Урок: Художественный труд и изо.(4 класс)
Тема урока: Работа с природными материалами. Поделка из глины.
Цели урока:
- Обучающая – овладение приёмами работы с глиной, обработка материала, приобретение и использование сведений и свойств материала.
- Развивающая – расширение общего кругозора; развитие речи, мышления, памяти, обогащения словарного запаса.
- Воспитывающая – закрепить знания и умение соблюдать правила гигиены труда, воспитывать трудолюбие в взаимопомощь.
- Практическая – применение в труде знаний и умений, полученных на других уроках.
Оборудование: Демонстрационный ряд: керамические вазы, игрушки, посуда, поролон или губка, ведерко с водой, клеенка на парту.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Детей встречает Котофеевич (мягкая игрушка из кукольного театра) – ой, ребята, здравствуйте! Что это у вас здесь сегодня? Какие красивые предметы! Вы не знаете, из чего они сделаны? (ответы детей).
II. Мотивация учебной деятельности.
– Верно, я и то знаю, что эти прекрасные вазы посуда и игрушки сделаны из глины. И называются они керамические. Чтобы обыкновенная глина превратилась в такое изделие нужно много потрудиться, это целый технологический процесс. А что же такое глина? (ответы детей).
– А я знаю, что ребята из вашего класса хотели бы рассказать вам, что они знают о глине.
1 ученик:
Ребята, это формула глины Al2O3 * H2O. Химию мы будем изучать в старших классах. Но эту формулу я вам объясню. И так, в ней есть алюминий, кислород и вода. Это основной состав глины, а остального в ней столько, что не кто не берется и перечислять. Это многочисленные примеси, которые дают глине цвет, пластичность или каменную твердость.
2 ученик:
Глина появилась 510 миллионов лет назад. Вот какая она древняя! Глина образуется при разрушении горных пород под воздействием солнца, воды и ветра. Состоит глина из мелких частичек, похожих на чешуйки, сильно скрепленных между собой. Сырая глина почти не пропускает воду. Она обладает связывающим свойством.
3 ученик:
Глин различают до 40 видов. Наиболее изучен каолинит. Он белого цвета, из него изготавливают фарфоровую посуду, используют в фармакологии и в парфюмерии. Делают из глины и гуашь! По цвету, глина бывает: белая, красная, серая, голубая, зеленная.
4 ученик:
И в пластилине глина – самая главная составляющая. Все ребята любят лепить из пластилина.
Любая глина – полезная-преполезная, обладает лечебными свойствами, особенно – голубая глина. Не даром ее называют российской целительницей.
5 ученик:
У нас в Хакассии добывают глину в Белом Яре. Используют для изготовления красного кирпича. В Красноярском крае, возле границе с Хакассией есть небольшие залежи голубой глины в поселке Селиваниха.
Котофеевич: А вы любите лепить? А животных любите? Хотелось бы вам полепить из глины? (ответы детей).
И у меня тоже лапы “зачесались”, так хочу слепить кого-нибудь…
Вот кто ваш самый лучший четвероногий друг? Кого бы из них вы слепили? (ответы детей).
Значит, сегодня на уроке мы с вами будем лепить из глины. Я вам здесь принес целое ведерко глины. В конце урока мы посмотрим, какие вы умельцы да рукодельцы!
Не даром на доске пословица “Умелец да рукоделец и себе и людям радость приносит”.
А выделенные слова что означают? (ответы детей).
Учитель: Перед вами кусочек глины. Разомните её хорошо, чтобы она “ожила” – стала теплой, мягкой, податливой.
Ваша задача:
- из цельного куска вылепить игрушку, не отрывая кусочки, не добавляя и не прикрепляя ничего лишнего;
- хорошо загладить глину. Для этого у вас имеется мокрая губка и самое ценное – ваши пальчики. Мочите пальчики о губку и затираете все шероховатости. Игрушка должна быть гладкой. Через три недели, когда ваши поделки просохнут, вы на уроке ИЗО раскрасите их.
Руки моем в ведерке с водой.
III. Самостоятельная, творческая работа детей.
IV. Итог урока.
Котофеевич: – Ребята, получилась у вас игрушка? Та самая, что задумали?
Вы все оказались – умельцами!
Учитель: – Посмотрите ребята на эту поделку. Её принес Котофеевич. Как вы думаете, из чего она сделана?
На следующем уроке труда мы с вами полепим из соленого теста.