Урок внеклассного чтения. Цветы жарки - краса Земли (Национально-региональный компонент)

Разделы: Начальная школа


Малая Родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать!....

“А где же люди?- вежливо спросил Маленький принц.
- Люди! Ах, да! Их носит ветром. У них нет корней...”

Антуан де Сент-Экзюпери.

Корни нужны не только растениям. Человек без корней, не осознающий связь собственной судьбы с судьбой родной земли, представляет жалкое подобие гражданина. Человек, оторванный от национальных духовных корней, - будь он русским, украинцем, чувашом или хакасом, теряет многие духовные и нравственные качества личности. Как и человек, замкнувшийся в своей национальной скорлупе.

Включение регионального компонента в базовое образование является делом общественного значения и очень актуальным. Актуальность проблемы обучения и воспитания на материалах региональной культуры объясняется тем, что между регионами огромной России имеются большие различия в культурно-историческом наследии и не только. В этих условиях особую важность приобретают знания о своём регионе. Появилась необходимость воспитания нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю. Это должен быть не пассивный наблюдатель и потребитель всех, в том числе и культурных, ценностей, а хранитель культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”, личность с активной жизненной позицией.

В своей работе исхожу из того, что программа начальной школы предоставляет широкие возможности включения материала региональной направленности практически во весь курс обучения в начальной школе, не требуя дополнительной школьной нагрузки (10-15% общего количества часов).

Особенно благоприятны возможности для воспитания и развития личности в начальных классах предоставляют предметы художественного цикла, в том числе чтения.

Широка и прекрасна большая Россия,
И заветных не счесть у неё уголков,
Но Хакасия наша особо красива,
Как редчайший цветок среди редких цветов!

Это строфа из стихотворения “Родина”, которое написал учитель Усть- Абаканской СОШ №2 , поэт и наш земляк Дмитрий Алексеевич Логачёв.

Произведения хакасских поэтов и писателей отличаются содержательностью, проникнуты особой любовью ко всему окружающему, написаны ярким самобытным языком, присущим тем людям, у которых чувство Родины “большой”, Отчизны, дополняется чувством Родины “малой”, первоначальной.

Как происходит развитие читательского интереса, творческих способностей, воспитание любви к родному краю на уроках чтения, продемонстрирую на примере урока внеклассного чтения 2 класс.

Тема: Родная Земля. “Цветы жарки - краса Земли”.

Цель: познакомить учащихся с появлением на хакасской земле цветов жарков на основе сказки А.Л.Свердловой “Жарки” и хакасских легенд.

Постановка цели предполагает следующие задачи:

  • продолжить умение работать над художественным текстом, развитием речи; обеспечить ситуации эмоционального переживания на уроке;
  • вызвать интерес к чтению путём знакомства с произведением своих земляков;
  • прививать любовь к “малой Родине”;
  • воспитывать бережное отношение ко всему окружающему;
  • воспитывать детей патриотами своего родного уголка, родной земли;
  • формировать внутреннюю потребность изучать свой край.

Оборудование: мультимедиа, слайды “Природа Хакасии”, “Цветы Хакасии”, “Скауты в школе”, словарь С.И.Ожегова, энциклопедии, книга А.Л.Свердловой “Сказки для сына”, хакасские легенды, портреты и стихи хакасских поэтов Я.А.Тиспирекова, Н.Е.Тиникова, В.Г.Майнашева о жарках, музыка П.И.Чайковского “Вальс цветов”, хакасского народного инструмента Чатхан.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Я рада встрече с вами, потому что нам предстоит окунуться в мир красоты и чуда растительного мира родной хакасской Земли. А с собой мы, как всегда, возьмём

О-У-Н-В=3

Дети: О (осанку)-У(улыбку)-Н(настроение)-В(веру в свои силы)= а результат Здоровье!

2. Вхождение в тему.

Показ слайдов “Природа Хакасии”, звучит музыка хакасского народного инструмента Чатхан.

Учитель: Я иду, вольно ступаю по родной хакасской земле! Ласковый ветер приносит запах хвойных деревьев, медовых цветов и трав. И я жадно вдыхаю его полной грудью. А сколько у нас красивых уголков природы!?! Я иду по родной Земле! Что вы увидели на слайдах?

Дети: Деревья - лёгкие планеты, сочную траву, землю-кормилицу, сказочные горы, задумчивое небо, голубые небеса, широкие бескрайние поля, великую тайгу, зелёные луга, хоровод цветов, горный воздух, синие глаза озёр, прозрачную и прекрасную воду. Антуан де Сент-Экзюпери так сказал о воде: “Нельзя сказать, что ты необходима, ты сама жизнь”. Учитель: И луг зелёный жарким летом, и утренняя заря...

А если взять всё вместе это, то это всё - Хакасия моя.

Всё, что вы увидели можно назвать одним словом, каким?

Дети: Всё, что мы увидали называется природа..

Учитель: Какие слова притягиваются к слову природа и создают своеобразное магическое поле?

Мировидение слова природа.

(На доске записано слово природа, дети подбирают на определённую букву слова, характеризующие природу.) *

П (Прекрасная, Прелестная, Певучая, Переменчивая, Полезная, Погибающая,

Премудрая, Праздничная, Потрясающая и т. д.)

Р (Разная, Радостная, Раненая, Радуга, Разграбленная...)

И (Интересная, Интригующая, Изумительная, Изящная...)

Р (Родная, Райская, Редкая...)

О (Обворожительная, Очаровательная, Ослепительная, Обиженная...)

Д (Дикая, Дорогая, Добрая, Духовная, Друг...

А (Ароматная).

3. Работа над новым материалом.

Учитель: На слайдах вы увидели фото, на которых были изображены растения.

Остановимся на слове цветок. Какие цветковые растения Хакасии знаете вы?

Дети: Герань луговая, лютик, бадан, ветреница, аир, одуванчик, Иван да Марья, адонис весенний, гвоздика полевая, мать и мачеха, кровохлёбка, саранка, василёк и т.д.

Учитель: Когда я произношу слово цветок, что вы ЧУВСТВУЕТЕ?

Дети: Я чувствую: теплоту, энергию солнца, ласку, доброту, поцелуй природы, бархатную ткань, друга, любовь, я - единое целое...

Учитель: Когда я произношу слово цветок, что вы ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ?

Дети: Я представляю поляны цветов, любимый цветок, подарок маме или учителю, яркие краски, красивую музыку...

Учитель: Маленький Принц, у которого на планете росла всего одна роза, не мог сдержать своего восторга: “Как вы прекрасны!” “Мой цветок наполнил благоуханием всю планету”.

А хотите узнать, что представляю я?

Дети: Конечно!Учитель: (Звучит музыка П.И.Чайковского “Вальс цветов”, идёт показ слайдов “Цветы Хакасии”)

Лето! Я на лугу, где-нибудь на опушке леса, в горах или в долине реки. Дует ласковый ветерок, колышет траву. А в ней- ЦВЕТЫ! Насколько тянется луг, или опушка - настолько видны и цветы. Они самые разные: белые, жёлтые, красные, голубые...! Боже! Какая красота!!!

Сегодня мы соприкоснёмся с чудом появления на хакасской земле одного удивительного цветка. А какого- догадайтесь сами, с помощью моих подсказок.

Как называется сказочная птица необыкновенной красоты с ярко светящимися перьями?

Дети: Жар-птица. (П.П.Ершов. “Конёк-Горбунок” Это, слышь ты, не пожар, Это свет от птицы Жар...)

Учитель: А что обозначает слово Жар? Обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Дети: Горячие угли без пламени; повышенная температура тела; горячий, сильно нагретый воздух; рвение, пыл, задать жару.

Учитель: Какими красками вы нарисовали Жар?

Дети: Нарисовали красными, жёлтыми, оранжевыми, сочными, волшебными, необычными.

Учитель: Кто догадался, как называется этот цветок?

Дети: Жарок.

Учитель: Найдите значение слова жарок в словаре С.И.Ожегова.

Дети: Жарок – травянистое растение семейства лютиковых с ярко-желтым цветком.

Учитель: А сейчас мы познакомимся со сказкой нашей землячки Антонины

Леонтьевной Свердловой “Жарки” (портрет на слайде). Её она посвятила своему сыну.

Расселись удобно, настроили глазки.

Вот наступает время сказки.

Сказку читает подготовленный ученик из книги А.Л.Свердловой “Сказки для сына” (на протяжении чтения звучит хакасский народный инструмент чатхан, идёт показ слайдов).

Учитель: Что вдохновило автора написать эту сказку?

Дети: Красота природы, любовь к родному краю...

Учитель: Что можно сказать об авторе этой сказки?

Дети: Добрая, ласковая, нежная, горячо любит родину, свою землю, восхищается красотой Хакасии...

Учитель: А вот, что она рассказывает о себе

“Село Верхнее-Усинское - лучшее место на Земле. Оно расположено в глухой сибирской тайге у гор и чистых рек. Здесь я родилась и с молоком матери впитала библейскую истину: “Не навреди!”. Вокруг всё живое. Через всю жизнь я, как самое святое, несу любовь к лесу: чищу родники, реки и поляны, убираю мусор, не жгу, где не надо костёр, не ломаю ветки и не рву цветы. Мне больно болью леса, когда я вижу какое зло творят люди в лесу, и тогда я беру в руки перо и пишу: “Люди, берегите всё живое! Берегите сердца от зла. Помните, добро вернётся сторицей! Берегите Землю, она у нас одна!” В своих сказках пытаюсь достучаться до людских сердец: будьте лучше, чище, добрее. Хочу, чтоб мир стал таким, каким хочу его видеть я. Я люблю Вас, люди!”

Существуют легенды появления на земле жарков. Вы их прочтёте самостоятельно. (У детей тексты с легендами).

Легенда. Жил- был бедный пастух Саян, пас он байский скот с утра до вечера. Однажды на отару напала стая волков. Еле отбил Саян байский скот, но сам пострадал от волков. Истекая кровью, полз он к озеру Шира, которое славилось своей целебной водой. Еле- еле добрался пастух, где стал лечить свои раны. Выжил! А по его следу, где капали капли крови, появились цветы, которые народ назвал жарками. Идут века, пламенеют жарки в лесах Хакасии.

Легенда. Молодой пастух Алексей часто пригонял табуны лошадей на водопой к Байкалу. Вместе с лошадьми он прыгал в воду, нырял, плавал, смеялся и кричал от восторга так, что распугал всех русалок. Русалки решили завлечь Алексея. Они то выходили и танцевали на лунной лужайке, то распевали песни, то красиво плавали по лунному озеру. Но ни одна не удостоилась внимания пастуха. И тогда они погрузились на дно озера. И только одна русалка так полюбила Алексея, что не захотела с ним расставаться. Она подходила к костру, тянула к нему руки, пела нежные песни. И однажды она растаяла от ярких лучей солнца, превратившись в цветы, которые сибиряки ласково называют жарками.

4. Стихи хакасских поэтов о жарках.

Учитель: Именно любовь к хакасской земле, божественная красота вдохновляет людей творить стихи, сказки, создавать музыку и картины. Перед вами (на слайдах) портреты поэтов Хакасии.

Работа в группах. Задания: 1 гр. (На карточках фамилии поэтов).

Учитель: Расставьте фамилии поэтов около портретов.

2 гр. (На карточках имена, отчества и стихотворения поэтов). Постарайтесь вспомнить имена, отчества поэтов и вы узнаете, какое стихотворение о жарках создал каждый поэт . Прочитайте стихотворение выразительно..

Тиспереков Я.А. Вышитые рукавицы. В.Г.Майнашев Жарки.

Луна глядит в окошко,
В дрожащее от вьюги…
Повышивать немножко
Уселись две подруги
В избушке свет включили,
Чтоб не терять иголки.
Потом достать решили
Все нитки с верхней полки.
Поют и вышивают
В избушке две девицы.
И словно оживают
Жарки на рукавицах.
Тепло цветов согреет
Когда-нибудь любимых…
Пусть в лесах цветёт, поёт весна!
Так пусть жарки алеют
И прогоняют зимы.

Вновь брожу я по лесам зелёным
Над бездымным пламенем жарков,
И кукушки голос отдалённый,
Словно сердце вешнее лесов.
О, жарки, жарки, вы дети солнца
(так у нас в народе говорят).
По лесам лишь только май вернётся,
Миллионы солнышек горят.
Знаю я, что есть цветы другие.
Восхищает нас их красота,
Но они, как девушки чужие,
Мне не грели душу никогда.
О, жарки, жарки, горите страстно,
А когда уйдёте вы, погаснув,
Потемнеет наша сторона.

Н.Е. Тиников Жарки.

Весна одела в дорогой наряд, горы высокой склоны.

Как будто пламенем горят везде цветов бутоны.

Не зря в народе нарекли цветы жарки красой Земли.

5. Это интересно!

Учитель: А теперь “почерпнём” знания из энциклопедий.

Дети: Любят в Хакасии это растение. Оно из семейства лютиковых. По народному его называют жарком, огоньком, солнечным цветком, купальницей азиатской. Почему купальницей? Во время цветения жарков вода прогревается так, что можно купаться. В России 11 видов купальниц. Но только одна из них получила наибольшее распространение “купальница европейская” с жёлтыми цветками и наша сибирская “купальница азиатская” с оранжевым цветком.

Учитель: (Звучит фонограмма песни “Живи, родник”.) 3а красоту, аромат жарки расплачиваются. Их собирают в огромные букеты, которые быстро увядают. Поникшие цветы теряют свою красоту. Не стремитесь сорвать цветок, пусть он останется в лесу и даст множество семян. И через несколько лет новые поколения жарков порадуют человека. Ведь жарки цветут только на 9-й год рождения. Помните, жарки охраняемое растение не только нашей республики Хакасии, но и России.

Ученик : Если я сорву цветок.

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Ученица: Пора бы человечеству понять,богатства у природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять, она, как мы, такая же живая!

Учитель: Точно подметил К.А.Зеленский: “Поведение человека в природе - это зеркало его души”. Я желаю вам, чтобы ваша душа была всегда прекрасной!

Природа умеет творить чудеса, в каждом цветке есть красота,

Пусть удивляет вас каждый цветок- полюбоваться найдите часок.

6. Оказывается.

Учитель: Оказывается, жарки - это не только цветы. Как вы думаете, что может быть названо жарок или жарки?

Дети: Конфеты, книга, магазин, печка...

Учитель: Именем этого прекрасного цветка назван отряд ребят-скаутов в нашей школе.

Ребята дарят людям жар своей души.

Поэтому назвали они отряд “жарки”.

Об отряде скаутов расскажет Шихова Настя (в скаутской одежде)

7. Проба пера.

Учитель: Вы очень талантливые дети и на следующем этапе работы будем сочинять стихи. (Дети пишут стихи о цветах.)

Цветы - краса родной земли,
Вы все неповторимы!
Без вас нам скучно на земле,
Вы человеком так любимы! (Зернова Таня)
Родной цветок Хакасии,
Ты самый дорогой!
Тобою очарован
И я горжусь тобой! (Чебыкин Женя)

8. Домашнее задание. Рассказать сказку и легенды о появлении жарков на земле родителям,сестре, брату; сочинить свою сказку о цветах Хакасии.

9. Итог урока.

Природа учит человека, наполняет ощущением прекрасного. Сегодня мы узнали тайну появления на земле жарков, посмотрели в их добрые лица, доверчивые прекрасные глаза, полюбовались цветами, подружились с ними, а значит, стали чуточку добрее, мудрее, красивее!

Ваши успехи я оценила (комментирование оценок).

Все ли вы получили радость познания на уроке? Если “Да”, то раскрасьте цветок жарок оранжевым цветом. Если “Нет”, то жёлтым.

Пусть жарок вас согревает
Лаской, светом и теплом.
Никогда не покидает,
Радует всегда ваш дом.
Помогает вам по жизни
Веселей, бодрей идти.
Потому, что в этом мире
Есть и сложные пути!

Приложение

Литература.

1. Мифы и легенды хакасов. Сост.. пер. П.А.Троякова-Абакан: Хакасское кн. Из-во, 1995.-184с.

2. Свердлова А.Л. Сказки для сына.- Абакан: ООО “Кооператив” “Журналист”, 2005.-132

3. Урок внеклассного чтения предназначен:

  • для изучения родного края во 2 классе на основе знакомства с произведением своих земляков;
  • формирования внутренней потребности у детей изучать свой край.

4. Посвящён 300-летию присоединению Хакасии к России. (1707-2007г.)