Тип урока: урок отработки умений и навыков
Программа: традиционная
Оборудование:
для учителя:
– иллюстрации морских обитателей;
– иллюстрация для зрительной разгрузки;
– магнитофонная запись “Шум моря”
для учащихся:
– карточки с задачами для групповой работы, работы в паре, индивидуально
Цели урока:
– закрепить и обобщить знания и способы
учебной деятельности при решении задач
– развивать творческие способности,
познавательный интерес, логическое мышление;
– воспитывать взаимовыручку, товарищество,
настойчивость в работе, хорошее отношение к
природе;
– сохранять здоровье детей, используя
здоровьесберегающие технологии.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Постановка цели. Сообщение темы урока.
Учитель: Сейчас урок математики, но не обычный, а урок – путешествие по морским просторам.
– Как может быть наш урок математики связан с морем?
Дети: Мы из разных источников нашли информацию о морях, океанах и их обитателях, и будем использовать ее при решении задач.
Комментарий: на доске открывается тема урока “Работа над задачей”
Учитель: Какие цели вы ставите перед собой на урок?
Дети: – быть внимательными на уроке
– вчитываться, вдумываться в условие задачи;
– анализировать, использовать имеющиеся знания
– решать задачи разными способами;
Учитель: – Моя цель – помочь вам в достижении ваших целей.
3. Актуализация знаний учащихсяУчитель: – Чтобы отправится в путешествие надо выбрать транспорт. Расшифруйте название транспорта, на котором мы отправимся в путь. Кто закончит, встаньте.
Комментарий: 1 ученик у доски. Работа по карточке № 1.
Дети: наш помощник – Синий кит.
Комментарий: подготовленный ученик читает сообщение о синем ките.
Ученик: Синий кит – самое крупное животное, длина тела 56 метра, масса 190 тонн.
Учитель:
1) – Выразите 56 м = ___ дм; 56м = ____ см; 190т = ___ кг.
Дети записывают решение в тетрадь.
Учитель: – Кто закончил, поднимите две руки вверх.
Учитель: Через каждые 3 минуты кит должен сделать вдох. Сколько вдохов сделает кит в течение 12 минут? 1 часа?
Дети: 4 вдоха, 20 вдохов.
Учитель: За день детеныш кита выпивает 200 литров молока. Сколько литров молока он выпьет за а дней.
Даны выражения:
200+ а
200 · а
200 – а
Учитель: – Какое выражение подойдет для решения?
Дети: 200 · а.
Учитель: Какие значения может принимать а?
Дети: Любые.
Учитель: Составьте другую задачу, чтобы решение осталось таким же.
Дети: Детеныш кита выпивает 200л молока, а взрослый кит в а раз больше. Сколько литров молока выпивает взрослый кит.
Учитель: Как можно изменить условие, чтобы подошло первое выражение, третье выражение?
Комментарий: дети устно составляют задачи.
Учитель: Какие знания пригодились нам для выполнения этих заданий?
Дети: знание таблицы сложения, умножения. Знание величин, умение выражать их в разных единицах измерения.
Физминутка.
Комментарий: Звучит запись шум морского прибоя.
Учитель: наклонились, потрогали воду руками, побрызгали, покормили рыбок.
4. Работа над задачей
Учитель: – Сделаем остановку. Эта рыба носит названия старинного оружия и может развивать скорость до 100 км/ч. Найдите ее изображение в классе.
Дети: Это рыба – меч.
Комментарий: Иллюстрации с изображением рыб развешены по периметру класса.
Учитель: – Вчитайтесь в условие задачи.
Комментарий: работа с карточкой №2
На доске даны схемы:
Учитель: Можем ли ответить на вопрос задачи?
Дети: Нет, не хватает данных.
Учитель: Что надо добавить?
Дети: Сколько км проплыла рыба за 1 час, 50 км.
Учитель: Какая схема подойдет?
Дети: подходит вторая схема.
Учитель: Какая это задача?
Дети: простая: 50+20=70 (км) – за II час.
Учитель: Я решила усложнить задачу. Посмотрите на краткую запись, что изменилось?
На доске:
Дети: Это составная задача.
Учитель: – Сравните, с предыдущей. Может ли она помочь нам при решении?
Дети: Мы будем использовать решение простой задачи как первое действие данной задачи.
Учитель: Прикиньте, за который час рыба проплыла большее расстояние?
Дети: За III час
Учитель: Решите задачу, запишите решение.
Учитель: Свернитесь “елочкой”. Прочтите вопросы на карточке №2. какой вопрос лишний?
Дети: Какова масса рыбы-меч? В задаче нет таких данных.
Учитель: Какие данные в задаче не нужны для первого вопроса?
Дети: В первом вопросе спрашивается: “Сколько км проплыла рыба за II час?”. Для ответа на него не нужны данные о III часе.
Учитель: Какие вопросы можно еще задать?
Дети: На сколько км больше/меньше за III час, чем за II час?
Физминутка “Море волнуется”.
Учитель: Какую еще работу можно провести с задачей?
Дети: Составить обратную задачу.
Учитель: Решив обратную задачу, что мы можем узнать?
Дети: Мы можем проверить правильность решения данной задачи.
5. Работа в группах.
Учитель: на следующей нашей остановке нам встречаются разные морские обитатели. Соберитесь в группы. Составьте задачи по данным на карточке №3, обменяйтесь и решите их.
6. Итог урока.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Достигли ли поставленных целей? Что запомнилось? О чем расскажите дома? Какие знания пригодились? Какие умения использовали? Где нам они будут нужны?
Комментарий: Можно предложить для домашнего задания карточку №4 с разноуровневыми задачами.