Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень". 4-й класс (по программе 1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • обучающая – учить писать сочинение по картине, формировать умение систематезировать материал, строить текст в формате описания, предупредить речевые и грамматические ошибки; формировать навыки самоконтроля;
  • воспитывающая – воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке; воспитывать самостоятельность, творческую активность;
  • развивающая – развивать способность внимательного отношения к слову и его употреблению в устной и письменной речи, сознательного использования выразительных средств языка.

Оборудование: репродукция картины И.И.Левитана “Золотая осень”, портрет художника, выставка детских рисунков и поделок на тему “Осень золотая” в гости к нам пришла”, музыкальный альбом “Времена года”, П.И.Чайковского.

Ход урока

1. Вступительная часть

Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. У нас на уроке сегодня гости (представить присутствующих).

Читаю строки:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя, прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...

Как вы думаете, почему с этих строчек начинается наш урок?

Правильно, ребята! Именно сейчас в природе господствует Её величество Золотая осень. Именно сейчас мы имеем неповторимую возможность испытать “последнее мгновенье счастья”. И пусть пушкинские строки послужат мостиком к теме нашего урока.

Ребята! А где можно увидеть осенние деревья, с чьих веток никогда не облетят листья!?

Правильно! Картины природы, леса, луга, реки, написаны художником, называются пейзажистами. Художник разговаривает с людьми без слов, мазками, линиями, цветом.

Но надо научиться понимать его особый язык. Существует старое присловье: “Картину нужно не только смотреть, но и видеть”.

Поэтому перед нами стоит задача научиться читать картину, осмыслить ее содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками.

Первое знакомство с картиной:

Картину “Золотая осень” написал Иссак Ильич Левитан (1860-1900). Этого художника называют мастером пейзажа состояний и настроений. По большей части Левитан выбирал такие мотивы, когда в природе происходят изменения в её состояния. Художник обостренно чувствовал жизнь природы. Он писал: “Мало написать землю, надо передать чувства в этой земле”. Его любовь к родине, к родной русской природе и определила столь поэтическое ее восприятие.

Рассмотрите картину “войдите в неё” попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья.

  • Какое настроение вызывает у вас пейзаж?
  • Что вы чувствуете , глядя на картину?
  • Какое состояние передает художник?
  • Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Когда?
  • Почему автор дал картине такое красивое название?

Ребята, хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник?

Почему?

Подумайте, как автор добился того, чтобы вы смогли почувствовать всё это.

(Необходимо учить детей видеть какими изобразительными средствами добился художник, чтобы его идейный замысел картины дошел до зрителя)

  • Что изображено на первом плане?
  • Как вы думаете, молодые это или старые березки? По каким признакам вы догадались?
  • А как вы думаете, почему две березки оказались вдали от своих подруг?
  • Кого? Напоминают вам эти березки?

Согласна! Березкам хорошо вместе.

А теперь давайте вспомним строки И.Бунина “Листопад”. “Лес, точно терем расписной...”.

  • А в какой наряд одела осень деревья на картине И.И.Левитана?
  • Какие краски преобладают?
  • О чем говорит это многоцветье?
  • Можно ли описать и выделить отдельную березку?

Золото листвы художник противопоставляет осеннему небу. Какое оно у Левитана?

  • Когда бывает такое небо?
  • Можно ли описать как Левитан изобразил воздух? И все-таки попробуйте это сделать.
  • Какие изобразительные средства помогли автору достичь этого?

Физминутка

Звучит тихая, спокойная музыка.

Ребята, давайте отдохнем.

Представьте себя облачками, воздушными, легкими, прозрачными, задорными. Ленивый ветерок то порхая несет вас по небу, то утихая клонит вас в сладкий сон.

А потом вы закружитесь, словно в водовороте, принимая причудливые формы.

Спасибо! Садитесь!

  • Догадайтесь, ребята, какая вода в речке на картине?
  • Теплая или холодная?
  • Что отражается в реке?

Вы заметили у реки отдельно стоящую березу. Какими словами можно её описать? Одинока ли она?

Подумайте, как задний план картины помогает художнику воплотить ее замысел?

Что изображено в глубине картины? Почему автор поместил дома так далеко?

Действительно, удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.

А еще с помощью чего Левитан передает состояние покоя?

Ребята, а как вы думаете, что происходит за пределами картины? Давайте пофантазируем!

Итак, ребята, мы поработали почти на каждой детально картины. Но у художника эти подробности “скреплены” в единое целое. Подумайте, что объединяет их?

Ну а теперь, представьте себе, что вы композиторы. Какую музыку вы напишите к этой картине?

Какой она будет по характеру? по настроению?

А теперь послушайте, как композитор Петр Ильич Чайковский передал звуками то же, что художник Левитан красками-тишь и благодать в это время года в природе.

Понравилась ли вам музыка и чем?

И завершая нашу устную работу, мне хочется вас спросить: какое чувство вызывает у вас это произведение – грустное или радостное.

Действительно, Левитановская осень это праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. Но он немного грустный – ведь это красота прощания. Скоро – зима.


2-й час

Речевая подготовка

Перед нами стоит задача описать картину в своих сочинениях. Вспомним, из каких частей состоит сочинение?

  • Как можно начать сочинение?
  • Что вы напишите в основной части?
  • Чем закончите описание картины?

План

1.Какое впечатление производит картина И.Левитана и “Золотая Осень”.

2.Осенний день на картине:

а) деревья в чудесном наряде;

б) лесная речка

в) воздух.

В своих сочинениях попробуйте передать красоту русского слова.

Задание № 1

Подбери красочные определения к словам:

Пора (осень) дивная, восхитительная, чудесная, прекрасная;

День – солнечный, замечательный, чудный;

Воздух – свежий, чистый, прозрачный, как стекло.

Задание № 2

Подбери синонимы к словам.

картина - полотно, репродукция, произведение;

художник – пейзажист, живописец, мастер;

создает – пишет;

сияет – сверкает, блестит, играет.

Задание № 3

Найдите неточное употребление слова и замените его.

Картина оставляет радостное чувство (настроение).

(правильно – создаёт)

Задание № 4

Почему я разделила слова на три группы:

Чувство осенний черный

Солнце лимонный шёл

Грустный утренний жёлтый

Радостный ранний ёщё

Задание № 5

Вспомните правописание безударных гласных в коре слова, проверяемых ударением:

т...шина, з...л...тая, осв....щает, холодный,

п......ляна, б...гряная, блестит.

Задание № 6

Синтаксическая подготовка:

Работа по схеме:

, а/, но/, что/, потому что/, как (запятая перед союзом).

Работа над сочинением

Слабым детям я даю карточки, которые помогут им справиться с заданием.

На доске

1. Вступление

Передо мной картина И.Левитана “Золотая осень”. Мне эта картина очень нравится.

Чувствуется, что художник любит русскую природу.

Заключение.

Картина вызывает у меня чувство радости и немного грусти.

Исаак Левитан – один из самых душевных художников.

Ребята, перед вами примерное начало и конец сочинения, вы можете им воспользоваться.

А основную часть вы пишете сами.

Проверка сочинения

На доске памятка.

Проверь:

а) есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (глав.члены предложения);

б) правилен ли порядок слов;

в) правильно ли связаны слова по смыслу;

г) не повторяются ли одинаковые слова и выражения;

д) правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания

Проверка и сдача сочинений

Заключение

Ребята, не забывайте: поэзия и красота – вокруг нас, в привычном течении повседневной жизни, в окружающей нас природе. Нужно только уметь видеть и радоваться сияющему великолепию красок. Левитан писал: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это великое счастье!” И как прекрасно, что мы имеем возможность соприкоснуться с этим великим счастьем, через творения такого мастера, как Исаак Левитан.

Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Дети: на картинках художников.

 

 

 

 

 

Показ картины на экране.

 

На партах у детей есть репродукция картины тоже.

 

 

(учитель должен создать эффект присутствия)

Дети отвечают:

Хотелось бы оказаться в этом месте, побегать по берегу, потрогать воду руками, послушать, как шуршат опавшие лисья, полюбоваться небом, облаками.

 

 

 

 

На двух сестренок или подружек.

Уч-ся читает первые два четверостишья.

Ответы детей: В пышные золотые платья. Роща пылает кострами берез!

Нельзя увидеть отдельную березку, деревья как бы сливаются друг с другом.

Прозрачное, голубое, чистое, лазоревое, с розовыми облаками.

В яркий, солнечный день.

(ответы детей).

 

Дети танцуют.

 

 

Ответы детей:

Дети:

Прозрачная голубизна неба, обрывистые берега, рыжие ветки кустарника.

Березка скромная, застенчивая, как девочка.

Но она не одинока: река и березка – хорошие друзья.

На заднем плане мы видим домики, т.к. предметы вдали кажутся дальше, меньше. Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть всю красоту, великолепной, увядающей природы.

В картине нет ветра, спокойная река, не видно птиц.

Ответы детей.

Левитан показал великолепие русской природы в ее нынешнем состоянии.

Ответы детей.

Звучит “Осенняя песня” из альбома “Времена года”.

Дети отвечают.

Ответы детей:

Нам радостно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день и грустно – ведь скоро наступят холода.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с тетрадями по развитию речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(прилагается)