Урок математики по теме: "Работа над задачей". (2—3-е классы)

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок отработки умений и навыков

Программа: традиционная

Оборудование:

для учителя:

– иллюстрации морских обитателей;
– иллюстрация для зрительной разгрузки;
– магнитофонная запись “Шум моря”

для учащихся:

– карточки с задачами для групповой работы, работы в паре, индивидуально

Цели урока:

– закрепить и обобщить знания и способы учебной деятельности при решении задач
– развивать творческие способности, познавательный интерес, логическое мышление;
– воспитывать взаимовыручку, товарищество, настойчивость в работе, хорошее отношение к природе;
– сохранять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Постановка цели. Сообщение темы урока.

Учитель: Сейчас урок математики, но не обычный, а урок – путешествие по морским просторам.

– Как может быть наш урок математики связан с морем?

Дети: Мы из разных источников нашли информацию о морях, океанах и их обитателях, и будем использовать ее при решении задач.

Комментарий: на доске открывается тема урока “Работа над задачей”

Учитель: Какие цели вы ставите перед собой на урок?

Дети: – быть внимательными на уроке

– вчитываться, вдумываться в условие задачи;

– анализировать, использовать имеющиеся знания

– решать задачи разными способами;

Учитель: – Моя цель – помочь вам в достижении ваших целей.

3. Актуализация знаний учащихся

Учитель: – Чтобы отправится в путешествие надо выбрать транспорт. Расшифруйте название транспорта, на котором мы отправимся в путь. Кто закончит, встаньте.

Комментарий: 1 ученик у доски. Работа по карточке № 1.

Дети: наш помощник – Синий кит.

Комментарий: подготовленный ученик читает сообщение о синем ките.

Ученик: Синий кит – самое крупное животное, длина тела 56 метра, масса 190 тонн.

Учитель:

1) – Выразите 56 м = ___ дм; 56м = ____ см; 190т = ___ кг.

Дети записывают решение в тетрадь.

Учитель: – Кто закончил, поднимите две руки вверх.

Учитель: Через каждые 3 минуты кит должен сделать вдох. Сколько вдохов сделает кит в течение 12 минут? 1 часа?

Дети: 4 вдоха, 20 вдохов.

Учитель: За день детеныш кита выпивает 200 литров молока. Сколько литров молока он выпьет за а дней.

Даны выражения:

200+ а

200 · а

200 – а

Учитель: – Какое выражение подойдет для решения?

Дети: 200 · а.

Учитель: Какие значения может принимать а?

Дети: Любые.

Учитель: Составьте другую задачу, чтобы решение осталось таким же.

Дети: Детеныш кита выпивает 200л молока, а взрослый кит в а раз больше. Сколько литров молока выпивает взрослый кит.

Учитель: Как можно изменить условие, чтобы подошло первое выражение, третье выражение?

Комментарий: дети устно составляют задачи.

Учитель: Какие знания пригодились нам для выполнения этих заданий?

Дети: знание таблицы сложения, умножения. Знание величин, умение выражать их в разных единицах измерения.

Физминутка.

Комментарий: Звучит запись шум морского прибоя.

Учитель: наклонились, потрогали воду руками, побрызгали, покормили рыбок.

4. Работа над задачей

Учитель: – Сделаем остановку. Эта рыба носит названия старинного оружия и может развивать скорость до 100 км/ч. Найдите ее изображение в классе.

Дети: Это рыба – меч.

Комментарий: Иллюстрации с изображением рыб развешены по периметру класса.

Учитель: – Вчитайтесь в условие задачи.

Комментарий: работа с карточкой №2

На доске даны схемы:

Учитель: Можем ли ответить на вопрос задачи?

Дети: Нет, не хватает данных.

Учитель: Что надо добавить?

Дети: Сколько км проплыла рыба за 1 час, 50 км.

Учитель: Какая схема подойдет?

Дети: подходит вторая схема.

Учитель: Какая это задача?

Дети: простая: 50+20=70 (км) – за II час.

Учитель: Я решила усложнить задачу. Посмотрите на краткую запись, что изменилось?

На доске:

Дети: Это составная задача.

Учитель: – Сравните, с предыдущей. Может ли она помочь нам при решении?

Дети: Мы будем использовать решение простой задачи как первое действие данной задачи.

Учитель: Прикиньте, за который час рыба проплыла большее расстояние?

Дети: За III час

Учитель: Решите задачу, запишите решение.

Учитель: Свернитесь “елочкой”. Прочтите вопросы на карточке №2. какой вопрос лишний?

Дети: Какова масса рыбы-меч? В задаче нет таких данных.

Учитель: Какие данные в задаче не нужны для первого вопроса?

Дети: В первом вопросе спрашивается: “Сколько км проплыла рыба за II час?”. Для ответа на него не нужны данные о III часе.

Учитель: Какие вопросы можно еще задать?

Дети: На сколько км больше/меньше за III час, чем за II час?

Физминутка “Море волнуется”.

Учитель: Какую еще работу можно провести с задачей?

Дети: Составить обратную задачу.

Учитель: Решив обратную задачу, что мы можем узнать?

Дети: Мы можем проверить правильность решения данной задачи.

 5. Работа в группах.

Учитель: на следующей нашей остановке нам встречаются разные морские обитатели. Соберитесь в группы. Составьте задачи по данным на карточке №3, обменяйтесь и решите их.

6. Итог урока.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Достигли ли поставленных целей? Что запомнилось? О чем расскажите дома? Какие знания пригодились? Какие умения использовали? Где нам они будут нужны?

Комментарий: Можно предложить для домашнего задания карточку №4 с разноуровневыми задачами.

Приложение