Тип урока: обобщающий урок.
Форма урока: урок – экскурсия.
Технологии: игровые.
Цели урока:
- Подвести итоги изучения темы.
- Систематизировать знания по теме.
- Привить навыки работы с тестированными заданиями.
- Развить умение правильно и грамотно излагать свои мысли.
- Развить математическое мышление.
- Привить интерес к математике посредством включения в урок игровых технологий.
- Ознакомить с традициями и праздниками на Руси.
Подготовка урока:
- Заготовить карточки теста, лабиринта.
- Нарисовать чучело или изготовить его. Нарисовать Солнышко.
- Подготовить магнитную доску, плакаты с ответами.
Урок.
Сегодня на уроке мы подведем итоги изучения темы “Сложение и вычитание смешанных чисел”. А урок не простой, мы познакомимся с одним удивительным праздником, очень любимым всеми россиянами. А вот как он называется, узнаем, решив тест. (Каждому ученику раздаются карточки с тестом). Тест решаем устно, обведя кружочком правильную букву, а в тетрадь выписываем, получившееся слово.
I Вариант
1. Среди дробей укажите все неправильные
М ; Н ; К; Л .
2. Представьте в виде неправильной дроби 2
А; С; П; Р .
3. Выделите целую часть из неправильной дроби
К ; О ; С ; Н .
4. Вычислите:
Н; Л; У; К .
5. До обеда тракторист вспахал 3/5 поля. Какую часть поля ему осталось вспахать?
Е; Ж; З; И .
6. В ящике было кг яблок, а в корзине – на кг больше. Сколько килограммов яблок было в корзине?
М ; Н; О; П .
7. Вычислите: 5 - .
С; И; Т; Ф .
8. Вычислите: .
К ; Ц ; Х; П .
9. Решите уравнение:
О 5; Е 6; П 15; А 21.
II Вариант
1. Среди дробей укажите все неправильные
М; Д ; Б ; З.
2. Представьте в виде неправильной дроби
Т ; Ж ; Н ; А.
3. Выделите целую часть из неправильной дроби
Ф ; У ; А ; С .
4. Вычислите: .
Г ; Р ; Л ; В .
5. Ученик прочитал книги. Какую часть книги ему осталось прочитать?
К ; Е ; О ; У .
6. Продолжительность фильма ч, а спектакля – на ч больше. Сколько времени длится спектакль?
Ц ; Д ; Н ; Э .
7. Вычислите: .
П ; И ; С ; Б .
8. Вычислите:
В ; Ц ; К ; Х .
9. Решите уравнение:
П 0; Ш 4; Н 18; А 14.
Тесты с обведенными буквами-ответами сдаем. И читаем что получилось за слово (МАСЛЕНИЦА).
Масленица – это русский аналог европейского карнавала, который также проходит перед Великим постом. По природе своей масленица – языческий праздник, символические проводы зимы. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, поэтому обращаться с ним следовало бережно, как с любым сакральным блюдом. “Блин не сноп – на вилы не наколешь” - гласила пословица.
Чтобы узнать, сколько длится Масленица нужно решить задачу:
Карлсон с помощью пылесоса утащил у Фрекен Бок испеченных блинов. Какую часть блинов Карлсон оставил домоправительнице?
7 дней |
|
5 дней |
|
10 дней |
Каждый день Масленицы имеет свое название и назначение.
Чем знаменит первый день? Чтобы это узнать решим задачу.
В деревне 60 детишек. Из них катаются на коньках. Сколько ребят катаются на коньках?
35 |
Делали чучело |
42 |
Катались с горок |
30 |
Проводили кулачные бои |
Первый день – масляной недели назывался “встреча”. В понедельник с утра народ сооружал из соломы, тряпок и старых лаптей чучело масленицы, которое с почетом и песнями носили по улицам, а потом ставили на самое высокое место.
А как назывался второй день узнаем решив уравнение:
Заигрыш |
|
Проигрыш |
|
Выигрыш |
Вторник назывался “заигрыши”. Именно тогда люди всерьез приступали к празднованию, зазывая гостей к себе есть блины и кататься с ледяных горок: “У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать”.
Третий день – среда – был днем, когда… Решим уравнение и узнаем: .
Зятья ходили к теще | |
Теща приходила к зятю | |
В гости к свекрови |
Среда (“лакомки”) была днем, когда зятья ходили к теще на блины. Матерям нескольких замужних дочерей приходилось потрудиться у печи (тем более, что в гости частенько звали не только зятьев, но и других родственников, чтоб не скучно было).
Но ведь еще есть четверг, пятница, суббота? Чем они отличались от других дней? Мы это узнаем, пройдя лабиринт. (Каждому ученику раздаются карточки с лабиринтами). Правила: по лабиринту нужно ходить заштриховывая клеточки с правильными ответами. Можно передвигаться только по вертикали и по горизонтали, крест накрест – нельзя.
I вариант – найдите правильные дроби
II вариант – найдите смешанные дроби
III вариант – найдите неправильные дроби
Подведем итоги прохождения лабиринта.
Четверг считался началом настоящего, “широкого” разгула. Именно тогда масленичное веселье набирало полную силу. В четверг проводились шумные катания и знаменитые кулачные бои. Другим событием этого дня было взятие снежного городка.
Пятница (“тещины вечерки”) давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами.
Суббота называлась “золовкины посиделки”. Молодые женщины приглашали к себе золовок. Гостей нужно было не только накормить от души, но и одарить.
А название Воскресенья мы узнаем, решив задачу:
Муж и жена брали деньги из одного сундука, и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена 690 рублей. Сколько было всех денег?
207 |
Прощальный день |
2300 |
Прощеный день |
2930 |
День прощения |
Воскресенье (“прощеный день”) было посвящено подготовке к Великому Посту, перед которым надлежало очиститься духовно. Все в этот день обоюдно просили друг у друга прощение за обиды – вольные и невольные, целовались и кланялись. Облегчив душу, народ вновь приступал к веселью – проводам масленицы.
Соломенное чучело сжигали вместе с разным хламом, чтобы ускорить наступление весны. Иногда в “погребальном” костре сгорали остатки блинов и другой скоромной пищи. Все это сопровождалось прощальными песнями: люди шутливо ругали масленицу разными прозвищами и упрекали за то, что она пришла так ненадолго и теперь покидает их, забирая с собой все вкусное.
Домашнее задание: № 1131.
Выставление оценок (одна за решение теста, одна за прохождение лабиринта, одна за решение задач и уравнения).
Подведение итогов урока:
Ученики высказывают свое мнение об уроке, подводят итоги урока:
- Что повторили на уроке?
- Что запомниться надолго после сегодняшнего урока?
- Ваши впечатления об уроке?