наглядного материала. 4. Компьютерная презентация. |
1 |
Руководитель НОЛ |
6. |
Культура выступления на конференциях и экзаменах | 1.Соблюдение регламента. 2. Примерная схема выступления:
|
1 |
Директор лицея Руководитель НОЛ |
Примечания.
- Занятия курса наиболее целесообразно проводить в сентябре – ноябре, после организационного собрания НОЛ.
- Вся основная работа по контролю за написанием и оформлением исследовательских работ ложится на научных руководителей учащихся.
Итогом работы учащегося является грамотно написанная и правильно оформленная учебно-исследовательская работа и желание продолжать этот вид учебной деятельности в дальнейшем.
Краткое методическое пособие к
элективному курсу
“Введение в исследовательскую работу”
Этапы работы над рефератом
(учебно-исследовательской работой)
I. Подготовительный (сентябрь-ноябрь).
Этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме [1].
Сюда же можно включить следующие виды работ:
Выстраивание логической последовательности реферата исходя из имеющегося материала;
Составление примерного плана работы;
Составление библиографического списка [3].
II. Самостоятельная работа учащихся (декабрь-январь).
Этап включает изучающее чтение литературы ведение записей прочитанного. На основе сделанных выписок составляется развернутый план работы, затем пишется черновик.
III. Проверка реферата и оформление работы в чистовике (февраль-март).
Руководитель проверяет рефераты, составляет рекомендации, вносит необходимые изменения, дополнения, исправления.
Ученик заканчивает работу с учетом сделанных рекомендаций и оформляет реферат в чистовик, Готовая работа сдается руководителю и учителю-предметнику на рецензирование.
IV. Защита реферата (апрель-июнь).
Ученик выступает по теме своей работы на лицейской (обязательно), городской и областной научно-практических конференциях школьников (по собственному желанию или по рекомендации руководителя), или защищает реферат на экзамене [3].
Рекомендации по написанию рефератов
(учебно-исследовательских работ)
Объем реферата обычно колеблется от 10 до 25 страниц печатного текста (без приложения).
У каждого учебного заведения могут быть свои собственные требования к оформлению работ. Однако существуют и универсальные требования, свойственные академическому миру, и я буду говорить именно об общих стандартах.
Текст печатается на одной стороне страницы; компьютерный шрифт 12-14, обычный, интервал между строк 1,5–2; размер полей; левого – 30мм; правого 10мм; верхнего и нижнего – 20мм.
Каждая глава начинается с новой страницы, как и оглавление, введение, заключение, список литературы, приложение.
Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть 3 интервала. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке нельзя.
Фразы с новой строки печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 0,5см [5].
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифра номера страницы ставится вверху по центру страницы; на титульный лист № страницы не ставится.
В работе желательно использовать не менее 5 источников. Необходимо соблюдать правила оформления библиографического аппарата (списка литературы).
Удобнее использовать алфавитный способ построения библиографического списка; фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещены по алфавиту [4].
Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.
- Книги одного, двух и более авторов.
- Сборник одного автора
- Сборник с коллективным автором
- Статья из газеты.
- Статья из журнала.
Рузавин Г.И. Научная теория. М.: Мысль, 1978. 23с.
Методологические проблемы современной науки / сост. А.Т. Москаленко М.: Политиздат, 1979. 295с.
Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч.тр. (НИИ высшего образования) / отв. Ред. Н.Н. Нечаев. М.: НИИ ВО, 1995. 15с.
Райцын Н.В. В окопах торговых войн // Деловой мир. – 1993. – 7 окт.
Мунтусов А.Б. Портрет делового человека // Проблемы теории и практики управления. – 1992. – №6. с. 14.
Каждый включенный в список литературный источник должен иметь отражение в тексте работы.
Цитаты и ссылки на высказывания оформляются обычно так: в конце предложения в квадратных скобках указывается № источника по списку [3].
Работы над рукописью учебно-исследовательской работы
Традиционно сложилась определенная композиционная структура представления исследовательской работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
- Титульный лист;
- Оглавление;
- Введение;
- Главы основной части;
- Заключение;
- Библиографический список;
- Приложения;
- Вспомогательные указатели.
Титульный лист заполняется по строго определенным правилам и включает в себя: полное наименование учебного заведения; тема реферата без слова “тема”; вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии); ФИО ученика и класс; ФИО и должность руководителя; город и год выполнения работы без слов “город” и “год”.
В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы [4].
Во введении должны содержаться следующие элементы: обоснование актуальности темы очень краткий анализ достижений в той области, которой посвящен реферат; общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате; цель данной работы; методы исследования; теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.
Принято считать, что объем введения должен составлять примерно 1/10 часть общего объема работы [1].
В главах основной части подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты [5]. Основной текст может сопровождаться иллюстрированным материалом (рисунки, схемы, карты, диаграммы, фотографии). Все они обозначаются как “рисунки” и имеют общую нумерацию. Подпись под каждым рисунком начинается с его номера “Рис. 1” и т.д. Знак № не ставится, после номера рисунка дается название иллюстрации и, если нужно, источник, откуда она взята. Например: Рис. 1. Вид р. Тында. Фото автора.
На картах, картосхемах должен быть подписан масштаб.
Таблицы также имеют свою нумерацию, общую для всей работы и отличающуюся от нумерации рисунков. Над заголовком каждой таблицы, с правой стороны, пишется ее номер, знак № не ставится. Например: Таблица 1. Численность населения г. Тынды 1990-2000гг, тыс. чел. Единица нумерации обязательно должна быть указана.
Ссылаясь в тексте на рисунок или таблицу, помечают в скобках: (рис. 1) или (табл. 8). Если рисунок или таблица находится в конце работы, добавляется слово “смотри”: (см. рис. 2), (см. табл. 4). Знак № и здесь не ставится [2].
В заключительной части в сжатой форме синтезируется описанный в работе материал, подводятся итоги.
Заключение предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы [5].
Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала [4].
Заключение по объему всегда должно быть меньше введения. Считается, что нормальный объем заключения составляет 1/20 часть общего объема работы [1].
После заключения принято помещать библиографический список литературы. Как его оформлять, написано выше.
В раздел “Приложение” помещают цифровой материал в виде таблиц, чертежи, диаграммы, схемы, графики, фотографии. Весь этот иллюстративный материал называют рисунками, снабжают заголовками или подписями, нумеруют.
Приложения помещают в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение располагают на отдельной странице; в общий объем работы приложения не засчитываются [1].
Защита реферата (представление учебно-исследовательской работы)
Обычное время для выступления на защите экзаменационного реферата, на конференциях от 5 до 10 минут.
Выступающий должен говорить достаточно громко эмоционально, грамотно, логично, уверенно. Если есть наглядный стендовый материал, надо использовать его данные для доказательств своих выводов и основных положений работы [5].
Текст выступления лучше написать заранее.
Для выступления учащимся рекомендуется следующая схема.
1. Представление работы:
а) Почему выбрана данная тема?
б) Чем эта тема актуальна, интересна?
в) Каково ее значение для познания курса географии (экологии, истории …)?
2. Сообщение об использованных технологиях:
а) Характеристика источников;
б) Анализ других примененных методов:
- Встречи со специалистами;
- Работа в различных организациях по сбору статистического и другого материала.
3. Краткое изложение основных идей.
Ученик излагает свои мысли, наблюдения выводы, положения, сделанные на основе первоисточников включенных в текст реферата. Приводит доказательства главных положений. Использует фактический и практический материал. Делает описание процесса, явления, страны и т.д. [3].
4. Заключение.
Ученик делает в лаконичной форме выводы, собирает личные открытия, составляет прогнозы и т.д.
Обычно рефераты и учебно-исследовательские работы оцениваются по следующим основным критериям, помнить о которых нужно при представлении работы и при ее написании:
- Актуальность содержания, глубина, полнота анализа факторов, проблем, относящихся к теме;
- Информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;
- Простота и доходчивость изложения;
- Структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;
- Убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов, сделанных в реферате [1].
Памятка для рецензента
- Вначале высказать общее впечатление о работе.
- Оценить знание материала, осмысленность его изложения.
- Оценить логику изложения, взаимосвязь частей.
- Оценить умение доказывать.
- Оценить умение сравнивать, выделять главное.
- Учитывать наличие литературного обзора, а также правильно оформленных библиографических ссылок.
- Учитывать корректность выводов, культуру оформления материалов (текст, доклад, наглядный материал).
- Учитывать наличие наглядного материала в виде компьютерной презентации или стендов [3].
Библиографический список
- Воронцов Г.А. Письменные работы в ВУЗе. Ростов-на-Дону: Изд. Центр “МарТ”, 2002
- Лазаревич К.С. Как писать научную работу// География. – 2001. – №10.
- Пантелеева Н.К. Реферат – один из актуальных видов самостоятельной деятельности учащихся// География в школе. – 2001. – №7.
- Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. – 2003. – №4.
- Эхо Ю. Письменные работы в ВУЗах. Практическое руководство. М.: ИНФРА-М, 2001