Урок русского языка по теме: "Правописание слов с двойными согласными" (система Занкова)

Разделы: Начальная школа


Оборудование. Список словарных слов с двойными согласными. Карточки со словами. Текст с диктантом

Цель урока: совершенствовать умения писать слова с двойными согласными, обогатить словарный запас учащихся, развивать речь и орфографическую зоркость, отработать каллиграфию, воспитать уважение друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Запись числа, темы урока.

2. Работа со словарными словами (список словарных слов на доске).

Аккуратно, аллея, килограмм, медленно, металл, рассказ, расстояние, пассажир, хоккей, шоссе.

Узнай слово по его лексическому значению.

– Дорога с рядами деревьев, посаженных по сторонам (аллея).

– Химически простое вещество, обладающее особым блеском, ковкостью, хорошей теплопроводностью (металл).

– Дорога с твердым покрытием (шоссе).

– Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера (рассказ).

– Основная единица веса в десятичной системе мер (килограмм).

– Командная игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).

– Пространство, разделяющее два пункта (расстояние)

3. Работа с учебником. Страница 89, упражнение 167.

Дети продолжают работу над лексическим значением слова по учебнику самостоятельно (оттепель, бессонница, рассада, рассол, бессильный).

– Почему в этих словах пишут две одинаковые буквы?

– Как образованы эти слова?

– Давайте вспомним слова с двойными согласными, образованными с помощью корня и суффикса?

(Если учащиеся не вспомнят, то на доске откроются слова: ранний, осенний, сонный, карманный, длинный.)

– Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные, запишите полученные словосочетания.

4. Игра (мяч).

Вставь пропущенные двойные согласные и назови слово (грипп – болезнь, суффикс, русский, суббота, жужжат, группа, колонна, Россия, оттаять, комиссия, коллекция, Кирилл, Филипп, сумма, телеграмма, орфограмма, дрожжи, огненный, ссора, весенний, программа).

5. Работа с текстом (у каждого на столе текст с пропущенными словами).

– Познакомься с текстом. В нем пропущены слова с двойными согласными. Пользуясь справкой, восстанови текст.

По с жужжанием пронеслась

мотоциклов Затем лениво проехал и скрылся в троллейбус, набитый измученными духотой

Римма посмотрела по сторонам и перешла на другую сторону дороги. Домой она шла без радости В ------ Римма поссорилась со своей лучшей подругой, на уроке труда не получилась . Решая задачу, запуталась в и тоннах. Девочка пришла

домой, поставила любимую и задремала.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: КИЛОГРАММЫ, ПАССАЖИРЫ, КОЛОННА, АППЛИКАЦИЯ, ТОННЕЛЬ, КЛАСС, ШОССЕ, КАССЕТА

– Прочитай, что у тебя получилось.

– Какие еще слова с двойными согласными встретились тебе в тексте?

– Внимательно прочитай текст и приготовься писать его под диктовку.

(Учащиеся пишут диктант)

6. Самопроверка по тексту.

7. Итог урока.

Назвать фамилии активных учащихся.

8. Домашнее задание.

Прочитайте ещё раз текст и запомните слова с двойными согласными в корне, которые тебе встретились сегодня на уроке, и приготовься писать их под диктовку на следующий урок (или упражнение № 166, страница 88).