Урок-экскурсия в 5-м классе по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Разделы: Математика


Тип урока: обобщающий урок.

Форма урока: урок – экскурсия.

Технологии: игровые.

Цели урока:

  1. Подвести итоги изучения темы.
  2. Систематизировать знания по теме.
  3. Привить навыки работы с тестированными заданиями.
  4. Развить умение правильно и грамотно излагать свои мысли.
  5. Развить математическое мышление.
  6. Привить интерес к математике посредством включения в урок игровых технологий.
  7. Ознакомить с традициями и праздниками на Руси.

Подготовка урока:

  1. Заготовить карточки теста, лабиринта.
  2. Нарисовать чучело или изготовить его. Нарисовать Солнышко.
  3. Подготовить магнитную доску, плакаты с ответами.

Урок.

Сегодня на уроке мы подведем итоги изучения темы “Сложение и вычитание смешанных чисел”. А урок не простой, мы познакомимся с одним удивительным праздником, очень любимым всеми россиянами. А вот как он называется, узнаем, решив тест. (Каждому ученику раздаются карточки с тестом). Тест решаем устно, обведя кружочком правильную букву, а в тетрадь выписываем, получившееся слово.

I Вариант

1. Среди дробей укажите все неправильные

М ; Н ; К; Л .

2. Представьте в виде неправильной дроби 2

А; С; П; Р .

3. Выделите целую часть из неправильной дроби

К ; О ; С ; Н .

4. Вычислите:

Н; Л; У; К .

5. До обеда тракторист вспахал 3/5 поля. Какую часть поля ему осталось вспахать?

Е; Ж; З; И .

6. В ящике было кг яблок, а в корзине – на кг больше. Сколько килограммов яблок было в корзине?

М ; Н; О; П .

7. Вычислите: 5 - .

С; И; Т; Ф .

8. Вычислите: .

К ; Ц ; Х; П .

9. Решите уравнение:

О 5; Е 6; П 15; А 21.

II Вариант

1. Среди дробей укажите все неправильные

М; Д ; Б ; З.

2. Представьте в виде неправильной дроби

Т ; Ж ; Н ; А.

3. Выделите целую часть из неправильной дроби

Ф ; У ; А ; С .

4. Вычислите: .

Г ; Р ; Л ; В .

5. Ученик прочитал книги. Какую часть книги ему осталось прочитать?

К ; Е ; О ; У .

6. Продолжительность фильма ч, а спектакля – на ч больше. Сколько времени длится спектакль?

Ц ; Д ; Н ; Э .

7. Вычислите: .

П ; И ; С ; Б .

8. Вычислите:

В ; Ц ; К ; Х .

9. Решите уравнение:

П 0; Ш 4; Н 18; А 14.

Тесты с обведенными буквами-ответами сдаем. И читаем что получилось за слово (МАСЛЕНИЦА).

Масленица это русский аналог европейского карнавала, который также проходит перед Великим постом. По природе своей масленица – языческий праздник, символические проводы зимы. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, поэтому обращаться с ним следовало бережно, как с любым сакральным блюдом. “Блин не сноп – на вилы не наколешь” - гласила пословица.

Чтобы узнать, сколько длится Масленица нужно решить задачу:

Карлсон с помощью пылесоса утащил у Фрекен Бок испеченных блинов. Какую часть блинов Карлсон оставил домоправительнице?

7 дней

5 дней

10 дней

Каждый день Масленицы имеет свое название и назначение.

Чем знаменит первый день? Чтобы это узнать решим задачу.

В деревне 60 детишек. Из них катаются на коньках. Сколько ребят катаются на коньках?

35

Делали чучело

42

Катались с горок

30

Проводили кулачные бои

Первый деньмасляной недели назывался “встреча”. В понедельник с утра народ сооружал из соломы, тряпок и старых лаптей чучело масленицы, которое с почетом и песнями носили по улицам, а потом ставили на самое высокое место.

А как назывался второй день узнаем решив уравнение:

Заигрыш

Проигрыш

Выигрыш

Вторник назывался “заигрыши”. Именно тогда люди всерьез приступали к празднованию, зазывая гостей к себе есть блины и кататься с ледяных горок: “У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать”.

Третий день – среда – был днем, когда… Решим уравнение и узнаем: .

Зятья ходили к теще

Теща приходила к зятю

В гости к свекрови

Среда (“лакомки”) была днем, когда зятья ходили к теще на блины. Матерям нескольких замужних дочерей приходилось потрудиться у печи (тем более, что в гости частенько звали не только зятьев, но и других родственников, чтоб не скучно было).

Но ведь еще есть четверг, пятница, суббота? Чем они отличались от других дней? Мы это узнаем, пройдя лабиринт. (Каждому ученику раздаются карточки с лабиринтами). Правила: по лабиринту нужно ходить заштриховывая клеточки с правильными ответами. Можно передвигаться только по вертикали и по горизонтали, крест накрест – нельзя.

I вариант – найдите правильные дроби

II вариант – найдите смешанные дроби

III вариант – найдите неправильные дроби

Подведем итоги прохождения лабиринта.

Четверг считался началом настоящего, “широкого” разгула. Именно тогда масленичное веселье набирало полную силу. В четверг проводились шумные катания и знаменитые кулачные бои. Другим событием этого дня было взятие снежного городка.

Пятница (“тещины вечерки”) давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами.

Суббота называлась “золовкины посиделки”. Молодые женщины приглашали к себе золовок. Гостей нужно было не только накормить от души, но и одарить.

А название Воскресенья мы узнаем, решив задачу:

Муж и жена брали деньги из одного сундука, и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена 690 рублей. Сколько было всех денег?

207

Прощальный день

2300

Прощеный день

2930

День прощения

Воскресенье (“прощеный день”) было посвящено подготовке к Великому Посту, перед которым надлежало очиститься духовно. Все в этот день обоюдно просили друг у друга прощение за обиды – вольные и невольные, целовались и кланялись. Облегчив душу, народ вновь приступал к веселью – проводам масленицы.

Соломенное чучело сжигали вместе с разным хламом, чтобы ускорить наступление весны. Иногда в “погребальном” костре сгорали остатки блинов и другой скоромной пищи. Все это сопровождалось прощальными песнями: люди шутливо ругали масленицу разными прозвищами и упрекали за то, что она пришла так ненадолго и теперь покидает их, забирая с собой все вкусное.

Домашнее задание: № 1131.

Выставление оценок (одна за решение теста, одна за прохождение лабиринта, одна за решение задач и уравнения).

Подведение итогов урока:

Ученики высказывают свое мнение об уроке, подводят итоги урока:

  1. Что повторили на уроке?
  2. Что запомниться надолго после сегодняшнего урока?
  3. Ваши впечатления об уроке?