Урок окружающего мира "В гости к весне" и его компьютерная поддержка

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой природе; дать представление об изменениях в жизни растений весной, показать связь этих изменений с неживой природой;
  2. Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
  3. Воспитывать интерес и любовь к природе.

Оборудование:

  1. Карточки с индивидуальными заданиями;
  2. Карточки с цифрами.
  3. Презентация к уроку “В гости к весне”.

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Сегодня к на урок пришёл Винни-Пух и мы вместе с ним совершим небольшое путешествие.

II. Проверка домашнего задания.

Для начала проверим, как вы усвоили тему прошлого урока.

а) Формы земной поверхности. (Слайд 2)

  • Какие формы земной поверхности вы знаете?
  • Что вы знаете о горах?
  • А о равнинах?

Одновременно с ответами детей появляется следующая схема:

Винни-Пух хочет с вами поиграть? (Слайды 3 – 13)

Если на экране вы увидите плоскую равнину – покажите карточку с цифрой 1, если увидите холмистую равнину – карточку с цифрой 2, если увидите горы – карточку с цифрой 3.

б) Части реки.

Наш друг – медвежонок приготовил для нас следующее испытание – кроссворд. Попробуем его разгадать. (Слайд 14)

Водоёмы.

  1. Кругом вода,
    А с питьём беда.
  2. Все обходят это место:
    Здесь земля, как будто тесто;
    Здесь осока, кочки, мхи…
    Нет опоры для ноги.
  3. Лежит зеркало посреди поля:
    Рама зелёная, стекло голубое.
  4. Тихий, Северный Ледовитый,
    Атлантический, Индийский – это …
  5. В голубеньких рубашках
    Бегут по дну овражка.
  6. Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит.

- Какое ключевое слово получилось? (Родник)

- Что такое родник или ключ? (Это место выхода подземных вод на поверхность земли.) Из родников берут начало ручейки, которые, сливаясь вместе, образуют реки.

в) Проверочная работа по теме “Части реки”. (Слайд 15) (Ученикам раздаются карточки со схемой реки для проверочной работы)

  • Поставь цифру 1 там, где находится устье реки.
  • Поставь цифру 2 там, где находится правый приток реки.
  • Поставь цифру 3 там, где находится левый приток реки.
  • Поставь цифру 4 там, где находится исток реки.

III. Введение в тему урока.

- Послушайте внимательно стихотворение А. Фета и скажите. О каком времени года в нём говорится?

Снова птицы летят издалёка,
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт. (Весна) (Слайд 16)

IV. Весенние изменения в неживой природе. (Слайд 17)

Какое время года изображено на слайде? (зима) (Слайды 18 – 24)

  • Перед вами располагается экран.
  • Докажите, что это зима. (выслушиваются ответы детей)
  • Давайте понаблюдаем, какие происходят изменения в неживой природе с приходом весны.

- Как изменяется солнце с приходом весны? (Светит ярче, чем зимой; с каждым днём греет всё сильнее: гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее.)

- Как изменяется небо с приходом весны? (Небо голубое, высокое. По небу плывут белые лёгкие облака.)

- Какие осадки выпадают весной? (В марте – снег, в апреле – снег и дождь, а в мае – дождь)

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае)

- Что происходит весной с почвой? (Весной появляются первые проталины. В апреле их становится всё больше и больше, в мае весь снег растаивает. Начинает оттаивать почва, в ней накапливается много влаги от таящего снега.)

- Что происходит весной с водоёмами? (Лёд на водоёмах темнеет. Покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.)

V. Изменения в живой природе. (Слайд 25)

- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

- Ребята Винни-Пух нуждается в вашей помощи. (Слайд 26)

Ему надо найти картинку с изображением весны.

(Детям предлагаются 4 картинки, где изображён один и тот же пейзаж в разное время года.)

- Докажите правильность вашего выбора.

  • Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются серёжки, серебристые барашки. Цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры.)

На доске демонстрируются различные деревья. (Слайд 27)

  • Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.)
  • Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Ответы детей)

Учитель демонстрирует рисунки с изображением раннецветущих растений.

(Слайд 28 – по щелчку: подснежник, ландыш, одуванчик, фиалка)

- Обычно раннецветущие растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести)

- Почему же подснежники зацветают так рано?

Учитель выслушивает мнение детей и предлагает почитать об этом на с. 89 в учебнике, чтобы определить, чьё мнение было верным.

Дети читают текст вслух по частям. Затем делается коллективный вывод: подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного.

- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки)

Один из заранее подготовленных учеников рассказывает о ландыше.

Ландыш. Время цветения этого растения совпадает с ветреной погодой, но цветы не боятся холодного ветра. Сорванные цветы быстро испаряют влагу и погибают. Не следует рвать цветы, ведь они зацветают только с 10-12-летнего возраста и век их недолог, всего 4-6 недель. Осенью, опавшие листья толстым слоем, как тёплым одеялом, укрывают и защищают растения от морозов. Следует помнить, что все части этого растения ядовиты.

  • Весна вносит изменения и в жизнь животных.

- Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелётные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов.)

- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий.

- Каждая птица возвращается в родные края в определённое время. Отгадайте загадки и скажите: в какой из весенних месяцев возвращается каждая птица на родину. (Слайд 29)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица … (Грач)

Март – время прилёта грачей.
Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Время прилёта жаворонков – начало апреля.
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)

Конец марта – время прилётов скворцов.
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт. (Соловей)

Соловьи прилетают в середине мая.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

Время прилёта в родные края – май.

А сейчас давайте представим, что мы оказались весной на опушке леса. Давайте послушаем как поёт жаворонок .

(На слайде 29 необходимо щёлкнуть левой клавишей мыши по картинке с изображением жаворонка)

Как встречают весну звери? Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. Давайте понаблюдаем за одним из них.

(Слайд 30. Для запуска видеоприложения о еже, необходимо щёлкнуть левой клавишей мыши по картинке с изображением ежа.)

У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют. Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве.

Учитель демонстрирует картинки с изображением зверей и их детёнышей. (Слайд 32)

- Ребята, а что вы можете сделать для охраны животных, птиц, растений? Представьте, что мы с вами пришли в весенний лес и на пути нам встретились следующие знаки. Помогите их расшифровать, о чём они нам говорят? (Слайд 33 – работаем по щелчку мыши)

VI. Подведение итогов урока.

1. Подходит к концу наш урок и наш гость – Винни-Пух хочет с вами поиграть в игру, которая называется “Я знаю …” (Слайд 34 – работаем по щелчку мыши)

  1. Я знаю пять явлений весны …
  2. Я знаю пять перелётных птиц …
  3. Я знаю пять первоцветов …
  4. Я знаю пять насекомых …
  5. Я знаю пять проснувшихся зверей …

2. Рефлексия.

  • С каким настроением вы уходите сегодня с урока?
  • Что больше всего вам понравилось на уроке?

VII. Домашнее задание. (Слайд 35)

Винни-Пуху тоже очень понравился наш урок и он приготовил для вас ещё одно задание, которое вы выполните дома.

Написать сочинение на тему “В гости к нам пришла весна”.

Учитель демонстрирует картину с изображением весны.

Спасибо за урок. Винни-Пух ставит вам всем сегодня за урок - 5! (Слайд 36)