Использование наглядности на начальном этапе обучения иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Специфика обучения иностранному языку в условиях нашей школы определяется неоднородностью коллектива учащихся, разной мотивацией к изучению немецкого языка, многообразием действующих учебников: учебники для общеобразовательных школ (Бим И. Л. ), для школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий (Тальскова Н. Д. , Шатилов С. Ф.).

Дети в Восстановительный Центр поступают из разных школ с разным уровнем языковой подготовки. Моя задача – определить, какими умениями и навыками они обладают, в какой степени навыки развиты, какие имеются пробелы в знаниях, как выравнивать знания, как по возможности поддерживать уровень знаний.

Педагогическое общение с учеником не состоится, если не узнать индивидуальные особенности каждого поступающего ученика (со 2-го по 9-ый классы). Этому способствуют обмен мнениями с коллегами, с психологом, беседы с родителями), которые помогают установить доверительные отношения с каждым, снимают эмоциональную напряженность во время занятий.

Ребенок, подросток более, чем взрослый, реагирует на негативное отношение к себе, особенно при подведении итогов своей работы.

Поэтому считаю, что мы должны быть равноправными партнерами, а контроль осуществлять незаметно. Ученики нуждаются в помощи, в положительной оценке своей деятельности, поэтому я их хвалю, подбадриваю.

Работая над тематическим планированием, в первую очередь обращаю внимание на новые учебники, знакомлюсь с авторским замыслом.

В настоящее время новые учебники, а также переработанные и дополненные действующие, насыщены богатым материалом: страноведческим, иллюстративным. Языковой материал хорошо представлен в разнообразных лексических и грамматических упражнениях.

В последние годы в качестве основной задачи при обучении иностранным языкам в школе методисты рассматривают коммуникативность. Такое обучение предполагает, что процесс обучения должен строиться как модель процесса общения.

Поэтому перед учителем стоит задача обучению языковому материалу или виду речевой деятельности на всех этапах.

Это предъявление новой лексики, объяснение лексического материала, контроль усвоения лексики, употребление новой лексики в тренировочных упражнениях, самостоятельное высказывание на уровне предложения с использованием новой лексики.

Это предъявление новой грамматической структуры в связном тексте на уровне изученной лексики, контроль понимания значения новой лексики, грамматической структуры (с помощью перевода на родной язык), узнавание новой структуры в связном тексте, высказывание ученика на уровне предложения с использованием грамматической структуры или нескольких фраз.

Это чтение конкретного текста с речевой задачей, контроль выразительного чтения, контроль понимания содержания текста: а) работа с предварительными вопросами, б) выборочный перевод отдельных предложений.

Поставленные задачи учитель решает на каждом уроке, на каждом занятии в соответствии с требованием программы и речевой подготовки учащегося.

С учетом всего сказанного выстраиваю свою работу во взаимодействии устной речи, чтения. Использую схематическую наглядность учебника (схемы предложения, графические символы), отрабатываю грамматические структуры на лексическом материале. Овладевая грамматической формой, ученик может строить свою речь правильно, осмысленно, приобретая навыки и умения.

Работа над стихотворением дает возможность расширить словарный запас, закрепить лексический и грамматический материал, а также решать воспитательные задачи.

Meine Familie

Mein Vater heit Hans,

Mein Opa heit Franz,

Meine Mutter heit Renate,

Meine Oma heit Agathe,

Meine Schwester heit Offilie.

Das ist meine Familie.

Привожу пример работы над небольшим стихотворением в третьем классе: читаю все стихотворение, спрашиваю ученицу, о чем и о ком идет речь. Некоторые слова переводим. Перевод на русский язык считаю необходимым. Это служит воодушевляющим стимулом: перевел – понял. Ученица читает вместе со мной. Прошу читать отдельно группы слов, например, “mein Vater” по вертикали (сверху вниз и снизу вверх), читает имена собственные, а “hei?t” произносит пять раз. Далее читает стихотворение по строкам (2-3 раза), читает все стихотворение. На следующем занятии прошу прочитать выразительно и выучить наизусть.

Не только стихотворения, а все тексты учащиеся читают вслух, что дает возможность выявить степень овладения буквенно-звуковыми закономерностями, умение правильно (или неправильно) читать предложение, соблюдая ритм и интонацию.

При работе над высказыванием в речевой форме “Описать картинку” решаются также задачи по расширению и закреплению лексических единиц и грамматических структур. Так, например, при изучении темы “Город” в пятом классе (учебник для 5 класса Бим И. Л. ) появилась возможность провести работу в группе из трех учениц. Обычно я работаю с учениками индивидуально. Задача: известными языковыми средствами, изученным грамматическим и лексическим материалом попытаться описать три картинки из учебника на стр. 106. прочитать небольшие тексты, вспомнить события прошедших лет (средние века), рассмотреть картинки (разрушенный замок, восстановленный замок, на третьей картинке – дамы и рыцарь) и высказать свои мнения. Помогаю вопросами, направляю мысль учениц по определенному руслу.

Примерные вопросы:

1. Как выглядит крепость на рисунке 1 и 2?

Узнай, что это: крепость, замок?

Вырази удивление.

Переспроси.

Узнай, какой век.

Вырази удивление.

Переспроси.

Узнай форму, качество.

Вырази удивление.

Переспроси.

Узнай, в каком городе находится.

Вырази удивление.

2. Как выглядит крепость на картинке 3?

Кто изображен? Кто живет в крепости? Расскажи о каждой даме, рыцаре:

- как зовут, возраст.

- черты лица (исходя из той лексики, что знают),

- одежда,

- дамы грустные, печальные, веселые.

- любимые занятия (поют, играют на гитаре, скрипке, пианино).

- они беседуют? Кто с кем говорит?

- куда направляются люди на картинке: они идут, бегут, стоят?

3. Какая картинка тебе нравится?

Могу отметить, что ученицы вели диалог эмоционально, высказывались по теме охотно, доступными языковыми средствами.

Чтобы ученик на занятии говорил, нужны разнообразные формы работы с учебными текстами, необходима наглядность. Ученик должен знать, зачем ему надо говорить, что можно сказать в данной ситуации, как построить суждение: с чего начать, что сказать далее, чем завершить.

Перед учителем возникает задача конструирования и использования визуальных опор с функцией обучения высказыванию. В качестве опоры методисты разработали логико-коммуникативные программы, в которых полно представлена логическая последовательность мысли. В основу построения ЛКП положен ряд принципов, сформулированных А. Н. Щукиным в статье “Функции наглядности и принципы организации визуального материала”.

При изучении темы V “Sorgen wir gemeinsam feir unseren Planeten Erde!” (учебник для 7 класса, Бим И. Л. , Садомова Л. В. ) составила такую программу, которую можно использовать на одном из последних уроков. Высказывания учеников, сформулированные по такой программе, отличаются логической последовательностью, доказательностью, целостностью, полнотой (от 15 до 30 предложений). Установка: “В это тревожное время много говорят и пишут о нашей планете: какова она, как важно любить и беречь ее”.

Наглядный материал: <Рисунок1>, <Рисунок2>.

У1: Unser Planet ist gros. Es git 6 Kontinente: Euroasien, Afrika, Nordamerika, Sdamerika, Australien, die Antarktika. Auf diesen Territorium sind 4 ozeane: der Stille, der Indische, der Atlantische und der Arktische (das Nrdliche Eismeer).

У2: Auf unserem Planeten leben Menschen, Tiere. Das Klima ist verschieden.

Ученики говорят о многочисленных странах, расположенных на земном шаре; о народах, населяющих нашу планету.

У3: Unser Planet ist in Gefahr. Sie ruff, das Wasser ist verschmutzd. Wir missen der Natur helfen.

У4: Ein oklogisches Problem ist sauserer Regen, Luftversehmutzung, Wasserverschmutzung, Seen und Fesse sind mit Mull verschmutzt und mit giftigen Stoffen.

У5: Die Ozonschicht, die uns schtzt, wird durch gase zerstrt und bekommt ein Loch.

У6: Tiere und Pflanzen kommen in Gefahr. Tiere haben keine Nahrung. Sie sterben aus.

У7: Die Natur ist ein gemeinsames Haus fк alle Pflanzen, Tiere und Menschen.

Программа делится на три части: начало, аргументирующая часть, заключение – завершение суждения. В программе представлены: предложения, часть его, отдельно выделенное слово, а также рисунки, аппликации, цифры, знаки, смысловые сигналы.

Подобные программы можно применять во всех классах, на всех ступенях обучения языку, работать с одним-двумя учениками. Все зависит от темы, содержания, заданности смысла, логической последовательности. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, использовать их личностные свойства: воображение, мышление, память, а также учитывать индивидуальный уровень обученности иностранному языку.