Работа с родителями

Разделы: Работа с родителями


Для более эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо тесное сотрудничество учителя с родителями учащихся. Об этом мечтает любой классный руководитель. Но многолетний опыт работы показывает, что родители не хотят посещать родительские собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Если начинаем привлекать родителей к помощи в кабинете, то в лучшем случае предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлением школьной жизнью. Тогда когда воспитание молодежи – сейчас очень актуальная тема: и воспитание не только в школе, но и в семье. А из анализа анкет и бесед, различной диагностики можно с уверенностью сказать, что дома воспитанием ребенка не занимается ни один родитель. Все пущено на самотек. Если обратиться к родителю. Что ребенок натворил что – то, тогда начинается “воспитательная” работа родителя виде назиданий, наказаний и т.д. Порой совсем не зная, что “воспитательный процесс – это сама жизнь”. Так вот всем над этим вопросом думала много. И затем, решила, а что если родителей более плотно привлекать к проведению воспитательных мероприятий, то это послужит организованным и продуманным педагогическим просвещением родителей, что способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.

И ведь не сказать, что родители не хотят заниматься воспитанием своих детей. Одним просто некогда, другие не занимаются воспитанием – по незнанию, третьи считают: “как идет – так и должно быть”; четвертые – не идут в школу, чтобы не слышать “плохое о ребенке – так называемая боязнь”; пятые: просто стесняются и т.д. Но какая бы не была причина нам необходимо работать с родителями вместе.

Ну, если родителей сложно зазвать в школу, то придется идти к ним домой. Значит надо найти такие дела, чтобы мы совместно с родителями могли в воспитательных целях показать их детям. Пересмотрев, прочитав много методической литературы, статей, книг о воспитании я обратила внимание, что везде основным является – это привлечение родителей в школу.

И тогда, составляя воспитательный план, я придумала совместные с родителями мероприятия, некоторые из которых, к стати проводятся у них дома, учитывая условия, занятость и возможность родителей. Тем самым отказалась от проведения традиционных родительских собраний. Итак у меня получилось, что каждый месяц мы совместно с родителями одного из учеников класса проводим мероприятие. Когда пригласила родителей перед учебным годом в школу и рассказала им о своей задумке, то на удивление услышала от них согласие и поддержку. А еще появился между родителями какой – то здоровый задор, азарт: “А что Мироновы у себя детей принять дома смогут, да и еще там что – то там проводят, а мы чем хуже?”

Хорошо зная способности, увлеченности родителей я составила план.

СЕНТЯБРЬ

  • День открытых дверей для родителей. Кроме основных мероприятий в этот день, проговаривается план работы по воспитанию детей, где каждый родитель класса услышал в каком мероприятии будет участвовать.
  • “Урожайные грядки” – у мамы одного ученика всегда хороший урожай, поэтому мы всем классом, по договоренности, пришли в гости к семье Вовы. Сначала провели подготовленное мероприятие (это можно было подготовить по любой разработке), а затем мама Вовы показала какие плетенки лука наплела на зиму; показала самые большие морковки из урожая и рассказала, как ее лучше хранить зимой (дети так внимательно слушали и я думаю дома рассказали своим родителям и может кому-то принесли эти советы пользу). После этого с каким аппетитом дети кушали салат из свежей капусты, приготовленный мамой Вовы, затем пили чай с вареньем и такие довольные мы с ребятами пошли по домам. Это мероприятие в доме у родителей одного из учащихся класса совсем не то, что если бы это же провели в классе.

ОКТЯБРЬ

  • “Что нам стоит дом построить!”. Этот классный час мы проводили в семье Вали. Ее родители достроили дом и с осени переехали в него. Сначала мы поговорили с детьми о том зачем и кому нужны дома, затем – какие в селе дома, потом я зачитала статистику по стране, району по жилищному строительству, после чего папа Вали рассказал: с чего начали строить дом, что для этого надо и как сделать его уютным для себя. Мы подарили этой семье на новоселье сделанные руками ребят вещи: подвесная полка для цветов, сувениры. А Валина мама напоила нас вкусным чаем с вкусным пирогом. Я думаю, что после окончания школы, если ребята останутся жить в селе и задумают построить свой дом, то знания данного классного часа помогут им.

НОЯБРЬ

  • Секреты бабушкиного рукоделия. Олина бабушка очень хорошо вяжет и вышивает. Поэтому следующее занятие по изобразительному искусству проводим в гостях у семьи Оли. Разговор на занятии пошел по теме занятия, затем бабушка Настя рассказала и показала нам свои вышивки и вязаные изделия. Девочки принесли с собой цветные нитки и иголки, попробовали вышивать, под бабушкины советы простые рисунки, а мальчики на листочках в клетку крестиком нарисовали фломастерами узоры, которые могли бы подойти для вышивания.
  • Педагогический мини-консилиум. В это время в селе закончились огородные работы. Время у родителей стало немного свободнее, поэтому теперь их можно пригласить не назидательное родительское собрание, а на педагогический мини-консилиум. На который пригласить педагогов, работающих в данном классе, заместителя директора по воспитательной работе, медработника села, библиотекаря сельской библиотеки. Тему можно выбрать в зависимости от целей воспитательной работы класса. Я взяла тему: “Значение общения в развитии личностных качеств ребенка”. До этого провела анкетирование родителей, попросила подготовить вопросы “сложности воспитания ребенка, в общении с ребенком”. Учителя по теме готовят небольшие выступления, готовят их и медработник и библиотекарь. На консилиуме все выступаем и обмениваемся мнениями. Обсудили главные вопросы воспитания именно конкретных детей этого класса. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической культуры, на знакомство с окружающими вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью педагогами школы в воспитательной работе.

ДЕКАБРЬ

  • “Веселый снеговичек” – работа в снежном городке школы. Папа Оли умелый в изготовлении снежных фигурок человек. Мы попросили его прийти в определенный день и время и вместе с ним возле школы изготовили фигурку. Одно дело когда дети сами или по обыкновению с классным руководителем и совсем другое дело если это же с ними выполняет чей-то родитель (тем более это село и они все хорошо знают – это наш дядя Коля). Детей это дисциплинирует, заинтересовывает и перед чужим, но папой хочется показать себя с лучшей стороны. Это мероприятие и воспитательного характера, причем как для детей так и некоторыми вопросами для родителей и дело сделали – снежная фигурка.
  • Работа мастерской “Деда Мороза” под руководством родителей. В семье у Андрея мама умеет такие красивые снежинки вырезать, а какие объемные снежинки делает. Вот этому мы и учились с ребятами в данной семье. Остальные мероприятия так же были проедены с родителями с пользой и для детей и для родителей. Я просто вытяну их по месяцам. А провести аналогично распланировав я думаю может любой классный руководитель.

ЯНВАРЬ

  • Рождественский праздник в семье.
  • “Колядки много лет назад” в гостях у бабы Насти.

ФЕВРАЛЬ

  • Спортивный семейный праздник “Папа, мама, я – спортивная семья”.

МАРТ

  • Семейный праздник, посвященный 8 марта.

АПРЕЛЬ

  • “Секреты русской печи” – в гостях у бабы Насти.
  • Педагогический мини – консилиум.

МАЙ

  • Семейный хит – парад. “Наши звездочки”.

После проведения этих мероприятий родители стали активнее, теперь на родительское собрание мне не приходилось их “заманивать”, даже сами стали чаще заходить в школу и интересоваться обучением и воспитанием детей. Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Можно проводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью “Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей”.