Познавательная деятельность как одно из направлений повышения эффективности образовательного процесса

Разделы: Информатика


В условиях реализации концепции модернизации общего образования значительно возрастает роль формирования познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Информатика в настоящее время является одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира. Она вносит значительный вклад в развитие учебных навыков работы с информацией и подготовку учащихся к профессиональной деятельности в информационном обществе. Осуществление непрерывного образования немыслимо без усиления роли принципа индивидуализации образования, реализации индивидуальных “образовательных траекторий” обучаемых. Учет особенностей структуры познавательной деятельности школьника по усвоению и применению содержания образования является исходным моментом в разработке и определении эффективных средств и способов организации, управления учебной деятельностью учащихся. Полноценная познавательная деятельность школьников выступает в обучении главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации из различных источников, включая Интернет. Указанные выше качества личности формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Для того чтобы обучать учащихся, познавательной деятельности, необходимо, прежде всего, познакомить их с предметом деятельности, его структурой, составными частями.

Учебный предмет строится из таких элементов как понятия, законы, принципы, идеи и правила. Усвоить понятие на уровне описания, значит, определить, что это такое, выделить общие и отличительные, существенные и несущественные признаки явления или предмета, на основании которых можно было бы их узнать. Усвоить понятие на уровне объяснения, значит, овладеть его сущностью, а на уровне предписания, сформировать у

себя обобщенные теоретические умения преобразовывать его, исследовать знания как инструмент, т.е. овладеть методами познавательной деятельности. Обучение учащихся познавательной деятельности – это выделение тех особых форм, способов действия, посредством которых ученик мог бы усваивать созданные обществом знания. Оно происходит через активную практическую и мыслительную деятельность, успешное осуществление которой во многом зависит от наличия в познавательном опыте учащихся необходимого познавательного инструментария, помогающего им проникать в сущность предмета познания, его составных частей. Для этого необходим инструментарий представляющий набор логических средств добывания знаний. Выделение его связано с соответствующей организацией учебной деятельности в процессе обучения информатике по каждой теме. Важнейшую роль в этом процессе играет учебная задача как основа учения. По своей структуре она состоит из двух взаимосвязанных элементов: учебных целей и учебных

действий. Различие задач в обучении зависит от их направленности. С их помощью учитель создает соответствующие ситуации обучения. Деятельность учителя в организации деятельности ученика состоит в структурировании содержания задач самостоятельной работы в рамках того опыта деятельности школьника, который сформировался на предыдущих стадиях обучения, в этот момент решение таких задач осуществляется школьником в основном на уровне применения известных ему теоретических положений и понятий. Такого рода самостоятельная деятельность крайне необходима в обучении. Она организуется учителем на этапе повторения ранее изученного материала. В этом типе самостоятельной деятельности управление деятельностью (целеосуществление) преобладает над постановкой цели (целеполагание). Эта деятельность в обучении не создает или почти не создает у школьника необходимых стимулов для дальнейшего развития у него познавательных способностей. И тогда объективно возникает потребность в постановке перед учащимися познавательных задач, в решении которых целеполагание шире целеосуществления. Ученик стимулируется в одних случаях к самостоятельным творческим действиям, в других, к сотрудничеству с учителем. Таким образом, ученик выходит на новый рубеж своего учебного познания, вступает в новую стадию деятельности, которая по своей природе расположена выше уровня его предыдущей самостоятельной деятельности.

Итоговый урок по теме: Этика и опасности Интернета

Урок по теме: Алгоритмы и исполнители