Программа элективного предмета "Основы политологии"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

Развитие демократического политического сознания населения способствует укреплению у людей чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством. Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями человек рискует стать разменной картой в политической игре, превратиться в объект манипулирования, эксплуатации и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.

Массовая политическая грамотность граждан необходима и обществу, ибо она предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому не только отдельный человек, но и все общество прямо заинтересованы в сознательном культивировании политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в едином государстве.

Политика рано или поздно приходит в каждый дом. Вопрос лишь в том, насколько каждый человек – сознательно или бессознательно – оказывается субъектом политических отношений, насколько он обдуманно делает свой политический выбор при голосовании в органы государственной власти, понимает последствия своих действий.

Данный элективный предмет рассчитан на учащихся 10-11 классов, интересующихся современной политической теорией. В процессе изучения предмета будут рассматриваться вопросы, касающиеся истории развития политической мысли, структура политической системы общества, формы правления и политические режимы, избирательные системы. Особое внимание будет уделяться таким важным проблемам современной политологии, как соотношение гражданского общества и правового государства, организация и проведение избирательной кампании.

Программа элективного предмета предусматривает практическую направленность деятельности учащихся : индивидуальную научно-исследовательскую работу при подготовке рефератов с обязательным использованием материалов органов местного самоуправления города Переславля-Залесского и Переславского муниципального района, защиту рефератов на научной конференции моу – гимназии (апрель 2007, апрель 2008 г), по возможности – на научных конференциях более высокого уровня. В процессе обучения будут регулярно проводиться встречи с депутатами городской Думы, Собрания представителей Переславского муниципального района, сотрудниками администраций г. Переславля-Залесского и Переславского муниципального района, предусматривается участие учащихся в публичных слушаниях при рассмотрении бюджетов города и района на 2007 и 2008 годы (декабрь 2006 г., декабрь 2007 г.). В период проведения предвыборной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ предполагается проведение круглых столов с приглашением руководителей местных партийных организаций, председателей и членов городской и районной избирательных комиссий.

Результаты усвоения учащимися учебного материала элективного предмета “Основы политологии” будут отслеживаться во время проведения семинарских занятий, тестовых работ, практических занятий, в процессе научно-исследовательской работы над темами рефератов.

Основная цель программы:

  • Сформировать у учащихся целостную, логически стройную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению разного рода политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли.

Задачи программы:

  • научить детей понимать методологические проблемы политологии, касающиеся ее предмета и основных категорий, методов исследования политических явлений, а также функций политологии, и ее место в системе общественных наук;
  • учащиеся должны знать основные вехи развития политической мысли в Западной Европе, США и России;
  • сформировать у учащихся навыки анализа и осмысления социально-исторических условий появления различных политологических концепций и их развитие в процессе взаимовлияния и исторической преемственности;
  • сформировать у учащихся навыки научно-исследовательской деятельности;
  • закрепить у учащихся умение пользоваться дополнительной и справочной литературой.

Программа рассчитана на 68 часов учебного времени(1 и 2 год обучения).

1 годПолитология как наука. История развития политической мысли.

2 годАктуальные проблемы современной политологии.

Основные формы занятий:

  1. Лекции – изложение учебного материала в течение занятия, в процессе которого осуществляется анализ полученного научного материала, его обобщение.
  2. Семинары – обеспечивают коллективное обсуждение вопросов.
  3. Практикумы – работа, основанная на самостоятельной работе учащихся над различными видами проблемных заданий и их источниками.
  4. Организация работы со справочной литературой и словарями.
  5. Проведение научно-практической конференции.

Ожидаемые результаты:

  • данный элективный курс поможет учащимся самостоятельно и творчески разбираться в сложных проблемах политической жизни современного общества и при необходимости делать правильный политический выбор, а также принимать соответствующие решения в своей деятельности и поведении в тех или иных политических обстоятельствах;
  • итогом реализации программы может служить успешная сдача Единого государственного экзамена по истории, экзамена по выбору предмета – “обществознание”, а также экзаменов при поступлении в высшие учебные заведения.

Методы и приемы:

  • познавательные и практические задания и задачи;
  • исследование научной литературы.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название разделов, глав, уроков

Кол-во часов

Сроки

 

I. Раздел “Политология как наука”

6

 

1

Политика и политология.

1

 

2.

Категории политологии

1

 

3.

Методы исследования в политологии

1

 

4.

Функции политологии. Политология в системе общественных наук.

1

 

5.

Семинар на тему “Политология: категории, методы, функции”.

1

 

6.

Тестовая работа.

1

 
 

II. Раздел “ История развития политической мысли

18

 

7.

Политическая мысль античного общества. Платон, Аристотель, Цицерон.

1

 

8.

Политическая мысль в средневековой Европе. Августин Аврелий, Фома Аквинский.

1

 

9.

Развитие политической мысли в эпоху Возрождения. Н. Макиавелли, Ж. Боден.

1.

 

10.

Политические взгляды мыслителей Нового времени. Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк

1

 

11.

Политические воззрения французских просветителей XYIII века. Ш.Л. Монтескье, Ж-Ж Руссо.

1

 

12.

Политические взгляды американских просветителей XYIII века. Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон.

1

 

13.

Политические теории европейских мыслителей XIX – начала XX века. О. Конт, К. Марс, Г. Еллинек.

1

 

14.

Семинар на тему “ Развитие политической мысли в странах Западной Европы и США.

1

 

15.

Тестовая работа.

1

 

16.

Практическое занятие. Публичные слушания по рассмотрению бюджета Переславского муниципального района на 2007 год.

1

 

17.

Политические идеи и проекты М.М. Сперанского.

1

 

18.

Политические взгляды декабристов. П. И. Пестель, Н. М. Муравьев.

1

 

19.

Общественно-политические воззрения славянофилов и западников.

1

 

20.

Политические взгляды русских революционных демократов.

1

 

21.

Политические воззрения представителей русского революционного народничества.

1

 

22.

Политические теории русского либерализма.

1

 

23.

Семинар на тему “Политическая мысль в России в XIX– начале XX века”.

1

 

24.

Тестовая работа.

1

4

 

III. Раздел “Теория власти и властных отношений

10

 

25.

Социальный порядок и власть.

1

 

26.

Господство как форма власти.

1

 

27.

Генезис политической власти.

1

 

28.

Особенности политической власти.

1

 

29.

Теория разделения властей.

1

 

30.

Политическая власть и политические режимы.

1

 

31.

Семинар на тему “Проблема власти в современной России”.

1

 

32.

Тестовая работа.

1

 

33.

Защита рефератов.

1

 

34.

Научно-практическая конференция.

1

 
 

IV. Раздел “ Политическая система общества”

11

 

35.

Понятие “политическая система общества”. Политическая система как иерархия и взаимосвязь политических институтов.

1

 

36.

Причины возникновения государства. Признаки и функции государства.

1

 

37.

Государство – основной институт политической системы общества

1

 

38.

Формы государственного устройства и формы правления.

1

 

39.

Политический режим как способ существования государства.

1

 

40.

Правовое государство.

1

 

41.

Основные типы взаимоотношений государства и общества.

1

 

42.

Политические партии в политической системе общества.

1

 

43.

Семинар на тему “Политическая система общества и ее основные институты”

1

 

44.

Тестовая работа

1

 

45.

Практическое занятие. Встреча с руководителями органов местного самоуправления города и района.

1

 
 

V. Раздел “Избирательная система”

9

 

46.

Выборы в политической системе общества.

1

 

47.

Избирательная система: сущность и основные компоненты.

1

 

48.

Практическое занятие. Пресс-конференция с председателями избирательных комиссий г. Переславля-Залесского и Переславского муниципального района.

1

 

49.

Избирательная кампания.

1

 

50.

Типы избирательных систем.

1

 

51.

Выборы в России: история и современность.

1

 

52.

Практическое занятие. Урок-диспут на тему “Многопартийная система в Российской Федерации. Предвыборные программы партий” ( с приглашением руководителей местных партийных организаций).

1

 

53.

Семинар на тему “ Избирательная система и предвыборная кампания в Российской Федерации”.

1

 

54.

Тестовая работа.

1

5

 

VI. Раздел “ Элиты и политическое лидерство. Личность и политика”.

14

 

55.

Классические теории элиты. Современные концепции и типологии элит.

1

 

56.

Политическая элита и класс. Политическая элита России.

1

 

57.

Практическое занятие. Актуальное интервью с председателем Городской думы и председателем Собрания представителей Переславского муниципального района.

1

 

58.

Лидерство и его специфика в политическом аспекте. Современные теории политического лидерства

1

 

59.

Типология политических лидеров и их функции.

1

 

60.

Политическое лидерство и политический маркетинг.

1

 

61.

Современные тенденции в развитии политического лидерства.

1

 

62.

Практическое занятие. Урок открытых мыслей на тему “ Роль и место элиты, личности в системе власти”.

1

 

63.

Личность и политика: история и современность. Типы личностей в политике и факторы их политического поведения.

1

 

64.

Политическая социализация личности: понятие, агенты и типы. Стадии политической социализации личности.

1

 

65.

Семинар на тему “ Современные мировые политические лидеры”.

1

 

66.

Тестовая работа.

1

 

67.

Защита рефератов.

1

 

68.

Научно-практическая конференция.

1

 
 

ИТОГО:

68

 

Образовательные стандарты

Учащиеся должны знать:

  • Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическую жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.
  • Историю политических учений. Российскую политическую традицию: истоки, социокультурные основания, историческую динамику.
  • Сущность власти. Природу власти. Соотношение власти и политики. Основы власти. Политическую власть и ее характеристики. Типологию политической власти. Уровни функционирования власти. Качественные характеристики власти.
  • Политическую систему. Политические режимы. Политические партии. Электоральные системы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.
  • Виды избирательных систем. Мажоритарную систему и ее разновидности. Систему пропорционального представительства. Смешанную систему выборов.
  • Власть и элиту. Роль и место элиты в системе власти. Понятие “лидер” (свойства, окружение, функции). Современные тенденции и теории политического лидерства. Типы личностей в политике. Факторы политического поведения личности.

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять причины и следствия политических событий.
  • Сравнивать политические события и ситуации, определять в них общее и особенное.
  • Анализировать и интерпретировать политические процессы.
  • Формулировать общие суждения и выводы.
  • Приводить и сопоставлять оценки политических событий и личностей.
  • Излагать и обосновывать свою точку зрения на политические события.
  • Применять полученные навыки научно-исследовательской работы.
  • Пользоваться словарями и справочными пособиями по политологии.

Литература

  1. Автономов А.С. Избирательная власть. М., 2002.
  2. Алескеров Ф.Т., Ортещук П. Выборы. Голосование. Партии. М. Академия, 1995.
  3. Буренко В.И. Политология: Учебные материалы. М., 2002.
  4. Василик М.А., Вершинин М.С.Избирательная система России: Словарь-справочник. СПб., 1999.
  5. Введение в политологию: Словарь-справочник. М., 1996.
  6. Выборы во всем мире: электоральная свобода и общественный прогресс: Энциклопедический справочник / Авт.-Сост. А. А. Танин-Львов. М., 2001.
  7. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. М., 2001.
  8. Горелов А.А. Политология: Учебник. М., 2002.
  9. История политических и правовых учений / Под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000.
  10. Кравченко А. И. Социология и политология: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М., 2000.
  11. Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М., 1999.
  12. Очерки по истории выборов и избирательного права: Учебное пособие. Калуга; М., 2002.
  13. Панарин А.С. Политология. М., 2001.
  14. Политическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999.
  15. Политические партии и движения России. М., 1999.
  16. Политология / Под ред. Буренко. М., 2002.
  17. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М., 1993.
  18. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2002.
  19. Соловьев А. И. Политология: политическая теория. Политические технологии: Учебник. М., 2003.
  20. Халипов В. Ф. Кратология как система наук о власти. М.: Республика, 1999.
  21. Электоральная политология: теория и опыт России / Под ред. Л Сморгунова. СПб., 1998.