Тема: “Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…”
Н.А. Некрасов
Цель: познакомить учащихся с творчеством русского поэта поэзии XIX века Н.А. Некрасова.
Задачи: - вырабатывать навыки выразительного чтения, формировать умение понимать настроение лирических героев; показать историю страны, проблемы, волновавшие людей того времени, отношения между людьми, вопросы морали, главные общечеловеческие ценности; - развивать творческие способности детей, память, речь, внимание; - воспитывать любовь к русской поэзии, патриотические чувства.
Учитель (приложение 1: рисунок 1)
В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. |
И русскую деву влекли на позор, Свирепствовал бич без боязни, И ужас народа при слове “ набор” Подобен был ужасу казни? |
Был гуще невежества мрак над тобой, Удушливей сон непробудный, Была ты глубоко несчастной страной, Подавленной, рабски-бессудной. |
Довольно! Окончен с прошедшим расчет, Окончен расчет с господином! Сбирается с силами русский народ И учиться быть гражданином, |
Давно ли народ твой игрушкой служил Позорным страстям господина? Потомок татар, как коня выводил На рынок раба-славянина, |
И ношу твою облегчила судьба, Сопутница дней славянина! Ещё ты в семействе покуда - раба, Но мать уже вольного сына!. |
Творчество Н.А. Некрасова… В течение шести уроков мы жили, чувствовали, сопереживали с героями русского поэта.
Сегодня у нас заключительный урок. Он необычен, Это урок-драматизация. Частичка каждого прожитого урока – здесь. Мы в эпохе XIX века.
(Мелодия “Русь”)
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край
Что выводит из народа
Столько славных то и знай.
Столько добрых, благородных,
Сильных, любящих душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой.
П.И. Чайковский “Времена года”(Некрасов работает в кабинете, смотрит в окно…)
Некрасов:
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу…
Колосья:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна, купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? Чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или не дружно цвели, колосились?
Нет! Мы не хуже других – и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял!
Некрасов:
Знаю причину, скажу вам ответ
Вашему пахарю моченьки нет.
Знал для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге – не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети,
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал.
Некрасов: Душно без счастья и воли!
(Собирается и выходит на улицу)
Некрасов:
Славная осень! Здоровый ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
(На своем пути встречает деда Мазая)
Некрасов:
Старый Мазай! …разболтался в сарае.
(Некрасов подсаживается к Мазаю)
Мазай:
В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут,-
Нет! Еще мало! Бегут мужики,
Ловят и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет,-
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами
Сами не с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
“То-то !- сказал я , не спорьте со мной!
Слушайте,зайчики, деда Мазая!”
Мимо бревно суковатое плыло
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
“Взял бы я вас - да потопите лодку!”
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Было потехи у баб , ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
“Глянь-ко : что делает старый Мазай!”
Ладно! Любуйся, а нам не мешай!
…К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил – и “с Богом!” сказал...
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось –
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал- и домой поволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!
Я проводил их все тем же советом:
“Не попадайтесь зимой!
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, - линяет косой…”
Некрасов:
Золото, золото
Сердце народное.
(Звучит русская народная колыбельная.) Некрасов заходит в крестьянский дом. (Приложение 1: рисунок 2)
Крестьянка:
Играйте, детушки, пока! Я сарафан почти дошила; Сейчас буренку обряжу, Коня навяжем травку кушать, И вас в ту рощицу свожу – Пойдем соловушек послушать. Там их, что в кузове груздей, У нас нет места веселей; |
А в роще, милые мои, Под разговор и смех народа Поют и свищут соловьи Звончей и слаще хоровода! И хорошо и любо всем… Да только – (Клим, не трогай Сашу!) Чуть-чуть соловушки совсем Не разлюбили рощу нашу. |
(Звучит пение соловья)
Тут много их ловили, Ну, испугалися сетей, Да мимо нас и прокатили! Весна! А роща как немая Стоит – гостей залетных нет! Взяла крестьян тоска большая. И положили меж собой – Умел же Бог на ум наставить – На той поляне, в роще той Сетей, силков вовек не ставить. И строго – настрого запрет От деда к внуку переходит, Зато весной весь лес гремит. Что день, то новый хор прибудет… |
И строго – настрого запрет От деда к внуку переходит, Зато весной весь лес гремит. Что день, то новый хор прибудет… Запомнить надобно и вам, Избави Бог тут ставить сети! Ведь надо ж бедным соловьям Дать где-нибудь и отдых, дети… |
Сын крестьянки:
А есть ли мама для людей
Такие рощицы на свете?
Крестьянка:
Нет мест таких без податей
И без рекрутчины нет, дети.
А если б были для людей \
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки.
( Некрасов на тройке подъезжает к железнодорожному вокзалу, садится в вагон.)
Некрасов:
Все хорошо под сиянием лунным.
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
Попутчики
1 Добрый папаша! К чему в
обаянии Умного Ваню держать? Вы мне позвольте при лунном сиянии Правду ему рассказать. |
3. Он –то согнал сюда массы
народные. Многие в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе. |
2. Труд этот, Ваня, был
страшно громаден – Не по плечу одному! В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему. |
4. Прямо дороженька: насыпи
узкие, Столбики, рельсы, мосты. А по бокам – то все косточки русские… Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты? |
(Появляется толпа мертвецов: люди, которые строили железную дорогу.)
Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. |
Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда… Все претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда! |
Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Все ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?
Попутчики:
1. Эту привычку к труду благородную Нам бы не трудно с тобой перенять… Благослови же работу народную И научись мужика уважать. |
2. Да не робей за отчизну любезную.. Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что господь ни пошлет! |
3. Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется – ни мне, ни тебе.
Некрасов:
Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг.
Кто же, в ком честь не уснула,
Кто примириться бы смог?
Звучит “Лунная соната” Бетховена.
(Некрасов подъезжает к барскому дому.)
(Мальчик Саша в кабинете отца внимательно рассматривает портрет генерала.)
Саша: “Кто это? Кто?”
Папа: “Это дедушка твой”.
Саша: “Что же не вижу его я?”
(Папа молчит, вздыхает.)
Саша: “Папа, чего ты вздыхаешь?
Умер он жив? Говори!”
Папа: “Вырастишь, Саша, узнаешь”.
Саша:
“Дедушку знаешь, мамаша?
Ты мне скажи про него,
Мама! Не добрый он, что ли,
Что я не вижу его?
Ну, дорогая! Ну, сделай
Милость, скажи что-нибудь!”
Мама:
“Нет, он и добрый и смелый,
Только несчастный…”
(Мама плачет.)
Саша:
“Что же ты, мама, рыдаешь,
Слова не хочешь сказать!
Мама:
“Вырастишь, Саша, узнаешь.
Лучше пойдем-ка гулять…”
Папа: “Скоро увидишь ты деда!”
Саша: “Что-то он долго не едет?”…
Папа: “Друг мой, далек ему путь!”
(Приезжает дед.)
Саша:
“Дедушка! Дедушка! Где ты
Жил – пропадал столько лет?
Где же твои эполеты?
Что не в мундир ты одет?
Что на ноге ты скрываешь?
Ранена что ли рука?”
Дедушка: “Вырастишь, Саша, узнаешь
Ну, поцелуй старика”.
Саша: “Где ж пропадал ты так долго?”
Дедушка: “Был я далеко – далеко”.
Саша:
“Где же?... Что ж, хорошо ли там было?”
Дедушка: “Лучше не спрашивай, милый!
Глухо, пустынно, безлюдно,
Степь полумертвая сплошь.
Трудно, голубчик мой, трудно!
По году весточки ждешь,
Видишь, как тратятся силы –
Лучшие божьи дары,
Близким копаешь могилы,
Ждешь и своей до поры…
Медленно – медленно таешь”.
Саша: “Что ж ты там , дедушка, жил?”
Дедушка: “Вырастишь, Саша, узнаешь!”
Саша: “Дедушка, слышишь, хочу я
Все непременно узнать!”
Дедушка:
“Тебе не понять.
Надо учиться, мой милый!
Все расскажу, погоди!
Пособерись-ка ты с силой,
Зорче кругом погляди.
Умник ты, Саша, а все же
Надо историю знать
И географию тоже.
Ну…а покуда подумай,
То ли ты видишь кругом?
Вот он, наш пахарь угрюмый,
С темным, убитым лицом:
Лапти, лохмотья, шапчонка,
Рваная сбруя; едва
Тянет косулю клячонка,
С голоду еле жива!
Голоден труженик вечный,
Голоден тоже, божусь!
“Эй! Отдохни-ко, сердечный!
Я за тебя потружусь!”
Саша:
“Дедушка! Где научился
Ты так отлично пахать?
Точно мужик управляешь
Плугом, а был генерал?”
Дедушка:
“Вырастишь, Саша, узнаешь,
Как я работником стал!”
Папа:
“Время проходит, исправно
Учится мальчик всему-
Знает историю славно
(Лет уже десять ему)
Бойко на карте покажет
И Петербург, и Читу,
Лучше большого расскажет
Многое в русском быту.
Глупых и злых ненавидит,
Бедным желает добра,
Помнит, что слышит и видит…
Дедушка: “Пора рассказать…”
( Звучит мелодия “Русь”.) Некрасов возвращается домой, продолжает работу в кабинете. (Приложение 1: рисунок 3)
Учитель: Народ может простить писателям многое, но не может простить молчания во времена, когда решается его судьба.
Вот и подошел наш последний урок по творчеству Николая Алексеевича Некрасова. Работа в каждой группе была проделана большая, это был нелёгкий кропотливый труд. Поэтому я оцениваю ее высшим баллом.
С творчеством этого великого писателя вы еще ни раз встретитесь и в школе, и в жизни.
Мне бы хотелось услышать, каким вы увидели и почувствовали этого человека? Какой он? Ваши мнения.
Учащиеся:
(Переживает за бедных; сочувствует обездоленным; восхищается талантом народа; неравнодушный человек; мечтает о лучшем будущем, о будущем для народа; сочувствие к страданиям простого человека; любовь к Родине.)
Учитель:
А кто желает прочесть то, что мы не слышали еще сегодня?
(Учащиеся читают стихи Н.А. Некрасова)