Ш.А. Амонашвили в своей книге “Размышление о гуманной педагогике” пишет: “Рождается человек с пустыми руками или каждый из них несет с собой подарок для людей, нынешних и будущих, а может быть, прошлым поколениям тоже? Нет, дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу”.
Становление и развитие ребенка начинается в семье. В семье приобретаются навыки общения и повседневного поведения, даются уроки будущей семейной жизни, формируются представления о жизненных целях и ценностях; дети приобщаются к нормам и эталонам культуры. В этом состоит назначение семьи.
При поступлении ребенка в школу его второй семьей становится класс. Основными воспитателями младших школьников являются родители и учителя. Задача учителя – продумать работу с семьями учащихся так, чтобы родители стали помощниками. Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей.
В зависимости от отношений педагогов, родителей, детей к интересам, проблемам друг друга, наличия осознаваемой общей цели совместной деятельности Л.В. Байбородова выделяет следующие типы взаимодействия:
- Сотрудничество.
- Диалог.
- Соглашение.
- Опека.
- Подавление.
- Индифферентность.
- Конфронтация.
По нашему мнению, у нас в классе сложился сотруднический тип взаимодействия. Родители вместе с учителем, воспитателем участвуют в планировании предстоящей работы, распределении сил средств, осуществляют совместный контроль и оценку результатов работы. Естественно, что в повседневной жизни возникают противоречия. Но ни одно из них не дошло до конфликта. Это обуславливается едиными целями в деятельности, которые не ущемляют интересы всех взаимодействующих сторон. Учитель, воспитатель, родители и дети уверены в поддержке друг друга.
При планировании воспитательной работы особое внимание мы уделяем организации совместной творческой деятельности детей и родителей. В данном направлении работы можно выделить следующие разделы:
- система классных часов с участием родителей,
- семейные творческие дни,
- праздники,
- постановка спектаклей,
- создание “Книги Жизни” (программа “Истоки”, автор А.В. Камкин).
Особо хочется остановиться на проведении семейных творческий дней. Тематика и формы их проведения различны: “Алло, мы ищем таланты”, “Играй вместе с нами”, “Папа, мама, я – самая читающая семья”. В 4 классе в марте проводится семейный творческий день “Мир увлечений нашей семьи”. Дети подросли, многие определились со своими внешкольными занятиями, повысился уровень развития речи учащихся, они самостоятельно могут рассказать о себе, о своем увлечении и семье. Целями данного творческого дня являются:
- формирование ресурса успеха при совместной деятельности детей и родителей;
- развитие основы самоутверждения;
- социокультурное наполнение категории “Семья”.
Этот день является подведением итогов по творческой работе. Каждая семья продумывает сценарий представления своих увлечений. Готовится выставка поделок, рисунков, оформляются фотоальбомы и фотовыставки. Взрослые и дети готовят к выступлению стихи и рассказы собственного сочинения. Каждая семь заполняет паспорт по следующей форме:
Паспорт семьи ________________________________ (фамилия)
ФИО |
Место работы (учебы) |
Увлечения |
|
Мама |
|||
Папа |
|||
Дочь |
|||
Сын |
|||
Бабушка |
|||
Дедушка |
Вместе с заполненным паспортом семьи сдают красиво оформленное представление семьи (лист формата А-4). Таким образом, по итогам творческого дня составляется целый фотоальбом.
Творческий день проводится обычно в субботу, тогда в нем могут принять участие все члены семьи. Для удобства все выступления делятся на номинации: “Народно-прикладное искусство”, “Литературно-художественное творчество”, “Техническое моделирование”, “Спорт и туризм”.
Для подведения итогов конкурса выбирается жюри из 5 человек: заместитель директора школы по воспитательной работе, библиотекарь школьной библиотеки, председатель родительского комитета класса, два учении из старших классов (бывшие ученики учителя начальных классов, в котором проводится творческий день).
Лучшие представления семей отмечаются дипломами I, II, III степеней, призом зрительских симпатий и др.
Подобное проведение творческого дня помогает ярче увидеть жизнь семьи, познакомиться с миром увлечений детей и взрослых. Происходит своеобразный обмен опыта в воспитании детей, в обмене информацией. Ближе и дороже становятся друг другу дети и родители. Укрепляются детский и родительский коллективы класса. Для учителя радостно видеть сияющие глаза ребенка, когда выступают его родители. Учителю приятно осознавать, что вся воспитательная работа прошла недаром, формы работы с семьей были выбраны правильно.
Счастьем для учителя начальных классов является то, если данная работа не прерывается в среднем звене. Растут дети, растет мир их увлечений. Каждый год в нашей школе проводится единый творческий день. К перечисленным ранее номинациям добавляются новые, в т.ч. педагогическая. Учащиеся старших классов разрабатывают сценарии творческих заданий, уроков; проводят их в классах у своих первых учителей.
Данный опыт показывает, что сотрудничество учителя и родителей направлено на то, чтобы ребенок оказался в единой воспитывающей среде, обеспечивающей единство требований. Семья проникается пониманием огромной важности образования и воспитания для настоящего и будущего ребенка.
Литература
- Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи // Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития, 2003, 224 с.
- Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов и родителей. // Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития, 1992, 198 с.
- Исаева И.Ю. К вопросу об организации семейного досуга // Начальная школа плюс: до и после, № 4, 2004, С. 70.
- Плотникова Е.Б. К вопросу о воспитании в начальной школе // Начальная школа плюс: до и после, № 12, 2002, С. 15.
- Серегина Н.А. Успех обучения ребенка в сотрудничестве учителя и родителей // Начальная школа плюс: до и после, № 10, 2002, С. 34.
- Скворцова Г.В. Совместная деятельность классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива // Начальная школа плюс: до и после, № 10, 2002, С. 38.