Почему редко можно увидеть огонек в глазах молодого поколения и чувство гордости, когда речь заходит о родном крае?
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. Психологами доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить те пробелы в воспитательной работе, которые возникли в последнее время.
Данная программа является комплексным обобщением элементов краеведения в таких предметах как история, география, естествознание, литература.
Содержание и построение программы обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании.
Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками краеведческой информации – справочными и учебными пособиями, картами, рукописными материалами, фото, иллюстрациями, художественной литературой.
Объект изучения: – край: его социальная, культурная, а также природная среда. (Это свой микрорайон, административный район города, город).
Цель системы краеведческого образования – создать условия для духовно– ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, деревне, области), содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.
Организация достижения этой цели определена, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей.
1. Начальная степень – пропедевтический курс, который способствует осознанию ребенком важности окружающего его макромира.
2. Внедрение краеведения в другие учебные дисциплины.
3. Целенаправленная внеклассная и внешкольная работа.
4. Связь с социосредой (родителями, учреждениями района, города).
Для чего изучается свой край в начальной школе?
Именно в ней закладываются основы познавательного интереса к изучению города (села), окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу для духовно– ценностной и практической ориентации ребенка).
Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего его макромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с макромиром (например: дом – наследие человечества, он совершенствовался на протяжении ряда тысячелетий, а я пользуюсь достижениями разных народов, разных эпох; дом приносит мне большую пользу, поэтому я отношусь к нему бережно и т.д.). В процессе изучения краеведения решаются следующие задачи:
1. Воспитание любви к малой Родине.
2. Экологическое воспитание (показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека. Чтобы спасти природу человек должен стать её садовником, её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим свой дом).
3. Развитие логического мышления, речи, памяти.
4. Развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты.
5. Выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию.
6. Воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и региона.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
Тема 1: “Я и моя семья”.
Перед первым занятием даем учащимся выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Дети либо устно рассказывают об этом, либо могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Далее выясняем, кто у них из родных воевал, какие имеет награды. Можно пригласить кого– либо из семей для беседы или небольшого рассказа “Моя родословная”.
Рис. 1. Работа ученика “Генеалогическое дерево”.
Тема 2: “Мой дом”.
Занятие проводится на основе рассказов учащихся о своем доме, о его отличительных чертах, достоинствах и недостатках. Данные выступления на усмотрение учителя могут сопровождаться рисунками ребят, выполненных в реалистичном или сказочном преставлении (зависит от фантазии учеников).
Тема 3: “Моя улица”.
На усмотрение преподавателя и учащихся выбираются несколько улиц. По выбранным объектам проводится экскурсия, в ходе которой учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски.
Попутно могут решаться задачи обучения правилам поведения вне дома.
Тема 4: “Наша школа”.
В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей своей школы, выпускниками, которыми гордится школа.
Экскурсия по школе (кабинеты, учителя).
Бережное отношение к школьному имуществу.
Тема 5: “Моя малая Родина”.
1. Экскурсия – прогулка, но более дальняя.
Обращается внимание на название города (села), историю его названия, его размеры, значение.
2. Интересные природные, архитектурные объекты в сопоставлении – старое и новое. Изменения, происходящие на их глазах, стройки, разрушения.
Рис. 2. Малая Родина
Тема 6: “Природа нашего края”.
Растительный и животный мир.
– Внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение;
– объекты природы своей области;
– памятники природы района;
– охранять природу – значит охранять Родину. Экскурсия в природу (общение с живой природой);
– с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними;
– разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
– разучивание спектаклей, проведение праздников на экологическую тему и выступление перед учащимися школы и детьми детских садов;
– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
– операция “Чистый двор”.
Рис. 3. “Привет тебе, мой край родной”
Тема 7: “Красная книга родного края”.
Обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Творческая работа учащихся – создание Красной книги.
Тема 8: “Уникальные природные объекты России!”
Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами:
– Волга, Байкал;
– заповедники России: остров Врангеля, Таймырский заповедник, Баргузинский заповедник, Астраханский заповедник, Уссурийский заповедник;
Тема 9: “Что дает наш край стране”.
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
4. Памятники истории и культуры.
Тема 10: “Наш край богат талантами”.
Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.
Рис. 4. Встреча с краеведом.
Тема 11: “Мой город/село в прошлом и настоящем”
В результате прохождения темы учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что– либо для того, чтобы их город/село стало еще краше.
Творческая работа ребят по созданию символа (герба) своего города, села. Знакомство с вопросом “Как мы узнаем о прошлом?”. Подчеркивание необходимости беречь старинные здания, другие памятники истории и культуры.
Рис. 5. В деревне Путилова Гора.
Тема 12: “Наш край в годы Великой Отечественной войны”.
1. Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
5. Концерты для ветеранов войны.
Систематизация и обобщение знаний о войне. Поездки в места боевой славы.
Рис. 6. У обелиска.
Тема 13: “Традиции, обряды, ритуалы земли родной”
В данной теме предполагается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду.
“Месяцеслов” – сокровищница народной культуры, где приметы времен года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т.д.
Годовой цикл христианских праздников – Рождество, Крещение, Благовещение, Масленица, их значение в нравственном становлении человека. Престольные праздники (праздники села, праздники на улице).
Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.
Рис. 7. Рождество Христово.
Тема 14: “Мой край на карте Родины”.
Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования.
Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
Формы работы с детьми.
Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристские технологии, проектные технологии.
Практический результат применения программы.
Практическим итогом реализации данной программы в моей профессиональной деятельности явилось создание нашего совместного с учениками проекта “Зеленая аллея Памяти”.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это – детская самостоятельность, это – конкретное практическое творческое дело, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.
Эта технология предполагает получение знаний через исследовательскую деятельность и поэтому ее необходимо осваивать в практике краеведческой деятельности. Предлагаемая проектная деятельность, как наиболее отвечающая современным реалиям, дает выход за границы учебной деятельности.
В рамках данного проекта учащиеся совершили экскурсию в с. Дмитриевское, где расположена стелла “Слава героям”. Территория памятника оказалась неухоженной, заброшенной, т.к. в основном там живут пожилые люди.
Рис. 8. У стелы.
Ребята привели в порядок местность, и у них возникла идея создать “Зеленую аллею памяти”.
Рис. 9. Титульный лист проекта.
Мы наметили план работ для его совместной реализации ребятами и их родителями:
– выращивание рассады;
– побелка стеллы;
– изготовление лавочек;
– укладка плит;
– посадка деревьев и цветов;
– проведение митинга и концерта к Дню Победы;
– уход за аллеей Памяти.
Рис. 10. Итог проекта.