Место проведения: учебный класс
Количество участников: 30 человек (7 классы)
Продолжительность: 50 мин.
ЦЕЛИ:
– Пробудить интерес к изучению культуры и языка коми народа.
– Воспитать уважительное отношение к народным традициям обрядам
ЗАДАЧИ:
– Познокомить детей с коми национальным праздником “Койташ”.
– Ввести новые лексические единицы.
– Работать над развитием речи.
– Закрепить пройденный материал.
– Познакомить детей и научить играть в коми народные игры, научить танцевать “ШЕН”
– Развивать фонематический слух.
– Развивать наблюдательность, внимание, память.
– Развитие познавательных процессов.
– Формирование компонентов учебной деятельности.
РЕКВИЗИТ:
– Женский коми народный костюм (3 шт.), костюм тетерева, ленточки, кости для игры, костюм зайца, мышки .
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ:
– Заставки песен в исполнении Л.Розы, Л.Логиновой, В.Пыстиной, Г.Игнатова, фольклорного коллектива “Парма”, а так же караоке по-коми (видеоколлекция популярных коми песен).
Ход сценария.
– Видза оланныд челядь! Бур лун велодысьяс,гостьяс, бать-мам! Ме ставныто зэв рад аддзыны “КОЙТАШ” гаж вылын, кони кутам ми ворсны, сьывны, йоктыны.
– Ребята, а кто знает, что означает слово “ койташ “?
Оказывается, это слово образовано от слова “КОЙТ”– тетеревиный ток. Сейчас мы определим, кто самый артистичный на нашем вечере и лучше всех изобразит тетерева. Я приглашаю 4 мальчиков.
– Теперь вы не кто иные, как тетерева, ваша задача показать
Тетеревиный ток жестами, мимикой, звуками под интересную мелодию. Ну а самых лучших определят зрители.(1выбывает).
– Теперь вас осталось трое, теперь покажите тетеревиный ток, но уже сидя (танцуют, зрители оценивают)
Ну что, сейчас вас двое, кто же станет вожаком на нашей гулянке? Теперь вы показываете тетерева мимикой лица. Ну что, поехали? (определяем победителя).
– Так же словом “КОЙТ” раньше обозначали “осеннее-летние” посиделки подростков 12-15 лет. Значит “КОЙТАШ” – это место увеселения , танцульки, гулянка.
“Койташ” проходил в доме подростков, родители которых временно отлучались в другие деревни. Девочки приходили рано утром и наводили порядок: тщательно перемывали полы, стены, мебель, посуду. Ближе к вечеру приходили ребята. К их приходу девочки ставили самовар и встречали ребят песней. А на нашем празднике нас встречают учащиеся 7д класса с песней “Марьямоль”.
– После песен начинались игры. О коми национальных играх мы знаем совсем чуть-чуть. Поэтому я вам предлагаю сыграть в игру “ЭН ВОШ”. А любая коми народа начиналась считалок. Они были созданы очень давно, поэтому много слов мы не понимаем. Сейчас с помощью считалок мы определим, кто выйдет на игру. А в этом мне помогут ребята.
Мингалев Ростислав “ЧИКИЛИ-МИКИЛИ”
Белугина Анна “ОТИК-МОТИК”
Федькина Яна “ЙИ КЫЛАЛО-КАЛАЛО”
Романова Ксюша “ ТИРС-ТОРС”
Кроме этого у вас было домашнее задание, составить современную считалку на коми языке по такому плану:
ОТИК-…….
КЫК-…….
КУИМ-……..
НЕЛЬ-……
ВИТ-…….
КВАЙТ-….
СИЗИМ-…….
КОКЪЯМЫС-……
ОКМЫС-………
ДАС-……..
– Мы хотим послушать, что у вас получилось? Я приглашаю представителей с каждой команды ( читают).
– Итак, на нашу игру выходят 7 человек. Правила игры очень простые, вы должны встать в шахматном порядке. Я называю части тела и указываю на них, но ваша задача: показывать ту часть тела, которую я скажу, а не покажу. Будьте внимательны и наблюдательны. Кто ошибается, тот выходит из игры (но давайте быстренько вспомним тему “Человек”). Оценивать будут наши строгие зрители.
– Молодцы! отдохнем и посмотрим танец под коми современную музыку.(Коч йокто-йокто.)
Следующая игра “ШЕГ” – игра в лодыжки. А что такое лодыжка?(……) Раньше коми народ для игры в “ШЕГ” использовал косточки коленного сустава барана или овцы. Для игры необходимо 20 пар таких косточек, т.е. сколько штук?
– Так вот, чтобы сыграть в эту игру коми дети собирали такие кости в течении года,а то и 2 и 3 года. Правила игры очень простые. Я для каждого класса даю волшебные мешочки, там 20 пар костей, самых настоящих, не пластмассовых, не деревянных.Посмотрите и потрогайте их.
Каждая кость может оказаться в 4 позициях:
“гатш” – на спину;
“пуп” – на живот;
“сувтса” – стоймя;
“куйло” – лежа.
– Объясняю правило игры, дети пробуют играть (10 мин).
Если кто заинтересовался этой игрой, каждый четверг в центре национальных культур проходит турнир “ШЕГ-PATI” в 18 .00 час.
– На “ КОЙТАШЕ”,как и на любом празднике, гостей угощали коронным блюдом. Меню “КОЙТАША” включало одно своеобразное блюдо, а какое вы мне скажете сами. Я вас угощу. Пока вы угощаетесь, нам споет песню Алина Тимушева “Паськыд гажа улича”……
– Ну, что за это блюдо? Догадались? (….)
Блюдо называется “ВЫЙДОМ” – от слова “вый” – масло, “дом” – конопля. Готовили так: в высокую ступу складывали семечки, сушеные ягоды. Все это разминалось и перемешивалось палкой. Получившуюся мягкую массу посыпали сахаром и выносили на холод. Через несколько часов она застывала и была готова к употреблению.
– А после трапезы начинались танцы. Я думаю, что вы устали сидеть и вам хочется подвигаться, Я ПРАВА? И повод для этого есть, самим попробовать разучить и станцевать коми традиционный танец “ШЕН”.А для этого я приглашаю всех на середину зала с помощью этих красивых лент определить свою пару( звучит музыка).
Встают 2 линии, парни напротив девушек.
Фигура 1 “ТОДМАСЬОМ” – “ЗНАКОМСТВО”.Пары идут навстречу, девушки кланяются в пояс, парни кивок головой.
Фигура 2 “ГУЛЯЙТОМ” – “ПРОГУЛКА”.Парни важно стоят на месте, правая рука за спиной, нос к верху. Девушки идут к ним, взглядом окидывают с головы до ног, поворачиваются, показав пятку, и уходят на место.
Фигура 3 “РЫТПУКОМ” – “СВИДАНИЕ”.Пары идут навстречу. Парни с опаской обнимают девушек за талию, девушки вздыхают и отталкивают парней.
Фигура 4 “РЫТПУКОМ” – “СВИДАНИЕ”. Девушки стоят, опустили головы, но изредка посматривают на парней. Парни подходят, обнимают за талию. Девушка кладет свою голову на плечо молодому человеку, вздыхает, но отталкивает молодого человека.
Фигура последняя – “ПРОЩАЛЬНАЯ” – “КОЛЛЬОДЧОМ”. В этой фигуре все элементы танца повторяются.
Дорогие зрители, какая пара лучше всех станцевала? Почему?А кто нам хочет показать мастер-класс?
Наш праздник подходит к концу. Как вы думаете, наши современные вечеринки и праздник “КОЙТАШ”, чем то отличаются? А есть что-то общее? Что? А что вас сегодня удивило? Не понравилось?
На ваш взгляд, необходимо ли проводить такие праздники?
Аттьо ставныдлы. Став бурсо. Виддза колянныд.