Мотивационная сфера человека достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики важно было подобрать такие методики диагностики, которые отражали бы наиболее существенные компоненты в мотивации. Поэтому нами были выбраны тесты “Исследование школьной мотивации” и “Методика, изучающая мотивации учения подростков”, беседы с учащимися и учителями, наблюдения, изучение показателей успеваемости. Всего было изучено 162 старших подростков, учеников 7-9 классов бурятской национальной школы. По итогам исследования получено:
№ | Виды школьной мотивации | % от всего числа учащихся |
1. | Мотив долга | 42,2% |
2. | Мотив родительского одобрения | 16,3% |
3. | Мотив учительского одобрения | 11,5% |
4. | Мотив групповой ориентации | 15,3% |
5. | Честолюбивый мотив | 6,7% |
6. | Познавательный мотив | 32,6% |
7. | Прагматический мотив | 60,6% |
8. | Эмоциональный мотив | 11,5% |
Здесь мы видим преобладание у подростков-бурят прагматического мотива (прагматизм – это то, что дает практические, полезные советы) – 60,6%, т.е. здесь проявляются традиционные для бурят особенности, как конформность и практичность. У достаточно большого числа подростков-бурят имеется мотив долга, что также указывает на этнические особенности. Только третье место занимает познавательный мотив (32,6%), когда подростки, овладевая учебной деятельностью, раскрывают в ней все новые аспекты, способные удовлетворить их потребности. Что очень приятно, для данных подростков удовлетворение учебной деятельностью возрастает по мере усложнения предмета, увеличения в нем творческих компонентов, позволяющих подростку проявлять личную инициативу, реализовать багаж знаний и умений. Затем следуют мотивы родительского одобрения (16,3%) и групповой ориентации (15,3%). В первом случае мы видим значимость родителей и старших, традиционно характерной для бурят. Во втором случае необходимо отметить, что для подростков-бурят, также как и для подростков других народов, важно общение со сверстниками, их одобрение и принятие. У старших подростков (по сравнению с младшими) сильнее развита способность к взаимному пониманию. Не будет лишним подчеркнуть, что наименьшее значение получено по честолюбивому мотиву (честолюбие – чрезмерная жажда почестей, стремление к почетному положению – что никогда не одобряется бурятами) – 6,7%.
По следующей методике мотивация старших подростков выглядит следующим образом:
№ | Виды мотиваций | % |
1. | Самоопределение | 18,2 |
2. | Познавательные | 15,4 |
3. | Узко практические | 4,3 |
4. | Саморазвитие | 18,7 |
5. | Общение с учителем | 8,3 |
6. | Общение со сверстниками | 14,8 |
7. | Самоутверждение | 16,9 |
8. | Избегание неприятностей | 3,4 |
Из таблицы видно, что для подростков-бурят важное значение имеют мотивации, стимулирующие стремление к дальнейшему развитию, такие как саморазвитие, самоопределение, самоутверждение.
Таким образом, мотивация старших подростков представляет собой “сплав” движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, ценностей. У подростков-бурят сохраняются традиционные ценности – ценности родства, ценности веры и уважения старшего поколения, но самое главное, ценности знания и образованности.
Общеизвестно, что для учебной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Они понимаемы, как жажда знаний, стремление к расширению кругозора, систематизации знаний.
Дальнейшим нашим шагом явилось изучение успеваемости подростков, задействованных в исследовании. Из наблюдаемых старших подростков 29% учатся без троек. Когда мы рассмотрели мотивацию данных хорошистов: оказалось, что важными для них являются как познавательные мотивы и мотивы, стимулирующие дальнейшее развитие личности подростка, так и социальные мотивы (мотивы долга, одобрения окружающих). В ходе анкетирования было выявлено, что для большинства из них характерно стремление к знанию, получению образования. Также при беседе ученики отмечают, что обязательно хотят учиться дальше, и большинство из них уже имеют определенное профориентационное направление. Полученные выводы подтверждают и беседы с учителями и родителями, наблюдение за учебной деятельностью подростков.
Несомненно, успешность обучения старших подростков в школе зависит от характера учебной мотивации. Причем, для подростков-бурят социальные мотивы играют столь же важную роль, что и познавательные мотивы. Поэтому для каждого отдельного подростка необходим со стороны педагогов индивидуальный подход с учетом особенностей его мотивации. Выявить характер мотивации, смысла учения для старшего подростка – значить определить меры влияния на познавательный интерес и способы мотивирования познавательной активности учащихся в конце обучения на второй ступени школы.
Итак, при изучении особенностей учебной мотивации современных подростков-бурят, учащихся II ступени национальной бурятской школы, по различным методикам было выявлено, что для большинства из них характерно стремление к знанию, получению образования. Для них важны социальные, внешние мотивы, когда они действуют в силу долга, традиции, обязанностей, но вместе с тем характерны и познавательные мотивы и мотивы, стимулирующие дальнейшее развитие, особо необходимые в учебной деятельности. Вышеперечисленные особенности требуют от педагогического коллектива национальной бурятской школы определенной работы по развитию интеллектуально-познавательных мотивов у современных подростков – учащихся школы. Их активность может быть обусловлена самой учебной деятельностью, но и обновлением содержания обучения образовательных учреждений.
Таким образом, успешность обучения старших подростков в школе зависит от характера учебной мотивации. Причем, для подростков-бурят социальные и познавательные мотивы играют одинаковую роль в процессе учебы.