Развитие познавательных способностей учащихся начальной школы через использование технологии проектного обучения

Разделы: Начальная школа


Новые истолкования своего
и чужого опыта, плоды мышления
всегда есть проект и предвидение
предстоящей реальности.

А.А.Ухтомский

Греческим словом “пейдагогос” (pais-дитя, a go-веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их школу. Сегодня социальный статус педагога изменился. Учитель свободен в выборе своей профессии, как любой другой человек. Однако назначение сопровождать ребенка в жизни осталось и особенно большое значение имеет оно в начале школьного пути.

Начало пути… Очень важно с кем ты пройдешь этот путь, каким будут твои попутчики, выйдешь ли ты на широкую дорогу познания, чтобы выбрать свою, единственную дорогу к счастью.

Каждое утро по дороге в школу обдумываю я, как организовать совместную деятельность с детьми таким образом, чтобы ближе понять их внутренний мир, чтобы каждое слово нашло отклик в их душе. Как композитор стремится с помощью звуков передать состояние души, так учитель стремится при подготовке к каждому уроку продумать каждое свое слово, чтобы донести его до учащихся.

Каким должен быть педагог сегодня?

Проблема готовности педагога к работе остро встала в условиях повышения общих требований к качеству образования. Кроме профессионализма, глубоких теоретических знаний по психологии, физиологии, педагогики и другим наукам, педагог должен владеть организаторскими навыками, сам должен быть гуманистом и творческой личностью.

В.М.Лукинский в книге “Классный руководитель: молитвы на каждый день” пишет: “За годы работы в школе я понял две важные вещи: во-первых, только через деятельность фактическую, модельную, мыследеятельность и, если хотите, деятельность чувств, только через переживания, только через решение ребенком значимых для него задач можно добиться воспитательного успеха, и, во-вторых, педагогу следует знать и помнить, что педагогические требования к ребенку должны всегда сопровождаться пониманием и поддержкой и что только тогда, когда ты станешь носителем уникального авторитета, ты получишь право на их откровенность и на твое воздействующее и влияющее слово”.

Если говорить о собственном опыте, то за 30 лет работы в школе я поняла, что Сократовское изречение: “Я знаю, что я ничего не знаю”, в полной мере относится к работе учителя. Прочитав множество книг, продумав каждую минуту урока, никогда не можешь быть уверен, что все получится именно так, как задумал. Каждая минута в школе несет свою информацию. Кто-то радуется новому школьному дню, другой опоздал и смотрит исподлобья: что ему за это будет, этот торопиться записать в тетради число и “классная работа”, о кто-то бежит в коридор “поиграть”.

Учителю надо каждого понять сердцем, настроить всех на работу. Как дирижеру надо услышать каждого музыканта, чтобы в музыке была гармония и нужный темп. Но самое главное в работе дирижера – выразить через звучание музыки настроение, раскрыть собственный внутренний мир. Так и учителю приходиться быть дирижером собственного урока, чтобы сложился ансамбль детских стремлений к познанию и преображению окружающего мира.

Мышление – сложный психологический процесс, в основе которого лежит открытие нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации. Но каждое открытие мира субъективно для мыслящего. Проект позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

Создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка всегда было основной задачей начальной школы. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на их личный, значимый опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления.

В первом классе при подготовке к уроку “Образ родного края” детям был задан вопрос: “Расскажите, где вы живете?”. Цепочка ответов в результате диалога с опорой на географическую карту, с демонстрацией теллурия получилась такая:

- Я живу около вокзала, там есть железная дорога.

- Наш поселок называется Забайкальск, потому что есть озеро Байкал, а мы живем за Байкалом.

- Я был в Чите, это главный город в Читинской области.

- А Москва – главный город – столица России.

- Россия самая большая страна.

- Мы живем на границе с Китаем.

- Наша планета Земля, она вращается вокруг Солнца.

“У меня к вам просьба, – говорю я.- Давайте пригласим в гости родителей и расскажем им о нашей Родине. Только надо хорошо продумать, как это сделать”. Предложений было много: нарисовать, сфотографировать, придумать сказку. Изо всего предложенного мы составили план подготовки:

- Слепить из пластилина Землю как глобус, круглую и разноцветную;

- Нарисовать космос, как Земля летит вокруг Солнца, а Луна вокруг Земли;

- Сходить на экскурсию, чтобы посмотреть какие растения, животные есть в степи и нарисовать их;

- Расспросить родителей, где они работают, чем занимаются, какие праздники отмечают;

- Выучить красивое стихотворение о Родине.

В процессе подготовки выяснилось, что лучше получается рисовать и лепить, а вот на экскурсии нам больше понравилось бегать и играть, чем исследовать окрестности. Девизом урока выбрали слова из стихотворения Ивана Никитина “Широко ты, Русь, по лицу Земли в красоте царственно развернулася!..” Работу на уроке начали со слов нашего земляка, летчика космонавта Титова Владимира Георгиевича. Он родился в городе Сретенске, что стоит на реке Шилка. Когда сбылась его мечта полететь в космос, он вспоминал: “Я видел из Космоса свою родину – город Сретенск, мечтал снова побывать в Забайкалье”. Мы обратились ко всем людям Земли с добрыми пожеланиями: “Здравствуйте… Я живу… Я люблю… Я желаю всем…”.

Письма мы сложили в большой красивый конверт. Как наше письмо найдет адресата?

“Планета Земля
Страна Россия
Читинская область
Поселок Забайкальск” Написали мы на конверте.

Я храню эти письма, наивные, но добрые, с признаниями в любви своей Родине, родителям, школе, друзьям.

Какая она наша Родина?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала я прочитала детям стихотворение “Родина наша малая…”. Обобщение знаний мы провели, заполняя кроссворд. Дети в начальной школе любят заполнять и сами составлять кроссворды. Это связано, видимо, с тем, что вопросы кроссворда ассоциируются у них с загадками, а клетки кроссворда помогают сориентироваться с количеством букв в словах. Задание было составлено таким образом, чтобы повторить географическое положение России и Забайкалья, водоемов и природной зоны –степи, где расположен поселок, растительный и животный мир степи. В результате работы над кроссвордом получилось слово “Забайкальск”.

“Родина моя малая,
Там, где родился и рос,
Связана с ласкою маминой,
С лепетом белых берез…”

Где работают наши родители? Каждый хотел рассказать, и рассказывали с искрами в глазах и счастливой улыбкой: это и железная дорога, которая связывает нашу страну с Китаем, это таможня, через которую день и ночь идут автомобили, едут туристы, это строительство новых домов, школы и многое другое.

Культурологический аспект нашел свое отражение в обычаях и традициях разных народов, потому что в классе учатся дети разных национальностей. Новый Год, Рождество, Белый месяц- эти праздники стали общими, потому что мы – одна семья.

“Моя семья” – это тема урока в курсе “Мир вокруг нас”, над которой мы работали во втором классе. Среди задач урока были развитие мышления учащихся с целью формирования аналитико-синтетической деятельности и организация содержательной самооценочной и оценочной деятельности как показателя готовности к эффективной проектной деятельности.

Планируя работу, мы с детьми решили познакомиться с историей каждой семьи, с ее настоящим и будущим. Эти направления стали основными несущими конструкциями нашего проекта. Изучение прошлого своей семьи мы начали с составления родословного дерева, знакомства со значением имени, читали в книге Г.Р.Граубина “Наша малая Родина” об истории своего края, записали рассказы-восспоминания о дедушках, прадедушках- участниках Великой Отечественной Войны. Настоящее мы изучали на экскурсиях, составили фотоальбом “Моя семья” с рассказами о проффесиях родителей, увлечениях и традициях семьи. Будущее –это наши мечты, каким станет наш поселок, наша страна, кем станем мы, чтобы стать по-настоящему счастливыми.

Презентация проекта прошла в виде деловой игры. Четыре команды заполняли свой путевой лист, вопросы которого обобщали знания по теме, и самостоятельно оценивали знаком “+” или “-”. “Один за всех и все за одного”, -этот девиз мы произносили всегда, взявшись за руки. В течение урока мы опирались и на другие пословицы, поговорки, изречения, загадки:

Вместе нетрудно, вместе не тесно,
Вместе легко и всегда интересно.

Как корень питает соком дерево, так и семья питает жизненные силы человека.

История страны – это история каждой семьи.

Дорожите честью своего имени и фамилии, честью семьи.

Ценность человека в том, что он умеет видеть и осознавать свои ошибки и прикладывать все усилия к их устранению.

Это было итоговое высказывание на уроке, возможно, не до конца осознанное каждым ребенком, но очень важное для меня. Потому что оценивая свою деятельность, каждый раз понимаешь, что не все получается, как задумано. А значит, надо искать новые пути, по-другому организовывать совместную деятельность учащихся, учить самостоятельно решать значимые для себя и для других проблемы.

Взрослеют мои дети, сложнее становится учебный материал, меняются взаимоотношения. Мы строим общий дом, где нас ждут, где заботятся друг о друге, где поймут и примут нас такими, какой ты есть.

Совместная работа над проектами “Древний Египет”, “Родное Забайкалье”, “Великий круговорот жизни” способствовала не только формированию общеучебных организационных, информационных, интеллектуальных, коммуникативных навыков, но и развитию личностных качеств учащихся, направленных на создание положительного эмоционального отношения к учебе.

Внутреннее принятие учебной цели всеми учащимися класса – проблема, которую приходиться решать каждому учителю. Владение приемами, которые повышают стремление учащихся познавать новое, включаться в самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность, делать самостоятельный выбор, очень важно для педагога.

Учебные исследования сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требуют умения формулировать изучаемую проблему, выстраивать план исследования, проводить эксперимент, фиксировать результаты, делать выводы. Исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, это процесс поиска неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.

Работу на темой !Земля-кормилица” мы начали с исследования значения почвы в великом круговороте жизни, влияния различных типов почв на жизнь растений. В прозрачную посуду, чтобы легче было наблюдать формирование корней, ученики по своему выбору посадили семена растений. В дневник наблюдений каждый записал дату посева, название растения, состав почвы. Состав почвы проанализировали с точки зрения наличия песка, глины, перегноя. Каждое изменение морфологического строения растений записывали и зарисовывали, с радостью наблюдали появление всходов, формирование стеблей и листьев, распускание цветов. Меняли условия роста: полив, затенение, подкормка минеральными удобрениями, густота и глубина посева. На лето пересадили растения в грунт, чтобы понаблюдать появление плодов.

Итоги исследований подвели на уроке, посвященном обобщению знаний о почве и ее роли в круговороте веществ, обоснованию необходимости охраны почв. Развитие умения строить диалог через коллективный поиск истины, постановка проблемы, определение путей ее решения – одна из задач данного урока. Особое внимание было уделено переводу внутреннего диалога в открытый, формированию знания о мире, о человеке в этом мире и о самом себе…

Эмоционально-личностный аспект урока дает возможность увидеть результат принятия или непринятия учебной цели учащимися класса, проанализировать границы знания и расширение границ незнания, стали ли мы мудрее. Содержанием рефлексивно-оценочной деятельности не всегда является уровень усвоения учебного материала. Мы обсуждаем способы организации познавательной деятельности, формы общения, личный вклад каждого в решение поставленной задачи.

Результатом работы стало оформление материалов по темам “Что я знаю о России”, “Живая природа”, “Родное Забайкалье”, История и география Забайкальского района”. Мы выступали перед родителями, учителями, подготовили концерт для детского сада. Но гораздо важнее внутреннее приятие школьной жизни, личностный настрой, заинтересованность каждого совместной деятельностью.

Есть у нас заветные тетради, которые называются “Какой я?”. В них мы пытаемся анализировать на только свой собственный характер, но и характер своих друзей, пишем признания в любви хорошим людям, мечтаем о будущем. Я пишу в них письма родителям, поздравления и пожелания детям.

Отвечая на вопрос, чем является для них школа, ребята определили, что школа включает в себя три основные понятия: знания, семья, общение. Самое важное, на мой взгляд, чтобы при переходе из начальной школы в основную, у детей сохранить именно такое принятие школы. Чтобы всегда находили они понимание и поддержку от педагога, независимо от отметки в дневнике. Чтобы дела их были добрыми, мысли – умными, а мечты – светлыми.