Игра-путешествие по Кемеровской области

Разделы: Внеклассная работа


Тема: Игра – путешествие по Кемеровской области (для 2 – 4 классов)

Цель: повышение познавательной активности учащихся.

Задачи:

  • прививать детям чувство любви и патриотизма к родному краю;
  • воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта Кемеровской области, контурные карты Кемеровской области, атлас Кемеровской области, маршрутные листы, карточки с заданиями, принадлежности для рисования.

Ход игры

ЛИНЕЙКА

1) Учитель.

Сегодня наше путешествие выявит лучшего знатока Кемеровской области. Вы пройдёте по шести станциям, на каждую из которых вам отводится по10 минут. Результаты будут заноситься в маршрутные листы.

2) Представление команд.

3) Вручение маршрутных листов. (В маршрутных листах идёт смещение на одну станцию).

Маршрутный лист команды ____________________

Станция

Количество баллов

Географическая  
Историческая  
Наш край родной  
Промышленная  
Мир природы  
Художников  
  ИТОГО

I. СТАНЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

1) На доске висит карта Кемеровской области; на столах контурная карта Кемеровской области, карточки с названиями городов, рек:

Учитель.

Нанеси на контурную карту Кемеровской области следующие географические объекты, пользуясь карточками – подсказками:

а) Эта река берёт начало в горах Кузнецкого Алатау за пределами области, в Хакасии. До Новокузнецка река горная с каменистым дном, а после Новокузнецка – равнинная. (Томь)

б) Населённый пункт, первым получивший статус города. (Новокузнецк)

в) Областной центр. (Кемерово)

г) Самый южный город области. (Таштагол)

д) Старинный город нашей области, славящийся деревянными резными украшениями домов. (Мариинск)

е) Город энергетиков. (Белово)

2)На столах карточки:

Учитель.

Обозначь наших соседей на этой же контурной карте.

II. СТАНЦИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ

На столах листы с заданиями.

а) Наиболее многочисленный коренной народ области. Проживает, в основном, на юге. До XVIII в. были известны своим умением добывать и плавить железную руду, кузнечным ремеслом. (Шорцы)

         

б) Потомки скотоводческих племён – теле. В середине XVIII в. их кочевой образ жизни сменился оседлой формой ведения хозяйства. (Телеуты)

             

в) В эпоху неолита на берегах реки Томи появились наскальные рисунки древнего человека с изображениями животных, человека и его охоты. Они признаны шедеврами мирового искусства. Как называются эти рисунки? (Писаницы)

               

г) Над рекой Томью можно увидеть крепостные каменные останки города. Это первое русское поселение было основано казаками и служилыми людьми в 1618г. В 1622г.он получил статус города. Как назывался этот город? (Кузнецк)

             

д) Традиционная религия шорцев. (Шаманизм)

               

е) По свидетельству учёных, острову, на котором растёт это дерево, несколько тысячелетий, он ещё доледникового происхождения. Что это за дерево? (Липа)

       

ж) Выплата дани шорцами в царскую казну. (Ясак)

       

з) С какого посёлка начался г. Междуреченск? (Ольжерасс)

                 

Учитель.

Впиши в клетки правильные ответы.

III. СТАНЦИЯ НАШ КРАЙ РОДНОЙ

На столах листы с заданиями, на доске карта Кемеровской области.

Учитель.

Ответь на вопросы словами “да” или “нет”.

1.Темнохвойная тайга называется черновой. (Да)

2.Багульник – болотное вечнозелёное растение. (Да)

3.Всех жителей верховья Томи и её притоков стали называть шорцами по имени рода (Да) “шор”.

4.В области 40 городов. (Нет)

5.Самая высокая вершина Кемеровской области – Верхний Зуб. (Да)

6.Кузнецкий Алатау в переводе с тюркского “пёстрая гора”. (Да)

7.Осина – это кустарник. (Нет)

8.Г.Белово находится между г.г. Новокузнецк и Ленинск-Кузнецкий. (Да)

9.Протяжённость реки Томи 840 км. (Да)

10.Томь – главная водная магистраль Кузбасса. (Да)

11.У шорцев земледелием занимались только женщины. (Да)

12.В январе 1943г. Кемеровская область была выделена из состава Новосибирской области. (Да)

13.Главная обязанность шорских шаманов – лечение больных. (Да)

14.Хакасы – коренные жители Кузбасса. (Нет)

15.Самый северный город области – г. Тайга. (Нет)

16.Город Кемерово – бывший Щегловск. (Да)

17.На территории нашей области найдены останки мамонтов. (Да)

18.Кандык сибирский занесён в Красную книгу. (Да)

19.Верховья р.Томь – Хакасия. (Да)

20.Можжевельник живёт 2000 лет. (Да)

21.Название реки Казыр означает “бурный, неукротимый”. (Да)

22.Город Мыски находится в Междуреченском районе. (Нет)

23.Город Юрга стоит на реке Томь. (Нет)

24.Город Кемерово расположен на обоих берегах Томи. (Да)

25.Город Прокопьевск расположен ближе к Междуреченску, чем Киселёвск. (Да)

IV. СТАНЦИЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ

На столах атлас Кемеровской области.

Учитель.

По атласу Кемеровской области определи, что добывают, производят, изготавливают в городах:

– Междуреченск

– Белово

– Ленинск-Кузнецкий

V. СТАНЦИЯ МИР ПРИРОДЫ

1) На столах карточки с названиями птиц.

 Учитель.

Распредели птиц в 2 группы: перелётные, оседлые.

2)На столах карточки с названием растений и их описанием. (Карточки перемешать.)

Учитель.

О каком растении идёт речь?

3) На столах карточки с названием животных и их описанием. (Карточки перемешать.)

Учитель.

О каком животном идёт речь?

VI. СТАНЦИЯ ХУДОЖНИКОВ

На столах ватманы, принадлежности для рисования.

Учитель.

Нарисуй: – горную реку (2 “А” класс)

– берёзовую рощу (2 “Б” класс)

– тайгу (3 “А” класс)

– город (3 “Б” класс)

– угольный разрез (4 “А”, 4 “Б” класс)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ