Тема: “Литературный герой”
Портрет сказочного героя,
Чтение сказок, знакомство со сказочными героями.
Цели урока:
- закрепить знания о жанре портрета; закрепить знания о частях лица и их признаки и расположении;
- предложить учащимся создать образ сказочного героя, передать в работе его внешний вид, характерные признаки.
Оборудование: альбом, краски, простой карандаш, ластик.
Репродукции художников “Пейзаж”, “Натюрморт”, анималистический жанр, “Портрет”. Выставка книг: “Сказки”, “Литературные произведения”.
Литература:
- М. В. Трофимова, Т. И. Тарабарина “И учеба, и игра изобразительное искусство”.
- Ж/л. “Педагогическое творчество”.
- Ж/л. “Последний звонок”, газета: “Искусство”.
Ход урока.
1. Организационная часть.
На доске: “Не глядя на мир, нельзя не удивляться!”
Козьма Прутков.
Учитель: К концу урока вы должны сказать, что обозначают эти слова.
II. Закрепление.
Учитель: Сегодня у нас урок изобразительного искусства. И что же такое изобразительное искусство?
Ученик: Искусство очень обширно: оно включает в себя литературу и музыку: архитектуру и декоративно-прикладное, театральное и киноискусство, и искусство изобразительное.
Учитель: А когда появилось искусство?
Ученик: Искусство появилось очень давно – много тысяч лет назад. Люди еще не знали земледелия, не умели делать глиняную посуду и выплавлять металлы, но уже умели рисовать. Учеными найдены рисунки, авторы которых жили 30 тыс. лет назад!
Ученик: Прекрасные произведения искусства были созданы художниками древнего мира – достаточно вспомнить семь чудес света или поэмы Гомера. Средневековье-время творчества Микеланджело, Рафаэля и Андрея Рублева.
А XIX век – время рождения киноискусства, которое всем знакомо и очень многим любимо.
Учитель: Итак, войдем в мир искусства…
Ученик: Музыку слушают, героев литературных произведений читатели представляют себе мысленно, в воображении. А вот произведения искусства мы видим глазами.
Оно самое древнее – люди еще не умели, а изображения уже создавали, например, наскальные рисунки.
Учитель: Изобразительное искусство создают художники. Они изображают мир таким, каким его видим мы все. Поверьте, изображать можно все: птиц, животных, людей, художник может передать через картину радость и горе, правду и лож, добро и зло.
И сегодня мы продолжаем знакомство с одним из жанров, но наши друзья, Тюбик, Кузя, Незнайка и Маркеша приглашают нас посетить выставку картин.
Учитель: Не спешите, рассматривайте внимательно каждую картину. И определите, к какому жанру живописи она относится.
Ученик: Пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, портрет.
Учитель: Что означают эти жанры?
Ученик: Пейзаж – это рисование природы. Натюрморт с французского “мертвая натура”, анималистический жанр – рисование птиц, животных.
Учитель: Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька твой – сосед
Обязательно картина
Называется портрет!
Учитель: Портрет – один из главных жанров изобразительного искусства. Ребята, скажите,
Ученик: С французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека.
Учитель: А если это изображение человека не на картине, а в скульптуре?
Ученик: Это тоже портрет.
Учитель: Конечно, портреты создаются и в скульптуре, и в графике, и в живописи.
Ученик: Жанр портрета очень древний. Самые ранние живописные портреты были написаны на деревянных досках горячими восковыми красками в 1 веке до н. э. в Древнем Египте.
Ученик: Портрет в России появился только в XVII столетии. Расцвету русского портрета. Предшествовали 8 веков древнерусской иконописи. Но если древнерусские живописцы писали лики святых по специальным Правилам, то первые русские портретисты начали изображать человека “с живства”, т. е. с натуры.
Учитель: Давайте вспомним, какие бывают портреты?
Ученик: Одиночные и групповые (группа людей), парадные портреты (изображаются выдающие личности в красивых костюмах), автопортреты (художники рисуют себя в зеркало).
Учитель: Хорошо. Сейчас вы должны выполнить задание:
1. Найти недостаток в портрете.
III. Новый материал.
Учитель: Ребята, а вы любите читать? Ведь в каждом литературном произведении
Писатели описывают героя. Будь это повесть или роман, рассказ или сказка.
Появились сказки давно. Сказки бывают разные: о животных, русские народные, волшебные сказки. В своих сказках писатели описывают злых и добрых героев.
Учитель: Назовите авторов и названия сказок, в которых писатель описывает главных героев – человека.
Ученик: А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Золотой петушок”, “Сказка о мертвой Царевне и семи богатырях”, Аксаков “Аленький цветочек”, Г. Андерсен “Снежная Королева”, Н. Носов “Приключение Незнайки” (учащиеся дают характеристику герою).
Выставка книг.
Учитель: А как вы уже поняли тема нашего урока- рисование сказочного героя.
Сейчас следующее задание.
2. Какие две сказки перепутал художник?
Ученик: А. Толстой “Приключения Буратино” и русская народная сказка “Ваилиса
Премудрая”.
Учитель: Следующее задание.
3. Помоги художнику дорисовать героев сказки.
Учитель: Ребята, я вас просила, чтобы вы подобрали описание героев. По этим описаниям вы будите рисовать героев.
Учащиеся начинают описание героя.
Учитель: Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, словно пава…
Ученик: А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”. Автор описывает прекрасную Царевну-Лебедь.
Учитель: Сейчас, прежде чем приступим к рисованию, выполните задание:
IV. Составьте портрет сказочного героя и назовите его.
Ученик: А. Толстой “Золотой ключик”- Пьеро; Гримм “Красная Шапочка”; “Домовенок Кузя”.
4. Практическая работа.
Учитель: Откройте альбом, возьмите карандаш и приступайте к работе.
Учащиеся самостоятельно рисуют сказочного героя.
V. Итог урока.
- Показ и анализ рисунков.
- Оценки. Анализ высказывания, который записан на доске.
Учитель: Заканчивая урок, послушайте стихотворение Н. Заболоцкого “Портрет”
Ученик: Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.