Статья: "Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество в целом. По подсчетам социологов правильный выбор профессии в 3-3,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 20% увеличивает производительность труда и в 2,5 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Ребенок выбирает профильное обучение, чтобы знания, полученные в школе, стали основой его успешного обучения в ВУЗе или колледже, помогли ему в построении профессиональной карьеры.

Задачи предпрофильного образования тесным образом связаны и как будто бы вытекают из содержания профориентационной работы психолога в школе. Они направлены на выявление интересов, склонностей и способностей школьников, на формирование практического опыта в различных сферах деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе, на оказание психологической помощи в приобретении школьниками жизненных и социальных ценностей, в том числе связанных с профессиональным становлением. Таким образом, мы можем выстроить логическую цепочку.

Вывод очевиден, предпрофильное образование может стать основой правильного выбора профессии. На мой взгляд самый главный, самый основной вопрос, который решает ребенок в процессе предпрофильной подготовки – какой профиль выбрать или куда идти дальше?

Впервые я столкнулась с этой проблемой в 2002 году сразу в трех лицах: как профессиональный психолог, как классный руководитель класса, который должен был ориентироваться на выбор профиля, как мама, чей сын оказался перед вопросом выбора профиля обучения. Как определить, что нужно моему сыну и еще 27 ребятам и их 50 родителям из моего класса. Ведь в этом выборе пересекаются три ключевые позиции:

"хочу" – ребенок и родитель

"могу" – ребенок

"надо" – родитель и профессиональный запрос общества.

Роль психолога и педагога заключается в том, чтобы правильно без ущерба для ребенка соотнести эти три позиции и сделать правильный выбор.

Тогда я просмотрела много литературы, но нигде не было четких рекомендаций, как это сделать? Поэтому в своей работе я использовала диагностический материал и формы работы, которыми владеют психологи и профконсультанты.

Начала я свою работу с родительских собраний. После ознакомления родителей с нормативными документами и учебными планами некоторых возможных профилей я предложила им анкету родительского опроса.

Анкета родительского опроса (определение профиля обучения)

1. Какую профессию вы бы выбрали для своего ребенка с учетом его и ваших интересов?

2. Есть ли у вашего ребенка интересы и увлечения, связанные с дальнейшим выбором профессии?

3. Изучение, каких школьных предметов поможет вашему ребенку при поступлении в выбранный вами ВУЗ, техникум, училище?

4. Какой учебный профиль наиболее приемлем для вашего ребенка? (социально-экономический, естественнонаучный, информационно-технологический, общеобразовательный)

5. Совпадают ли способности, наклонности и интересы вашего ребенка с выбранным профилем?

6. Что помогло бы вам и вашему ребенку выбрать дальнейший профиль обучения?

На вопрос, какой учебный профиль наиболее приемлем для вашего ребенка, 42% родителей дали точный ответ, 58% – затруднились ответить. Даже вопрос, нужно ли профильное образование в школе, вызвал неоднозначную реакцию. Проанализировав ответы родителей на вопрос, что помогло бы вам и вашему ребенку выбрать дальнейший профиль обучения, можно составить некую программу работы с родителями и детьми:

  • необходимо более детально изучать концепции профильного обучения на старшей ступени образования на родительских собраниях и классных часах;
  • знакомить родителей и учащихся с результатами обучения в уже существующих профильных экспериментальных классах и теми преимуществами, которые это обучение дает;
  • необходимо доводить до сведения родителей результаты диагностических и проверочных работ, проводимых психологом или учителем, с целью помочь родителям в определении склонностей и способностей детей;
  • надо дать родителям уверенность в том, что профильный класс – это не класс для "элитных" детей и отличников. И любой ребенок сможет попасть в класс этого профиля, если это совпадает с его жизненными планами;
  • заканчивать родительские собрания необходимо индивидуальным консультированием родителей, которые проводят классный руководитель, психолог, профконсультант и учителя-предметники.

Следующим этапом моей работы стало анкетирование учащихся. Цель анкеты состоит в том, чтобы подготовить детей к разговору о предпрофильном обучении, узнать об уровне их осведомленности в этом вопросе.

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Предлагаем тебе ответить на вопросы, касающиеся некоторых сторон учёбы в школе и самообразования.

Для нас нет хороших и плохих ответов. Главное – твоя откровенность и точность, которые помогут нашему исследованию проблемы.

Отвечая на вопросы, обведи номер того ответа, который соответствует твоему мнению или допиши свой ответ.

  1. В каком классе ты учишься?
  2. а) в 8 кл. б) в 9 кл.

  3. Ты учишься
  4. а) в общеобразовательном классе;

    б) в предпрофильном (каком?);

  5. Если ты учишься не в обычном классе, как ты в него попал?
  6. а) по желанию родителей;

    б) по желанию учителей;

    в) по твоему собственному желанию;

    г) по другой причине (какой?)

  7. Ответь, пожалуйста, каковы твои успехи в школе в настоящее время.
  8. а) учусь на '' отлично'';

    б) учусь на ''хорошо'' и ''отлично'';

    в) в основном хорошо;

    г) у меня преобладают удовлетворительные оценки;

    д) часто не успеваю, имею двойки;

  9. Интересно ли тебе учиться?

а) в целом интересно;

б) и да, и нет: бывает по- всякому;

в) скорее неинтересно.

  1. Знаешь ли ты, что такое профильное обучение в старшей школе?
  2. а) да; б) нет.

  3. Кто тебе поможет в выборе профиля обучения?
  4. а) друзья, б) родители, в) сотрудники школы, г) не знаю, д) все решу сам.

  5. Какой профиль обучения ты бы выбрал:
  6. а) социально-экономический,

    б) естественно-математический,

    в) гуманитарный,

    г) информационно-технологический.

  7. Какие школьные предметы ты любишь? (перечисли).
  8. За что ты их любишь?

а) они мне просто интересны;

б) их ведет любимый учитель;

в) знания в этой области необходимы мне для осуществления моих профессиональных планов;

г) другое (что именно?).

Спасибо!

Для диагностики желаний ребенка я использовала разнообразные методики: "Карта интересов" (Приложение №1, [2]), "Дифференциально-диагностический опросник" (Приложения № 2, № 3, [3]), опросник "Моя будущая профессия" (Приложение № 4, [3]).

Если обратиться к цифрам, то из 28 детей моего класса (по результатам этих методик) 22% учащихся четко выбирают только 1 направление своих интересов и будущей профессиональной деятельности; 23% – останавливаются на 2-х; 18% – на 3-х; и 12% – на 4 направлениях, но 25% детей находятся в "поиске". С такими детьми очень важна такая любимая ранее, но сейчас несколько забытая работа профессионального просвещения – встречи с людьми разных профессий, посещение предприятий. Детям свойственно идеализировать многие профессии, у них узок круг представлений. Отсюда и неопределенность выбора, а возможно в этом проявляется некая "инфантильность" наших современных детей и отсутствие самостоятельности, о чем необходимо говорить с родителями.

Диагностика возможностей школьников – это одно из самых сложных направлений в работе и психолога и педагога. Тестов на определение способностей ребенка, его потенциала в той или иной области знаний не так много, поэтому диагностика идет как со стороны учителя (по итогам контрольных и проверочных работ) так и со стороны психолога. Я использую в своей работе "Школьный тест умственного развития"[1]. По результатам количественной обработки этого теста дети набирают определенное количество баллов, которые являются показателем умственного развития. В добавление к количественной обработке идет качественная, которая показывает наиболее или наименее усвоенную область знаний: гуманитарную, естественнонаучную или физико-математическую.

Помощь в выборе профиля обучения на этапе предпрофильной подготовки могут оказать элективные курсы. Из 92 учащихся 9-х классов, прошедших элективные курсы в 2005/2006 уч. году, 76% детей (по данным анкетирования) сказали, что эти курсы помогли им определиться в профиле обучения и дали возможность углубить или расширить знания по тем или иным предметам.

Только отследив общую картину по всем направлениям работы можно найти оптимальный вариант будущего профиля для ребенка или скорректировать его желания. Отношения к профильным классам в школе и в обществе неоднозначно. Идея создания таких классов актуальна, но она требует более четкого взаимодействия всех структур управления, науки, каждого учителя, более высокого уровня обеспеченности учебно-методическими пособиями, соответствие материально-технической базы школы, стимуляции педагогических кадров. Тревожит тот факт, что эксперимент профильного обучения может ухудшить здоровье детей, результаты диагностических работ показывают, что уровень напряженности старшеклассников к концу учебного года возрастает. Поэтому предпрофильное образование должно скорректировать и предупредить многие проблемы с учетом интересов ребенка, родителя и учителя, чтобы наши три позиции "хочу", "могу" и "надо" нашли общую точку соприкосновения.

Примечание: При проведении анкетирования для оперативного подведения итогов диагностики по "Дифференциально-диагностическому опроснику" и "Карте интересов" использовалось программное обеспечение, созданное в электронных таблицах “Microsoft Exel”, учителем информатики высшей квалификационной категории МОУ “СОШ № 4” Крупиной Т. А (см. приложения).

Список литературы.

  1. Зедгенизова Л. В. Использование методики ШТУР в работе практического психолога образования. – Коломна: КГПИ, 2001.
  2. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000
  3. Центр психологии и педагогики. Сборник тестов. Выпуск № 1. Профориентация. – Волгоград, 1995.