Программа по краеведению в начальной школе "Ты мира не узнаешь, не зная края своего"

Разделы: Внеклассная работа


Почему редко можно увидеть огонек в глазах молодого поколения и чувство гордости, когда речь заходит о родном крае?

Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. Психологами доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить те пробелы в воспитательной работе, которые возникли в последнее время.

Данная программа является комплексным обобщением элементов краеведения в таких предметах как история, география, естествознание, литература.

Содержание и построение программы обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании.

Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками краеведческой информации – справочными и учебными пособиями, картами, рукописными материалами, фото, иллюстрациями, художественной литературой.

Объект изучения: – край: его социальная, культурная, а также природная среда. (Это свой микрорайон, административный район города, город).

Цель системы краеведческого образования – создать условия для духовно– ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, деревне, области), содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.

Организация достижения этой цели определена, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей.

1. Начальная степень – пропедевтический курс, который способствует осознанию ребенком важности окружающего его макромира.

2. Внедрение краеведения в другие учебные дисциплины.

3. Целенаправленная внеклассная и внешкольная работа.

4. Связь с социосредой (родителями, учреждениями района, города).

Для чего изучается свой край в начальной школе?

Именно в ней закладываются основы познавательного интереса к изучению города (села), окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу для духовно– ценностной и практической ориентации ребенка).

Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего его макромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с макромиром (например: дом – наследие человечества, он совершенствовался на протяжении ряда тысячелетий, а я пользуюсь достижениями разных народов, разных эпох; дом приносит мне большую пользу, поэтому я отношусь к нему бережно и т.д.). В процессе изучения краеведения решаются следующие задачи:

1. Воспитание любви к малой Родине.

2. Экологическое воспитание (показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека. Чтобы спасти природу человек должен стать её садовником, её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим свой дом).

3. Развитие логического мышления, речи, памяти.

4. Развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты.

5. Выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию.

6. Воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и региона.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Тема 1: “Я и моя семья”.

Перед первым занятием даем учащимся выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Дети либо устно рассказывают об этом, либо могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Далее выясняем, кто у них из родных воевал, какие имеет награды. Можно пригласить кого– либо из семей для беседы или небольшого рассказа “Моя родословная”.

Рис. 1. Работа ученика “Генеалогическое дерево”.

Тема 2: “Мой дом”.

Занятие проводится на основе рассказов учащихся о своем доме, о его отличительных чертах, достоинствах и недостатках. Данные выступления на усмотрение учителя могут сопровождаться рисунками ребят, выполненных в реалистичном или сказочном преставлении (зависит от фантазии учеников).

Тема 3: “Моя улица”.

На усмотрение преподавателя и учащихся выбираются несколько улиц. По выбранным объектам проводится экскурсия, в ходе которой учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски.

Попутно могут решаться задачи обучения правилам поведения вне дома.

Тема 4: “Наша школа”.

В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей своей школы, выпускниками, которыми гордится школа.

Экскурсия по школе (кабинеты, учителя).

Бережное отношение к школьному имуществу.

Тема 5: “Моя малая Родина”.

1. Экскурсия – прогулка, но более дальняя.

Обращается внимание на название города (села), историю его названия, его размеры, значение.

2. Интересные природные, архитектурные объекты в сопоставлении – старое и новое. Изменения, происходящие на их глазах, стройки, разрушения.

 

Рис. 2. Малая Родина

Тема 6: “Природа нашего края”.

Растительный и животный мир.

– Внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение;

– объекты природы своей области;

– памятники природы района;

– охранять природу – значит охранять Родину. Экскурсия в природу (общение с живой природой);

– с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними;

– разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

– разучивание спектаклей, проведение праздников на экологическую тему и выступление перед учащимися школы и детьми детских садов;

– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

– операция “Чистый двор”.

 

Рис. 3. “Привет тебе, мой край родной”

Тема 7: “Красная книга родного края”.

Обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

Творческая работа учащихся – создание Красной книги.

Тема 8: “Уникальные природные объекты России!”

Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами:

Волга, Байкал;

– заповедники России: остров Врангеля, Таймырский заповедник, Баргузинский заповедник, Астраханский заповедник, Уссурийский заповедник;

Тема 9: “Что дает наш край стране”.

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

2. Экскурсии на предприятия.

3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

4. Памятники истории и культуры.

Тема 10: “Наш край богат талантами”.

Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.

 

Рис. 4. Встреча с краеведом.

Тема 11: “Мой город/село в прошлом и настоящем”

В результате прохождения темы учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что– либо для того, чтобы их город/село стало еще краше.

Творческая работа ребят по созданию символа (герба) своего города, села. Знакомство с вопросом “Как мы узнаем о прошлом?”. Подчеркивание необходимости беречь старинные здания, другие памятники истории и культуры.

 

Рис. 5. В деревне Путилова Гора.

Тема 12: “Наш край в годы Великой Отечественной войны”.

1. Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство.

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

4. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

5. Концерты для ветеранов войны.

Систематизация и обобщение знаний о войне. Поездки в места боевой славы.

 

Рис. 6. У обелиска.

Тема 13: “Традиции, обряды, ритуалы земли родной”

В данной теме предполагается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду.

“Месяцеслов” – сокровищница народной культуры, где приметы времен года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т.д.

Годовой цикл христианских праздников – Рождество, Крещение, Благовещение, Масленица, их значение в нравственном становлении человека. Престольные праздники (праздники села, праздники на улице).

Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.

 

Рис. 7. Рождество Христово.

Тема 14: “Мой край на карте Родины”.

Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования.

Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

Формы работы с детьми.

Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристские технологии, проектные технологии.

Практический результат применения программы.

Практическим итогом реализации данной программы в моей профессиональной деятельности явилось создание нашего совместного с учениками проекта “Зеленая аллея Памяти”.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это – детская самостоятельность, это – конкретное практическое творческое дело, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

Эта технология предполагает получение знаний через исследовательскую деятельность и поэтому ее необходимо осваивать в практике краеведческой деятельности. Предлагаемая проектная деятельность, как наиболее отвечающая современным реалиям, дает выход за границы учебной деятельности.

В рамках данного проекта учащиеся совершили экскурсию в с. Дмитриевское, где расположена стелла “Слава героям”. Территория памятника оказалась неухоженной, заброшенной, т.к. в основном там живут пожилые люди.

 

Рис. 8. У стелы.

Ребята привели в порядок местность, и у них возникла идея создать “Зеленую аллею памяти”.

 

Рис. 9. Титульный лист проекта.

Мы наметили план работ для его совместной реализации ребятами и их родителями:

– выращивание рассады;

– побелка стеллы;

– изготовление лавочек;

– укладка плит;

– посадка деревьев и цветов;

– проведение митинга и концерта к Дню Победы;

– уход за аллеей Памяти.

Рис. 10. Итог проекта.