Развитие творческих способностей школьников во внеурочное время на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Разделы: Внеклассная работа


“Творчество, согласно “Философской энциклопедии”, – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее”. “Творчество, – пишет А.Г. Спиркин, – это духовная деятельность, результатом которой является созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры”.

Таким образом, творчество – это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Творчество по В.И.Андрееву (современный российский педагог) – это вид человеческой деятельности, которая характеризуется совокупностью следующих признаков:

  • наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
  • социальная и личная значимость и прогрессивность, то есть она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, – это не творчество, а варварство);
  • наличие объективных (социальных и материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств – знаний, умений, навыков, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности);
  • новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков исключить хотя бы один, то творчество не состоится.

Человек по природе своей сущность творческая, ибо, созидая и преобразуя условия своего существования, человек параллельно созидает, преобразует себя, то есть осуществляет творческое саморазвитие. И, действительно, если бы человек не испытывал потребности изменить свое существование, свой быт, он оставался бы таким, каким был рожден древней своей матерью. Не было бы не только ракет и компьютеров, но и одежды, домов и т.п.

Человек рожден уже творцом. Это кладезь способностей.

Интересны результаты американского психолога Поля Торренса, исследовавшего развитие креативности детей. Из его трудов следует, что высокие показатели творческой креативности у детей не гарантируют высоких творческих достижений, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности проявления их (достижений). Торренс предложил модель из трех частично пересекающихся окружностей: творческие способности, творческие умения и творческая мотивация (рисунок 1).

Другими словами, без творческой мотивации, стремления к новому, высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в искусстве, ни в какой-либо другой области деятельности даже при условии полного овладения новейшими технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации и овладение необходимыми знаниями не могут привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство.

Творчество мы наблюдаем уже с пеленок, когда малыш гулит, пытаясь воспроизвести звуки окружающих. Но ученые доказали, что если нет необходимости развития, все способности постепенно затухают, а затем атрофируются, исчезают. Так произошло с прототипом Маугли, четырехлетним индийским мальчиком, воспитанным волчицей: за отсутствием необходимости он не только разучился говорить, но даже понимать человеческую речь, лишился возможности овладеть ею когда-либо. И сегодня, к огромному сожалению, мы читаем о подобных случаях, тем более ужасающих, что это происходит не по воле судьбы, а по воле взрослых.

Детское творчество имеет очень важное значение для личностного развития человека в пору детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Поэтому творческие способности необходимо развивать. А для этого необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества. И среди них обеспечение творческих прав ребенка:

  • право на творчество – право на свободное личное проявление, на внимание к нему, его достижениям (показ его достижений: выставки, выступления, публикации),
  • право на творческое развитие – право на помощь и адекватное позитивное развивающее воздействие извне,
  • авторское право – право на личное владение результатами своего творчества (как материальными, так и духовными).

Для проявления способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Здесь же, в этой области деятельности, на мой взгляд, наиболее широкие возможности для развития творческого подхода к своему труду.

Ребятам, занимающиеся в Детском ордене милосердия, очень непросто. Диагнозы ДЦП, глухота, слепота, ампутация конечностей, много других, приведших к инвалидности. Но посмотрите, какие яркие, веселые работы.

Перед вами изделия, выполненные в объединении “Марья-искусница” детьми-инвалидами. Вот прихватки в форме цветов и ягод клубники. Ягодка чаще – красная, желтая, в крайнем случае, белая или зеленая – не поспела. А здесь? Цветик-семицветик, все цвета радуги. Это задумка ребят первого года обучения: когда им было предложено отобрать работы на выставку, участвовать захотели все, а чтобы не было скучно от одинаковых поделок, дети предложили связать разноцветные ягодки и выкладывать их в различные фигуры, так появился наш цветик-семицветик (рисунок 2). Вот и стимул для творчества.

И цветы – они только на первый взгляд похожие, каждый отличается количеством лепестков, подбором оттенков, размерами, техникой исполнения. И здесь широкое поле для проявления творческого подхода к изготовлению однотипных изделий.

А корзина с цветами (рисунок 2) появилась совсем необычно. При освоении техники вязания тунисским крючком в домашней работе вместо квадратного полотна получилась трапеция – ошибка? Но само полотно связано было очень аккуратно, жаль распускать, тем более, что каждое изделие, даже самое простое, – это огромный труд ребенка, для которого даже сидеть – уже труд. И тут возникла идея спрятать погрешности под цветочками, добавить тесьму-ручку.

Последний пример не говорит о том, что мы всегда позволяем нашим воспитанникам оставлять погрешности в работе неисправленными. Нет, обязательно следует работа над ошибками. Но и в декорировании “ошибки” есть свой смысл. Подойдя творчески к этому процессу, мы получаем очень важный результат: осмысление и применение на практике возможности изменения зрительного восприятия нашей фигуры, не всегда отвечающей принятым стандартам красоты. Это знание и умение очень важно для создания психологического комфорта и уверенности детей с видимыми физическими недостатками.

Пример, который решают ребята в классе, имеет одно, ну может быть, два решения, другие неправильные. У нас, в прикладном творчестве, все решения правильные, даже при сочетании несочетаемых цветов, при искажении схемы, формы – ребенок прав, это его видение, это его авторское право. Кроме того, каждый ребенок жаждет признания, и, если не даются науки, ищет поле применения своим силам в другой области, и не всегда это хорошо для него и окружающих. В дополнительном образовании каждый ребенок имеет возможность быть признанным, показать миру свое творчество, найти единомышленника. Мы организуем много выставок, фестивалей, конкурсов для воспитанников Детского ордена милосердия на местном и республиканском уровне. Многие мероприятия стали традиционными и ежегодными. К таковым относится итоговая выставка “Время колокольчиков”. На этой выставке каждой детской работе найдется место: и шедевру, и самой простой поделке начинающего Мастера. Именно здесь получает свое первое признание будущий Художник. Именно здесь тяга детей к творчеству, самореализации и признанию реализуется положительным образом, как для них самих, так и для общества.