Урок ИЗО в 5-м классе по теме: "Литературный герой"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: “Литературный герой”
Портрет сказочного героя,
Чтение сказок, знакомство со сказочными героями.

Цели урока:

  • закрепить знания о жанре портрета; закрепить знания о частях лица и их признаки и расположении;
  • предложить учащимся создать образ сказочного героя, передать в работе его внешний вид, характерные признаки.

Оборудование: альбом, краски, простой карандаш, ластик.

Репродукции художников “Пейзаж”, “Натюрморт”, анималистический жанр, “Портрет”. Выставка книг: “Сказки”, “Литературные произведения”.

Литература:

  • М. В. Трофимова, Т. И. Тарабарина “И учеба, и игра изобразительное искусство”.
  • Ж/л. “Педагогическое творчество”.
  • Ж/л. “Последний звонок”, газета: “Искусство”.

Ход урока.

1. Организационная часть.

На доске: “Не глядя на мир, нельзя не удивляться!”

Козьма Прутков.

Учитель: К концу урока вы должны сказать, что обозначают эти слова.

II. Закрепление.

Учитель: Сегодня у нас урок изобразительного искусства. И что же такое изобразительное искусство?

Ученик: Искусство очень обширно: оно включает в себя литературу и музыку: архитектуру и декоративно-прикладное, театральное и киноискусство, и искусство изобразительное.

Учитель: А когда появилось искусство?

Ученик: Искусство появилось очень давно – много тысяч лет назад. Люди еще не знали   земледелия, не умели делать глиняную посуду и выплавлять металлы, но уже  умели рисовать. Учеными найдены рисунки, авторы которых жили 30 тыс.  лет назад!

Ученик: Прекрасные произведения искусства были созданы художниками древнего мира – достаточно вспомнить семь чудес света или поэмы Гомера. Средневековье-время творчества Микеланджело, Рафаэля и Андрея Рублева.

А XIX век – время рождения киноискусства, которое всем знакомо и очень многим любимо.

Учитель: Итак, войдем в мир искусства…

Ученик: Музыку слушают, героев литературных произведений читатели представляют себе мысленно, в воображении. А вот произведения искусства мы видим  глазами.

Оно самое древнее – люди еще не умели, а изображения уже создавали, например, наскальные рисунки.

Учитель: Изобразительное искусство создают художники. Они изображают мир таким, каким его видим мы все. Поверьте, изображать можно все: птиц, животных,  людей, художник может передать через картину радость и горе, правду и лож, добро и зло.

И сегодня мы продолжаем знакомство с одним из жанров, но наши друзья,  Тюбик, Кузя, Незнайка и Маркеша приглашают нас посетить выставку картин.

Учитель: Не спешите, рассматривайте внимательно каждую картину. И определите, к   какому жанру живописи она относится.

Ученик: Пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, портрет.

Учитель: Что означают эти жанры?

Ученик: Пейзаж – это рисование природы. Натюрморт с французского “мертвая натура”, анималистический жанр – рисование птиц, животных.

Учитель: Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька твой – сосед
Обязательно картина
Называется портрет!

Учитель: Портрет – один из главных жанров изобразительного искусства. Ребята, скажите,

Ученик: С французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека.

Учитель: А если это изображение человека не на картине, а в скульптуре?

Ученик: Это тоже портрет.

Учитель: Конечно, портреты создаются и в скульптуре, и в графике, и в живописи.

Ученик: Жанр портрета очень древний. Самые ранние живописные портреты были написаны на деревянных досках горячими восковыми красками в 1 веке до н. э. в Древнем Египте.

Ученик: Портрет в России появился только в XVII столетии. Расцвету русского портрета. Предшествовали 8 веков древнерусской иконописи. Но если древнерусские живописцы писали лики святых по специальным  Правилам, то первые русские портретисты начали изображать человека “с живства”, т. е. с натуры.

Учитель: Давайте вспомним, какие бывают портреты?

Ученик: Одиночные и групповые (группа людей), парадные портреты (изображаются  выдающие личности в красивых костюмах), автопортреты (художники рисуют себя в зеркало).

Учитель: Хорошо. Сейчас вы должны выполнить задание:

1. Найти недостаток в портрете.

III. Новый материал.

Учитель: Ребята, а вы любите читать? Ведь в каждом литературном произведении

Писатели описывают героя. Будь это повесть или роман, рассказ или сказка.

Появились сказки давно. Сказки бывают разные: о животных, русские  народные, волшебные сказки. В своих сказках писатели описывают злых и добрых героев.

Учитель: Назовите авторов и названия сказок, в которых писатель описывает главных  героев – человека.

Ученик: А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Золотой петушок”, “Сказка о мертвой Царевне и семи богатырях”, Аксаков “Аленький цветочек”, Г. Андерсен “Снежная Королева”, Н. Носов “Приключение Незнайки” (учащиеся дают характеристику герою).

Выставка книг.

Учитель: А как вы уже поняли тема нашего урока- рисование сказочного героя.

Сейчас следующее задание.

2. Какие две сказки перепутал художник?

Ученик: А. Толстой “Приключения Буратино” и русская народная сказка “Ваилиса

Премудрая”.

Учитель: Следующее задание.

3. Помоги художнику дорисовать героев сказки.

Учитель: Ребята, я вас просила, чтобы вы подобрали описание героев. По этим описаниям вы будите рисовать героев.

Учащиеся начинают описание героя.

Учитель: Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, словно пава…

Ученик: А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”. Автор описывает прекрасную Царевну-Лебедь.

Учитель: Сейчас, прежде чем приступим к рисованию, выполните задание:

IV. Составьте портрет сказочного героя и назовите его.

Ученик: А. Толстой “Золотой ключик”- Пьеро; Гримм “Красная Шапочка”; “Домовенок Кузя”.

4. Практическая работа.

Учитель: Откройте альбом, возьмите карандаш и приступайте к работе.

Учащиеся самостоятельно рисуют сказочного героя.

V. Итог урока.

  1. Показ и анализ рисунков.
  2. Оценки. Анализ высказывания, который записан на доске.

Учитель: Заканчивая урок, послушайте стихотворение Н. Заболоцкого “Портрет”

Ученик: Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Приложение