Урок чтения в 4-м классе (по стихам Н.А.Некрасова)

Разделы: Начальная школа


Урок чтения

Тема: “Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…”

Н.А. Некрасов

Цель: познакомить учащихся с творчеством русского поэта поэзии XIX века Н.А. Некрасова.

Задачи: - вырабатывать навыки выразительного чтения, формировать умение понимать настроение лирических героев; показать историю страны, проблемы, волновавшие людей того времени, отношения между людьми, вопросы морали, главные общечеловеческие ценности; - развивать творческие способности детей, память, речь, внимание; - воспитывать любовь к русской поэзии, патриотические чувства.

Учитель (приложение 1: рисунок 1)

В минуту унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
И русскую деву влекли на позор,
Свирепствовал бич без боязни,
И ужас народа при слове “ набор”
Подобен был ужасу казни?
Был гуще невежества мрак над тобой,
Удушливей сон непробудный,
Была ты глубоко несчастной страной,
Подавленной, рабски-бессудной.
Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учиться быть гражданином,
Давно ли народ твой игрушкой служил
Позорным страстям господина?
Потомок татар, как коня выводил
На рынок раба-славянина,
И ношу твою облегчила судьба,
Сопутница дней славянина!
Ещё ты в семействе покуда - раба,
Но мать уже вольного сына!.

Творчество Н.А. Некрасова… В течение шести уроков мы жили, чувствовали, сопереживали с героями русского поэта.

Сегодня у нас заключительный урок. Он необычен, Это урок-драматизация. Частичка каждого прожитого урока – здесь. Мы в эпохе XIX века.

(Мелодия “Русь”)

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край
Что выводит из народа
Столько славных то и знай.
Столько добрых, благородных,
Сильных, любящих душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой.

П.И. Чайковский “Времена года”(Некрасов работает в кабинете, смотрит в окно…)

Некрасов:

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу…

Колосья:

Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна, купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? Чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или не дружно цвели, колосились?
Нет! Мы не хуже других – и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял!

Некрасов:

Знаю причину, скажу вам ответ
Вашему пахарю моченьки нет.
Знал для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге – не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети,
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал.

Некрасов: Душно без счастья и воли!

(Собирается и выходит на улицу)

Некрасов:

Славная осень! Здоровый ядреный
Воздух усталые силы бодрит.

(На своем пути встречает деда Мазая)

Некрасов:

Старый Мазай! …разболтался в сарае.

(Некрасов подсаживается к Мазаю)

Мазай:

В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут,-
Нет! Еще мало! Бегут мужики,
Ловят и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет,-
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами
Сами не с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
“То-то !- сказал я , не спорьте со мной!
Слушайте,зайчики, деда Мазая!”
Мимо бревно суковатое плыло
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
“Взял бы я вас - да потопите лодку!”
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Было потехи у баб , ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
“Глянь-ко : что делает старый Мазай!”
Ладно! Любуйся, а нам не мешай!
…К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил – и “с Богом!” сказал...
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось –
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал- и домой поволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!
Я проводил их все тем же советом:
“Не попадайтесь зимой!
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, - линяет косой…”

Некрасов:

Золото, золото
Сердце народное.

(Звучит русская народная колыбельная.) Некрасов заходит в крестьянский дом. (Приложение 1: рисунок 2)

Крестьянка:

Играйте, детушки, пока!
Я сарафан почти дошила;
Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу –
Пойдем соловушек послушать.
Там их, что в кузове груздей,
У нас нет места веселей;
А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!
И хорошо и любо всем…
Да только – (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть-чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу.

(Звучит пение соловья)

Тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!
Весна! А роща как немая
Стоит – гостей залетных нет!
Взяла крестьян тоска большая.
И положили меж собой –
Умел же Бог на ум наставить –
На той поляне, в роще той
Сетей, силков вовек не ставить.
И строго – настрого запрет
От деда к внуку переходит,
Зато весной весь лес гремит.
Что день, то новый хор прибудет…
И строго – настрого запрет
От деда к внуку переходит,
Зато весной весь лес гремит.
Что день, то новый хор прибудет…
Запомнить надобно и вам,
Избави Бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
Дать где-нибудь и отдых, дети…

Сын крестьянки:

А есть ли мама для людей
Такие рощицы на свете?

Крестьянка:

Нет мест таких без податей
И без рекрутчины нет, дети.
А если б были для людей \
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки.

( Некрасов на тройке подъезжает к железнодорожному вокзалу, садится в вагон.)

Некрасов:

Все хорошо под сиянием лунным.
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

Попутчики

1 Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему рассказать.
3. Он –то согнал сюда массы народные.
Многие в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
2. Труд этот, Ваня, был страшно громаден –
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
4. Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам – то все косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

(Появляется толпа мертвецов: люди, которые строили железную дорогу.)

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Все претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Все ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?

Попутчики:

1. Эту привычку к труду благородную
Нам бы не трудно с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
2. Да не робей за отчизну любезную..
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет все, что господь ни пошлет!

3. Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется – ни мне, ни тебе.

Некрасов:

Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг.
Кто же, в ком честь не уснула,
Кто примириться бы смог?

Звучит “Лунная соната” Бетховена.

(Некрасов подъезжает к барскому дому.)

(Мальчик Саша в кабинете отца внимательно рассматривает портрет генерала.)

Саша: “Кто это? Кто?”

Папа: “Это дедушка твой”.

Саша: “Что же не вижу его я?”

(Папа молчит, вздыхает.)

Саша: “Папа, чего ты вздыхаешь?
Умер он жив? Говори!”

Папа: “Вырастишь, Саша, узнаешь”.

Саша:

“Дедушку знаешь, мамаша?
Ты мне скажи про него,
Мама! Не добрый он, что ли,
Что я не вижу его?
Ну, дорогая! Ну, сделай
Милость, скажи что-нибудь!”

Мама:

“Нет, он и добрый и смелый,
Только несчастный…”

(Мама плачет.)

Саша:

“Что же ты, мама, рыдаешь,
Слова не хочешь сказать!

Мама:

“Вырастишь, Саша, узнаешь.
Лучше пойдем-ка гулять…”

Папа: “Скоро увидишь ты деда!”

Саша: “Что-то он долго не едет?”…

Папа: “Друг мой, далек ему путь!”

(Приезжает дед.)

Саша:

“Дедушка! Дедушка! Где ты
Жил – пропадал столько лет?
Где же твои эполеты?
Что не в мундир ты одет?
Что на ноге ты скрываешь?
Ранена что ли рука?”

Дедушка: “Вырастишь, Саша, узнаешь

Ну, поцелуй старика”.

Саша: “Где ж пропадал ты так долго?”

Дедушка: “Был я далеко – далеко”.

Саша:

“Где же?... Что ж, хорошо ли там было?”
Дедушка: “Лучше не спрашивай, милый!
Глухо, пустынно, безлюдно,
Степь полумертвая сплошь.
Трудно, голубчик мой, трудно!
По году весточки ждешь,
Видишь, как тратятся силы –
Лучшие божьи дары,
Близким копаешь могилы,
Ждешь и своей до поры…
Медленно – медленно таешь”.

Саша: “Что ж ты там , дедушка, жил?”

Дедушка: “Вырастишь, Саша, узнаешь!”

Саша: “Дедушка, слышишь, хочу я
Все непременно узнать!”

Дедушка:

“Тебе не понять.
Надо учиться, мой милый!
Все расскажу, погоди!
Пособерись-ка ты с силой,
Зорче кругом погляди.
Умник ты, Саша, а все же
Надо историю знать
И географию тоже.
Ну…а покуда подумай,
То ли ты видишь кругом?
Вот он, наш пахарь угрюмый,
С темным, убитым лицом:
Лапти, лохмотья, шапчонка,
Рваная сбруя; едва
Тянет косулю клячонка,
С голоду еле жива!
Голоден труженик вечный,
Голоден тоже, божусь!
“Эй! Отдохни-ко, сердечный!
Я за тебя потружусь!”

Саша:

“Дедушка! Где научился
Ты так отлично пахать?
Точно мужик управляешь
Плугом, а был генерал?”

Дедушка:

“Вырастишь, Саша, узнаешь,
Как я работником стал!”

Папа:

“Время проходит, исправно
Учится мальчик всему-
Знает историю славно
(Лет уже десять ему)
Бойко на карте покажет
И Петербург, и Читу,
Лучше большого расскажет
Многое в русском быту.
Глупых и злых ненавидит,
Бедным желает добра,
Помнит, что слышит и видит…

Дедушка: “Пора рассказать…”

( Звучит мелодия “Русь”.) Некрасов возвращается домой, продолжает работу в кабинете. (Приложение 1: рисунок 3)

Учитель: Народ может простить писателям многое, но не может простить молчания во времена, когда решается его судьба.

Вот и подошел наш последний урок по творчеству Николая Алексеевича Некрасова. Работа в каждой группе была проделана большая, это был нелёгкий кропотливый труд. Поэтому я оцениваю ее высшим баллом.

С творчеством этого великого писателя вы еще ни раз встретитесь и в школе, и в жизни.

Мне бы хотелось услышать, каким вы увидели и почувствовали этого человека? Какой он? Ваши мнения.

Учащиеся:

(Переживает за бедных; сочувствует обездоленным; восхищается талантом народа; неравнодушный человек; мечтает о лучшем будущем, о будущем для народа; сочувствие к страданиям простого человека; любовь к Родине.)

Учитель:

А кто желает прочесть то, что мы не слышали еще сегодня?

(Учащиеся читают стихи Н.А. Некрасова)