Модель методической работы на муниципальном уровне и технологический инструментарий анализа методической активности ДОУ при её реализации

Разделы: Администрирование школы


Изменения, происходящие в современном обществе и в системе образования, существующие проблемы функционирования и развития образования требуют обновления структуры, содержания, форм методической работы по обеспечению непрерывного повышения квалификации педагогических работников. Поэтому, возникла необходимость создания модернизированной модели методической работы с педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений города, а так же разработки технологического обеспечения анализа эффективности её деятельности.

Модель методической работы с педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений разработана на основе анализа современной образовательной теории и практики, представляет собой нормативный и методический документ. Она включает социально-педагогический анализ состояния методической службы города, цель, задачи и приоритетные направления развития на ближайшую перспективу, план мероприятий, условия реализации и ресурсное  обеспечение в современных социально-экономических условиях.

Проблемы анализа и оценки работы дошкольных образовательных учреждений существуют едва ли не с открытия первого детского сада. Всех участников образовательного процесса всегда интересовало, насколько эффективен присмотр и обучение детей, какие связи существуют между условиями, созданными в детском саду и развитием детей, в какой мере профессионализм обучающего ребёнка педагога способствует этому развитию. Лишь в последние десятилетия в педагогике появились научные труды и практические разработки, значительно меняющие традиционные представления об анализе работы образовательных учреждений. Среди них наиболее значимыми исследованиями в этой области являются труды В.П.Беспалько, Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Е.С. Комаровой.

Модель методической работы с педагогическими работниками на муниципальном уровне.

Методическую деятельность с педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений осуществляет методист по дошкольному воспитанию, методист по коррекционно-развивающему обучению.

Целью методической работы является создание условий системного повышения уровня профессиональных компетентностей и их использование в образовательной деятельности педагогическими и руководящими работниками дошкольных образовательных учреждений через построение методического сопровождения на всех уровнях взаимодействия

Направления взаимодействия:

  • с руководителями I и II уровня
  • с муниципальным экспертным советом в режиме экспертизы авторских педагогических разработок и экспериментальных площадок
  • с педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений в режиме активных форм (муниципальных методических объединений, мастер-классов, обмена опытом, конкурсов профессионального мастерства)
  • с муниципальной аттестационной комиссией в режиме экспертизы деятельности педагогических работников при аттестации на I и высшую квалификационные категории
  • с воспитанниками в режиме фестивалей, конкурсов, спортивных соревнований.

Принципы построения методической работы.

  • Ориентация на ведущую образовательную практику ДОУ.
  • Максимальное использование профессионального потенциала педагогических работников ДОУ.
  • Изучение профессионального запроса педагогических и руководящих работников ДОУ.

Эффективность модели.

  • Повышение профессиональных компетентностей педагогических работников.
  • Широкие возможности профессионального общения.
  • Презентация передового педагогического опыта.
  • Высокая методическая активность ДОУ на муниципальном уровне.

Структура методической работы.

  • Кустовое распределение по ведущим образовательным практикам
  • Валеологическая образовательная практика.
  • Когнитивная образовательная практика.
  • Воспитательная образовательная практика.
  • Эмоционально-ценностная и практика самореализации личности.
  • Методические объединения воспитателей, работающих с детьми:
    • раннего возраста,
    • второй младшей группы,
    • средней группы,
    • старшей группы,
    • подготовительной к школе группы.
  • Методические объединения специалистов:
    • музыкальных руководителей,
    • инструкторов по физической культуре,
    • педагогов-психологов,
    • учителей-логопедов.

Формы методической работы с учителями-логопедами.

  • Методическое объединение учителей-логопедов.
  • Микрогруппы по интересам.

Формы методической работы с педагогами-психологами

  • Методическое объединение педагогов-психологов.
  • Микрогруппы по интересам.

Организационные формы методической работы со всеми категориями педагогических работников.

  • Семинар (мотивационный, обучающий).
  • Семинар-практикум.
  • Круглый стол.
  • Брифинг.
  • Деловая игра.
  • Творческая гостиная.
  • Эстафета педагогического мастерства.
  • Конкурс педагогического мастерства.
  • Тематическая выставка.
  • Дискуссия.
  • Мастер-класс.
  • Конференции и педагогические чтения

Анализ методической активности муниципальных дошкольных образовательных учреждений и его технологический инструментарий

Анализ методической активности муниципальных дошкольных образовательных учреждений на муниципальном уровне, в условиях реализации модернизированной модели, ориентируется на общепринятые целевые установки деятельности методической службы.

Основной критерий - методическая активность.

“Собственно методическая активность” - активное участие ДОУ в режиме организации и проведении методических форм работы на муниципальном уровне

“Пассивная методическая активность” - методическая активность ДОУ в режиме посещений методических мероприятий, предоставляемых другими учреждениями.

Показатели методической активности на муниципальном уровне

“Собственно методическая активность” представлена показателями:

  • Проведение муниципальных методических мероприятий;
  • Руководство методическим объединением;
  • Участие в работе экспертных групп, жюри, организационных комитетов;
  • Обучение на курсах повышения квалификации, в учебных заведениях;
  • Опытно-экспериментальная деятельность (авторские педагогические разработки, экспериментальные педагогические площадки).

“Пассивная методическая активность” представлена показателями:

  • Посещение муниципальных методических мероприятий в режиме “внимательных и благодарных слушателей” (по регистрации)

Под показателями понимаются количественно и качественно определенные величины, дающие характеристику отображаемому объекту.

Основные методы и технологический инструментарий анализа.

Основные методы анализа

  • Метод сравнения
  • Метод индукции и дедукции
  • Метод системного подхода

Технологический инструментарий анализа

Технологический инструментарий анализа представляет собой набор способов (инструментов), при помощи которых анализируется то или иное явление

  • Способы сравнения
  • Способы группировки
  • Способ табличного изображения
  • Способы графического изображения

Способы сравнения

  • фактические значения показателей со значениями показателей других образовательных учреждений;
  • фактические значения показателей ДОУ со значениями показателей прошлых лет этого же ДОУ (улучшение или ухудшение), темпы изменений, определение тенденций (стабильный рост, стабильное снижение методической активности).

Способы группировки

Группировкой информации называют разделение изучаемой совокупности показателей на качественно однородные группы по каким-либо признакам. Способы группировки используются для обобщения и типизации явления.

Нами применены следующие группировки:

  • группировки по типу и виду учреждения;
  • группировки по возрастному составу детей;

группировки по размеру учреждения (группировки по группе оплаты труда руководителей, зависящей от объемных показателей учреждения).

Способ табличного изображения

Для анализа методической активности применены аналитические таблицы.

Этот способ изображения результатов позволяет в сжатом и удобном для восприятия виде изложить языком цифр то или иное суждение.

В аналитических таблицах отражаются:

  • сводные результаты и составляющие их показатели;
  • последовательность расчета показателей;
  • динамика изучаемых показателей;
  • структурная характеристика изучаемого явления.

Способы графического изображения - дают обобщающую картину изучаемого явления. Причём эта картина максимально убедительна и доступна для восприятия. Графические способы лучше всего отражают динамику изучаемых показателей, составляющие сводных результатов, позволяют проследить взаимосвязи между различными показателями.

Графические способы включают различные виды графиков

  • Столбиковые диаграммы
  • Секторные диаграммы позволяют наглядно представить удельный вес отдельных значений в общем количестве.

Особенности анализа методической активности дошкольных образовательных учреждений на муниципальном уровне.

Анализ методической активности ДОУ на муниципальном уровне может быть представлен в сборнике. Структура сборника содержит четыре раздела:

1. Раздел Методическая активность МДОУ на муниципальном уровне (в целом по городу и по группам оплаты труда)

  • Информационно-аналитическая таблица методической активности муниципальных дошкольных образовательных учреждений, относящихся к I группе оплаты труда руководителей.
  • Информационно-аналитическая таблица методической активности муниципальных дошкольных образовательных учреждений, относящихся ко II группе оплаты труда руководителей.
  • Информационно-аналитическая таблица методической активности муниципальных дошкольных образовательных учреждений, относящихся к III группе оплаты труда руководителей.

II. Раздел. Рейтинговая оценка участия педагогических коллективов педагогов МДОУ в муниципальных конкурсах профессионального мастерства

III. Раздел. Рейтинговая оценка участия воспитанников МДОУ в муниципальных фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях

IV. Раздел. Рейтинговая оценка участия коллективов МДОУ в муниципальных спортивных соревнованиях, творческих конкурсах.

Методическая активность (в целом по городу и по группам оплаты труда) в сборнике представлена:

  • В аналитических таблицах сводных результатов и составляющих их показателей,
  • В столбиковых диаграммах сводных показателей методической активности,
  • В столбиковых диаграммах показателей “собственно методической активности”

Рейтинговая оценка участия педагогических коллективов педагогов МДОУ в муниципальных конкурсах профессионального мастерства в сборнике представлена:

  • В аналитических таблицах сводных результатов и составляющих их показателей,
  • В столбиковых диаграммах сводных показателей участия педагогических коллективов педагогов МДОУ в муниципальных конкурсах профессионального мастерства,
  • В секторных диаграммах участия педагогических коллективов педагогов МДОУ в муниципальных конкурсах профессионального мастерства
  • В таблицах результатов участия педагогических коллективов педагогов МДОУ в муниципальных конкурсах профессионального мастерства

Рейтинговая оценка участия воспитанников МДОУ в муниципальных фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях.

  • В аналитических таблицах сводных результатов участия составляющих их показателей.
  • В столбиковых диаграммах сводных показателей участия воспитанников МДОУ в муниципальных конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях.
  • В секторных диаграммах участия воспитанников МДОУ в муниципальных конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях.
  • В таблицах результатов участия воспитанников МДОУ в муниципальных конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях.

Рейтинговая оценка участия коллективов МДОУ в муниципальных спортивных соревнованиях, творческих конкурсах в сборнике представлена:

  • В таблицах результатов участия коллективов МДОУ в муниципальных спортивных соревнованиях, творческих конкурсах.

Наличие в аналитических таблицах сводных показателей нескольких лет позволяет провести их сравнение, определить динамику и установить тенденцию (возможно построение линейных графиков).