Пояснительная записка
Развитие демократического политического сознания населения способствует укреплению у людей чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством. Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями человек рискует стать разменной картой в политической игре, превратиться в объект манипулирования, эксплуатации и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.
Массовая политическая грамотность граждан необходима и обществу, ибо она предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому не только отдельный человек, но и все общество прямо заинтересованы в сознательном культивировании политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в едином государстве.
Политика рано или поздно приходит в каждый дом. Вопрос лишь в том, насколько каждый человек – сознательно или бессознательно – оказывается субъектом политических отношений, насколько он обдуманно делает свой политический выбор при голосовании в органы государственной власти, понимает последствия своих действий.
Данный элективный предмет рассчитан на учащихся 10-11 классов, интересующихся современной политической теорией. В процессе изучения предмета будут рассматриваться вопросы, касающиеся истории развития политической мысли, структура политической системы общества, формы правления и политические режимы, избирательные системы. Особое внимание будет уделяться таким важным проблемам современной политологии, как соотношение гражданского общества и правового государства, организация и проведение избирательной кампании.
Программа элективного предмета предусматривает практическую направленность деятельности учащихся : индивидуальную научно-исследовательскую работу при подготовке рефератов с обязательным использованием материалов органов местного самоуправления города Переславля-Залесского и Переславского муниципального района, защиту рефератов на научной конференции моу – гимназии (апрель 2007, апрель 2008 г), по возможности – на научных конференциях более высокого уровня. В процессе обучения будут регулярно проводиться встречи с депутатами городской Думы, Собрания представителей Переславского муниципального района, сотрудниками администраций г. Переславля-Залесского и Переславского муниципального района, предусматривается участие учащихся в публичных слушаниях при рассмотрении бюджетов города и района на 2007 и 2008 годы (декабрь 2006 г., декабрь 2007 г.). В период проведения предвыборной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ предполагается проведение круглых столов с приглашением руководителей местных партийных организаций, председателей и членов городской и районной избирательных комиссий.
Результаты усвоения учащимися учебного материала элективного предмета “Основы политологии” будут отслеживаться во время проведения семинарских занятий, тестовых работ, практических занятий, в процессе научно-исследовательской работы над темами рефератов.
Основная цель программы:
- Сформировать у учащихся целостную, логически стройную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению разного рода политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли.
Задачи программы:
- научить детей понимать методологические проблемы политологии, касающиеся ее предмета и основных категорий, методов исследования политических явлений, а также функций политологии, и ее место в системе общественных наук;
- учащиеся должны знать основные вехи развития политической мысли в Западной Европе, США и России;
- сформировать у учащихся навыки анализа и осмысления социально-исторических условий появления различных политологических концепций и их развитие в процессе взаимовлияния и исторической преемственности;
- сформировать у учащихся навыки научно-исследовательской деятельности;
- закрепить у учащихся умение пользоваться дополнительной и справочной литературой.
Программа рассчитана на 68 часов учебного времени(1 и 2 год обучения).
1 год – Политология как наука. История развития политической мысли.
2 год – Актуальные проблемы современной политологии.
Основные формы занятий:
- Лекции – изложение учебного материала в течение занятия, в процессе которого осуществляется анализ полученного научного материала, его обобщение.
- Семинары – обеспечивают коллективное обсуждение вопросов.
- Практикумы – работа, основанная на самостоятельной работе учащихся над различными видами проблемных заданий и их источниками.
- Организация работы со справочной литературой и словарями.
- Проведение научно-практической конференции.
Ожидаемые результаты:
- данный элективный курс поможет учащимся самостоятельно и творчески разбираться в сложных проблемах политической жизни современного общества и при необходимости делать правильный политический выбор, а также принимать соответствующие решения в своей деятельности и поведении в тех или иных политических обстоятельствах;
- итогом реализации программы может служить успешная сдача Единого государственного экзамена по истории, экзамена по выбору предмета – “обществознание”, а также экзаменов при поступлении в высшие учебные заведения.
Методы и приемы:
- познавательные и практические задания и задачи;
- исследование научной литературы.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Название разделов, глав, уроков |
Кол-во часов |
Сроки |
I. Раздел “Политология как наука” |
6 |
||
1 |
Политика и политология. |
1 |
|
2. |
Категории политологии |
1 |
|
3. |
Методы исследования в политологии |
1 |
|
4. |
Функции политологии. Политология в системе общественных наук. |
1 |
|
5. |
Семинар на тему “Политология: категории, методы, функции”. |
1 |
|
6. |
Тестовая работа. |
1 |
|
II. Раздел “ История развития политической мысли” |
18 |
||
7. |
Политическая мысль античного общества. Платон, Аристотель, Цицерон. |
1 |
|
8. |
Политическая мысль в средневековой Европе. Августин Аврелий, Фома Аквинский. |
1 |
|
9. |
Развитие политической мысли в эпоху Возрождения. Н. Макиавелли, Ж. Боден. |
1. |
|
10. |
Политические взгляды мыслителей Нового времени. Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк |
1 |
|
11. |
Политические воззрения французских просветителей XYIII века. Ш.Л. Монтескье, Ж-Ж Руссо. |
1 |
|
12. |
Политические взгляды американских просветителей XYIII века. Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон. |
1 |
|
13. |
Политические теории европейских мыслителей XIX – начала XX века. О. Конт, К. Марс, Г. Еллинек. |
1 |
|
14. |
Семинар на тему “ Развитие политической мысли в странах Западной Европы и США. |
1 |
|
15. |
Тестовая работа. |
1 |
|
16. |
Практическое занятие. Публичные слушания по рассмотрению бюджета Переславского муниципального района на 2007 год. |
1 |
|
17. |
Политические идеи и проекты М.М. Сперанского. |
1 |
|
18. |
Политические взгляды декабристов. П. И. Пестель, Н. М. Муравьев. |
1 |
|
19. |
Общественно-политические воззрения славянофилов и западников. |
1 |
|
20. |
Политические взгляды русских революционных демократов. |
1 |
|
21. |
Политические воззрения представителей русского революционного народничества. |
1 |
|
22. |
Политические теории русского либерализма. |
1 |
|
23. |
Семинар на тему “Политическая мысль в России в XIX– начале XX века”. |
1 |
|
24. |
Тестовая работа. |
1 |
4 |
III. Раздел “Теория власти и властных отношений” |
10 |
||
25. |
Социальный порядок и власть. |
1 |
|
26. |
Господство как форма власти. |
1 |
|
27. |
Генезис политической власти. |
1 |
|
28. |
Особенности политической власти. |
1 |
|
29. |
Теория разделения властей. |
1 |
|
30. |
Политическая власть и политические режимы. |
1 |
|
31. |
Семинар на тему “Проблема власти в современной России”. |
1 |
|
32. |
Тестовая работа. |
1 |
|
33. |
Защита рефератов. |
1 |
|
34. |
Научно-практическая конференция. |
1 |
|
IV. Раздел “ Политическая система общества” |
11 |
||
35. |
Понятие “политическая система общества”. Политическая система как иерархия и взаимосвязь политических институтов. |
1 |
|
36. |
Причины возникновения государства. Признаки и функции государства. |
1 |
|
37. |
Государство – основной институт политической системы общества |
1 |
|
38. |
Формы государственного устройства и формы правления. |
1 |
|
39. |
Политический режим как способ существования государства. |
1 |
|
40. |
Правовое государство. |
1 |
|
41. |
Основные типы взаимоотношений государства и общества. |
1 |
|
42. |
Политические партии в политической системе общества. |
1 |
|
43. |
Семинар на тему “Политическая система общества и ее основные институты” |
1 |
|
44. |
Тестовая работа |
1 |
|
45. |
Практическое занятие. Встреча с руководителями органов местного самоуправления города и района. |
1 |
|
V. Раздел “Избирательная система” |
9 |
||
46. |
Выборы в политической системе общества. |
1 |
|
47. |
Избирательная система: сущность и основные компоненты. |
1 |
|
48. |
Практическое занятие. Пресс-конференция с председателями избирательных комиссий г. Переславля-Залесского и Переславского муниципального района. |
1 |
|
49. |
Избирательная кампания. |
1 |
|
50. |
Типы избирательных систем. |
1 |
|
51. |
Выборы в России: история и современность. |
1 |
|
52. |
Практическое занятие. Урок-диспут на тему “Многопартийная система в Российской Федерации. Предвыборные программы партий” ( с приглашением руководителей местных партийных организаций). |
1 |
|
53. |
Семинар на тему “ Избирательная система и предвыборная кампания в Российской Федерации”. |
1 |
|
54. |
Тестовая работа. |
1 |
5 |
VI. Раздел “ Элиты и политическое лидерство. Личность и политика”. |
14 |
||
55. |
Классические теории элиты. Современные концепции и типологии элит. |
1 |
|
56. |
Политическая элита и класс. Политическая элита России. |
1 |
|
57. |
Практическое занятие. Актуальное интервью с председателем Городской думы и председателем Собрания представителей Переславского муниципального района. |
1 |
|
58. |
Лидерство и его специфика в политическом аспекте. Современные теории политического лидерства |
1 |
|
59. |
Типология политических лидеров и их функции. |
1 |
|
60. |
Политическое лидерство и политический маркетинг. |
1 |
|
61. |
Современные тенденции в развитии политического лидерства. |
1 |
|
62. |
Практическое занятие. Урок открытых мыслей на тему “ Роль и место элиты, личности в системе власти”. |
1 |
|
63. |
Личность и политика: история и современность. Типы личностей в политике и факторы их политического поведения. |
1 |
|
64. |
Политическая социализация личности: понятие, агенты и типы. Стадии политической социализации личности. |
1 |
|
65. |
Семинар на тему “ Современные мировые политические лидеры”. |
1 |
|
66. |
Тестовая работа. |
1 |
|
67. |
Защита рефератов. |
1 |
|
68. |
Научно-практическая конференция. |
1 |
|
ИТОГО: |
68 |
Образовательные стандарты
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять причины и следствия политических событий.
- Сравнивать политические события и ситуации, определять в них общее и особенное.
- Анализировать и интерпретировать политические процессы.
- Формулировать общие суждения и выводы.
- Приводить и сопоставлять оценки политических событий и личностей.
- Излагать и обосновывать свою точку зрения на политические события.
- Применять полученные навыки научно-исследовательской работы.
- Пользоваться словарями и справочными пособиями по политологии.
Литература
- Автономов А.С. Избирательная власть. М., 2002.
- Алескеров Ф.Т., Ортещук П. Выборы. Голосование. Партии. М. Академия, 1995.
- Буренко В.И. Политология: Учебные материалы. М., 2002.
- Василик М.А., Вершинин М.С.Избирательная система России: Словарь-справочник. СПб., 1999.
- Введение в политологию: Словарь-справочник. М., 1996.
- Выборы во всем мире: электоральная свобода и общественный прогресс: Энциклопедический справочник / Авт.-Сост. А. А. Танин-Львов. М., 2001.
- Гаджиев К.С. Политология: Учебник. М., 2001.
- Горелов А.А. Политология: Учебник. М., 2002.
- История политических и правовых учений / Под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000.
- Кравченко А. И. Социология и политология: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М., 2000.
- Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М., 1999.
- Очерки по истории выборов и избирательного права: Учебное пособие. Калуга; М., 2002.
- Панарин А.С. Политология. М., 2001.
- Политическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999.
- Политические партии и движения России. М., 1999.
- Политология / Под ред. Буренко. М., 2002.
- Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М., 1993.
- Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2002.
- Соловьев А. И. Политология: политическая теория. Политические технологии: Учебник. М., 2003.
- Халипов В. Ф. Кратология как система наук о власти. М.: Республика, 1999.
- Электоральная политология: теория и опыт России / Под ред. Л Сморгунова. СПб., 1998.