Обучение игре

Разделы: Внеклассная работа


Свободное от занятий время – это смена формы и сферы общения, личных связей, пристрастий, симпатий. Ведущими факторами формирования личности становится среда и окружение ребенка вне школьных стен. Наличие свободного времени несет в себе как положительный потенциал: возможность заняться любимым делом, отдохнуть от занятий в школе, так и отрицательный, заключающийся в неумении организовать свой досуг, если у ребенка нет хобби, приводящий к случайным связям, сомнительным компаниям, а иногда дурным влияниям и появлению вредных привычек. Чем меньше видов деятельности в этот момент находится в распоряжении ребенка, чем меньше способов организовать интересное проведение досуга он знает, тем больше у него возникает проблем с окружающими. В ситуации, когда поступки ребенка не ограничиваются взрослыми, большое значение имеет и то, насколько он обладает навыками саморегуляции.

В прошлом в каждой семье было много детей (от 5 до 12) и не последним делом была для них организация досуга. Вот и придумали различные игры, которые приживались среди девчонок и мальчишек, распространялись от одного населенного пункта к другому.

В старые древние времена на Руси существовало более трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!

Многие поколения детей играли в эти игры. Некоторые, наверное, самые интересные и увлекательные сохранились до наших дней. Старинные игры сохранились в других странах нашей планеты. Дети играли всегда и везде. В какие игры играли в Англии, Германии, Франции? В какие игры играли наши предки? В какие игры играют наши современные дети?

В результате анализа ситуации, сложившейся в детской среде в последнее время из-за отсутствия, на мой взгляд, должного внимания к организации свободного времени школьников вне образовательного учреждения была разработана программа “Забытые игры”. /Приложение №1/

Для эффективной реализации программы “Забытые игры” необходим ряд условий: наличие материально-технической и методической базы, а также:

1.Готовность педагога к процессу обучения.

2.Знание возрастных и психологических особенностей учащихся начальных классов.

3.Доступность и последовательность изложения программного материала.

При организации практической деятельности по предложенной программе рекомендуется использовать коммунарскую методику. Суть ее заключается в том, что в каждой игре, в каждом коллективном творческом деле (КТД) ребята сами ставят цели, сообща вырабатывают план действий, собирают необходимую информацию, осуществляют задуманное, анализируют и оценивают результаты. Позиция педагога – работать вместе с детьми.

Курс обучения рекомендует использовать различные формы деятельности, такие, как

1.Занятия-беседы.

2.Тренинги, упражнения.

3.Проведение игровых программ.

4. Экскурсии.

5. Праздники, конкурсы, викторины, аукционы.

6. КВНы, игры.

7.Занятия-игры.

При обучении можно использовать игровые, наглядные, словесные, проблемные и другие методы обучения.

Программа предлагает изучение различных игр во всем их многообразии. /Приложение №2/

Существуют общие закономерности в организации игр. Они имеют свои плюсы и минусы.

Ощутимый результат возможен лишь при систематическом использовании комплексов игр.

Дети – большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игры свои правила, усложняют или упрощают ее содержание. Педагогу следует поддерживать такой активный творческий подход.

Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Обучаясь по программе, дети закрепляют навыки безопасного поведения. /Приложение №3/

Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.

Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства игроков.

Ребята должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли. Кроме того, игры по своему содержанию должны быть педагогичны. Их выбор также зависит и от возраста играющих, их физического развития, кругозора.

Обычно педагог предлагает начать игру двумя приемами: неигровым и игровым.

Неигровым (“давайте играть в такую-то игру”) способом может воспользоваться взрослый, который имеет у детей авторитет.

Игровой прием основан на некоторой сюжетности. Допустим, что предлагается детям игра в “пограничники”. Ведущий может начать с военного “приказа”, “пакета”, “донесения”, объявления по радио.

Обратите внимание на то, что роли ведущего и водящего неодинаковы. Ведущий – это воспитатель или ученик, который руководит игрой. Водящий – это тот, кого испытывают в ней, кто сам должен отгадать, повторить, запомнить и т.д. Трудный момент- распределение ролей. Трудный потому, что есть главные и есть второстепенные роли, интересные и менее интересные. Педагог должен обеспечить положение, при котором соревнующиеся должны быть по силам, в одинаковых условиях, в противном случае пропадает интерес. Надо следить и за тем, чтобы в играх детям давались такие роли, которые особенно подходят для их воспитания. Интересен небольшой конкурс на замещение роли, т.е. выполнение, какого – то несложного задания несколькими желающими. Лучший результат обеспечивает лучшую роль.

Главная задача педагога заключается в создании условий, определяющих правильное отношение к игре со стороны детей. Надо беречь детскую выдумку, эмоции, переживания.

Дав сигнал к началу игры, педагог непосредственного участия в ней не принимает, но незаметно наблюдает за ее участниками. В другой раз он сознательно исполняет роль ведущего, например, активизирует действия пассивных, робких ребят. Довольно распространена в их играх роль арбитра, посредника, члена жюри, она позволяет давать оценки, характеризовать поведение ребят в игре. Независимо от места воспитателя в ней его позиция всегда активна.

Поскольку предлагаемые игры основаны на решении задач, преодолении известных трудностей, следует начинать с более простых, постепенно переходя к более сложным. Не следует разучивать сразу много новых игр. Дети должны “наиграться”.

Конец должен быть результативным – победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.

Формы поощрения ребят за успехи в играх: присвоение званий, объявление благодарности, предоставление права стать водящим или капитаном игры, выставление оценок, определение баллов, очков, мест, вручение знаков “отличий” и т.д.

Программа “Забытые игры” призвана решить проблему подготовки ребят в сфере организации досуга самыми доступными и в то же время универсальными средствами – средствами ИГРЫ. Она дает возможность познакомить детей с различными видами игр, их особенностями и правилами, историей возникновения. Обучаясь по данной программе, дети знакомятся с играми, приобретают организаторские качества, выраженные не только в знании разнообразных игр, но и в умении провести их среди сверстников в рамках правил и требований каждой игры.