Урок обучения грамоте по теме: "Знакомство со звуками [п], [п'] и буквами П, п". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: Познакомить учащихся со звуками [п], [п,] и буквами П п.

Задачи:

  1. Развивать умение распознавать звуки [п], [п,] в речи, правильно произносить их при чтении.
  2. Продолжать формировать навык чтения по слогам и целыми словами.
  3. Развивать речь учащихся, интерес к чтению.

Оборудование: Карточки с буквами, замки – красный и сине-зеленый, два письма от поросят, три игрушечных поросенка Пик, Пак, Пок, картина с изображением букв П п, игрушечный телефон, корзинка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок и вот
Начинаем наш урок.
Быть активными старайтесь,
Отвечайте, не стесняйтесь!

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы поработаем над новыми согласными звуками и буквой, обозначающей эти звуки. Но сначала давайте повторим изученные буквы и звуки.

III. Повторение изученного.

Класс делится на две группы, для каждой группы на столах лежат карточки со всеми изученными буквами (н, а, о, л, в, р, ы, к, е, т, с, и, у).

Учитель: Задание для 1 группы.

Вам нужно выбрать из всех букв только гласные и поселить их в красный замок.

Учитель: Задание для 2 группы.

А вам нужно выбрать из всех букв только согласные и поселить их в сине-зеленый замок.

Проверка.

Учитель: Почему замок, где живут гласные буквы красный?

Ученики: Гласные в схемах всегда обозначаются красным цветом.

Учитель: Почему согласные живут в сине-зеленом замке?

Ученики: Согласные бывают твердыми – их обозначаем синим цветом и мягкими, их обозначаем зеленым цветом, поэтому они живут в сине-зеленом замке.

IV. Знакомство со звуками [п], [п,] и буквами П, п.

Стук в дверь.

Учитель: Пойду, посмотрю, кто там (учитель выходит за дверь).

Возвращается и держит в руках письмо.

Учитель: Прилетал почтальон – попугай и передал нам письмо от поросят.

Давайте посмотрим, что нам написали поросята!

Учитель пытается открыть письмо, но ничего не получается.

Учитель: Письмо так просто не открывается, чтобы его открыть, нужно ответить на вопросы.

Назовите первый звук, который вы услышали в словах: попугай, почтальон, прилетел. Ученики: В этих словах первый звук - [п].

Учитель: Какой это звук?

Ученики: Этот звук твердый, сердитый.

Учитель: Назовите первый звук в слове письмо.

Ученики: Первый звук - [п,].

Учитель: Что вы можете сказать об этом звуке?

Ученики: Он мягкий, ласковый.

Письмо открылось.

Учитель: Оказывается, поросята в письме нам прислали сказку про звуки [п] и [п,].

Послушайте ее.

Сказка.

Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни.

Учитель: Какие это звуки?

Ученики: А, о, у, ы, и, е.

Учитель: А всех вместе их называли …

Ученики: (хором) Гласные.

У гласных звуков пение получалось очень красивое. Согласным звукам тоже хотелось петь.

“П – п – п” - запыхтел звук [п].

Пыхтел. Пыхтел, но спеть песню не смог. Запечалился [п].

Тут гласные говорят: “Не печалься. Мы тебе поможем, ты сможешь петь, но только рядом с нами.

“Согласен, согласен!” - обрадовался звук [п]. С этих пор звук [п] называют согласным.

И когда гласная буква А встает рядом с согласной буквой П, получается слог ПА.

Учитель: Давайте споем: па, па, па, па, па (дети поют вместе с учителем).

Учитель: Что вы узнали из этой сказки?

Ученики: Мы узнали, что звук [п] – согласный.

Учитель: В какой замок поселим звук [п]?

Ученики: Мы посели его в сине-зеленый замок, потому что он может быть как твердым, так и мягким.

Учитель: Докажите, приведите примеры.

Ученики: Парта, пуговица – звук [п] – твердый; пень, пилот – звук [п,] – мягкий.

Учитель: Звуки [п] и [п,] обозначаются буквами П, п.

Учитель: Как вы думаете, почему таких букв две?

Ученики: Одна – заглавная, другая – строчная.

Учитель: Для чего они нужны?

Ученики: С заглавной буквы пишется первое слово в предложении, а так же - имена людей, клички животных, названия городов, стран, рек и т. д.

Учитель: На что похожа буква П?

Ученики: На турник, на ворота и т. д.

Учитель:

“П” - турник.
На нем гимнаст
Подтянулся сорок раз.
Подтянись попробуй ты
И не бойся высоты!

Учитель: Нам пришло еще одно письмо. Отгадайте, от кого оно?

Впереди - пятачок,

Сзади – крючок,

Посредине – спинка,

А на ней – щетинка!

Кто это?

Ученики: (хором) Поросенок.

Учитель: Правильно, это поросенок, но как его зовут?

Его кличка начинается с мягкого согласного [п,], второй звук – гласный, а третий – согласный звук [к].

Ученики: Его, наверное, зовут Пик.

Учитель: Вы правы! Послушайте, что он написал нам в своем письме.

Учитель читает письмо.

Дорогие ребята! Пишет вам письмо поросенок Пик. У меня есть братья – поросята Пак и Пок. Они придумали интересную чистоговорку. Если она вам понравится – похлопайте.

Пу – пу – пу, попугай клюет крупу.

Па – па – па, на пол сыплется крупа.

Пы – пы – пы, больше нет у нас крупы.

Дети вместе с учителем хором несколько раз проговаривают эту чистоговорку.

Физминутка.

(дети проговаривают слова вслух и выполняют соответствующие движения)

Говорит попугай попугаю:
“Попугай, попугай, я тебя попугаю!”
Попугаю в ответ попугай:
“Не пугай, не пугай, не пугай!”

Учитель: Давайте пригласим Пика, Пака и Пока в гости!

Ученики: (хором) Давайте!

Учитель: А как мы их можем пригласить?

Ученики: Надо позвонить.

По игрушечному телефону дети звонят и вежливо приглашают поросят в гости.

Учитель: Пока гости едут к нам, давайте приготовим для них угощения.

В эту корзинку соберем все съедобное, где в названии есть звуки [п] и [п,].

Учитель проходит по классу с корзинкой, дети называют “съедобные” слова, в которых есть изучаемый звук и “кладут” их в корзинку. (Крупа, апельсин, пирог, перец, пельмени, пирог, пицца, персик, печенье, и т. д.)

Стук в дверь.

Учитель: А вот и сами гости!

Учитель заносит в класс трех игрушечных поросят.

Учитель: Знакомьтесь: Пак, Пок, Пик.

Ученики: (хором) Очень приятно!

Учитель: В подарок вам поросята принесли вот эту картину. Как вы думаете, что обозначают в картине эти знаки?

Ученики: Эти знаки очень похожи на букву П.

Учитель: Сложите у себя на партах из цветных палочек такую же букву.

Самостоятельная работа учеников.

V. Чтение слогов, слов, предложений с изучаемой буквой.

Учитель: Поросенок Пак просит вас прочитать слоги с новой буквой.

Чтение слогов (хором) в Азбуке на стр. 83 и договаривание слогов до слова (па – пар, парта; пи – пилот; по – повар и т. д.).

Учитель: Молодцы! Поросенку Паку очень понравилось ваше чтение. Поросенок Пок тоже очень хочет послушать, как вы читаете. Давайте прочитаем все слова с буквой П.

Чтение слов (цепочкой) в Азбуке на стр. 83.

Учитель: Посмотрите, как довольны вашим чтением поросята Пак и Пок! Покажите им теперь, как вы умеете читать самостоятельно.

Учитель дает разноуровневые задания (на индивидуальных карточках) для читающих и нечитающих детей.

1 уровень. 2 уровень.

Попугай.

Попугай – смешное слово.
Как он может напугать?
Что в нем страшного такого?
Не могу никак понять.
Мы на рынке с папой были –
Нет, такого не забыть:
Попугая мне решили
В день рожденья подарить.
Говорю я: “Ты не страшен,
Не боюсь я, так и знай!”
Был во все цвета раскрашен
Тот заморский попугай.
Но меня он, между прочим,
Вправду сильно напугал,
Когда громко среди ночи
“С днем рождения!” - сказал. (Л. Н. Захарова)
Хороший плотник и в поле работник.
При хорошем плотнике у плохого руки трясутся.
Плотника не шуба греет, а топор.
Добрый пример лучше ста слов.

После самостоятельного чтения текстов следует чтение вслух и краткий анализ прочитанного.

Учитель: Поросятам очень понравилось у нас на уроке, они благодарят всех детей за хорошую работу. А вы хотите поблагодарить поросят?

Ученики: (хором) Да!

Учитель: За что мы поблагодарим поросят?

Ученики: Мы поблагодарим их за новую букву, за картину, за сказку, за письмо и т. д.

VI. Итог урока.

Учитель: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились сегодня на уроке?

Ученики: Мы познакомились со звуками [п] и [п,] и буквами П п.

Учитель: Что вы узнали об этих звуках и буквах?

Ученики: Эти звуки – согласные, могут быть твердыми и мягкими, поэтому они живут в сине-зеленом замке, они обозначаются буквой П. Буква П может быть заглавной и строчной.

VII. Рефлексия.

Учитель: У вас на партах лежат цветочки красного, желтого и синего цвета.

Если на уроке вам было интересно и легко работать, подарите поросятам красный цветочек; если вам было трудно, подарите цветочек желтого цвета; а если вам на уроке было скучно и трудно – подарите поросятам цветочек синего цвета.

Ученики дарят цветочки поросятам.