В программе по предмету “Изобразительное искусство и художественный труд” под руководством Б. М. Неменского для 8-го класса (Москва, “Просвещение” 2005 г.), во II четверти есть тема “Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание, как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля”. Во время изучения этой темы учащиеся должны выполнить макет реального здания из простейших объёмных форм, выполнение этого задания рассчитано на несколько уроков. Эта тема очень нравится учащимся, они с удовольствием создают макеты различных зданий, но при выполнении работы возникает много сложностей. Так как стереометрия начинается у ребят только в 9 классе, то они не знакомы ни с названием простых стереометрических фигур, ни с составлением их развёрток, исключение, может быть, представляет только цилиндр и конус. Возможности и скорость усвоения материала учащимися различны. Из-за этого большая часть времени, отведённого на изучение этой темы, затрачивается на объяснение материала, чем на выполнение самой творческой работы учащихся.
Для того чтобы ускорить и облегчить процесс изучения теоретической части материала и была создана данная презентация. В ней наглядно представлен процесс моделирования архитектурного сооружения на примере старинной деревянной церкви.
Детям трудно представить реальное здание в виде набора простых геометрических фигур. Они видят и воспринимают его целиком, ещё не умея выделять основные элементы, из которых состоит здание, отвлекаются на декоративные элементы, усложняют формы составляющих частей. Поэтому возникает большое число сложностей при изготовлении на уроке бумажных макетов зданий и их элементов. В поэтапной динамичной модели показано раскладка реального здания на составляющие его простые геометрические элементы, при этом даётся правильное название данной фигуры, что обуславливает взаимосвязь между предметом ИЗО и геометрией (более успешное усвоение стереометрии, т. к. часть материала будет необходимо только повторить, а не начинать изучать с нуля).
Затем основные геометрические фигуры выносятся на отдельный слайд и, нажав интересующую его фигурку, учащиеся смогут посмотреть этапы её изготовления, начиная с построения развёртки. На данном этапе даются краткие указания для выполнения отдельных элементов будущего макета.
Данная презентация рассчитана на индивидуальную или индивидуально-групповую работу учащихся за компьютерами (что возможно сделать в кабинете информатики), при этом каждый ребёнок или группа детей могут работать в удобном для них темпе. В процессе работы с ней дети могут делать зарисовки развёрток различных геометрических фигур, периодически возвращаясь к интересующим их слайдам. В конце презентации имеется информация о сборе макета из готовых простых фигур и его декоративной отделке. Также приведены некоторые упрощённые макеты реальных зданий выполненных учащимися и преподавателем.
Работа с данной презентацией оставляет полную свободу творчества ребёнка, но упрощает процесс усвоения новых знаний, т. к. все этапы проектирования представлены в динамичной модели. Конечно же, это не исключает работу самого учителя, который должен корректировать и направлять работу учащихся.
Показ презентации предусматривается после постановки цели урока, рассказа учителя о значении данной темы и показа нескольких готовых моделей изготовленных как учителем, так и учениками. После работы с презентацией учащиеся выбирают из предложенного им набора фотографий и изображений реальных зданий и выполняют примерную разбивку на составляющие его элементы на листе бумаги. Работа может выполняться как индивидуально, так и группой из 2-3 человек. В первом случае выбирается макет, не требующий большого количества составляющих элементов (развёрток), во втором возможно выполнение более сложного макета. Иногда для увеличения скорости работы учащихся в обычном классе или при работе в компенсирующих классах разрешается использование готовых простых объёмных фигур (картонных коробочек из-под различных мелких предметов: зубная паста, туалетная вода, губная помада, спички…). К непосредственному выполнению собственного макета учащиеся приступают на следующем уроке, опираясь на выполненные после просмотра презентации чертежи и зарисовки и используя выбранные фотографии и рисунки реальных зданий. Макет выполняется из обычного ватмана, а для декоративной отделки учащиеся могут использовать любой имеющийся у них материал: цветную бумагу, кусочки обоев, вату, фольгу…
Так как используемая мной на уроке презентация имеет достаточно большой объём из-за большого количества рисунков, фотографий, то для ознакомления предлагаю её максимально сокращённый вариант.