Цели:
- Познакомить с понятиями: область, границы;
- Уточнить названия компонентов при сложении, отрабатывать правильное использование их в речи; понятие “точки”;
- Повторить состав чисел от 2 до 6; отрабатывать вычислительные навыки;
- Развивать логическое мышление, творческие способности, внимание, память, речь;
- Воспитывать патриотизм, любовь к малой родине – своему городу.
Оборудование:
- Цветные карандаши, индивидуальные листы для работы, карточки с цифрами на магнитной основе, ПК, проектор, маркер.
Ход урока
I. Организационный момент.
Маленькие северяне,
Милые заозерчане!
Сегодня урок – для вас,
На нем мы будем считать, писать, играть,
И услышим рассказ
Не о дальней стороне,
Не о сказочной стране,
Не о городе заморском,
А о нашем Заозерске!
- Чтобы узнать новые сведения о городе,
Предстоит правильно считать, мыслить, творчески трудиться, многое запоминать.
- На прошлых уроках математики мы с вами уже познакомились с такими геометрическими понятиями, как: точка, прямая, ломаная, кривые линии; узнали, что линии бывают замкнутыми и незамкнутыми. Сейчас я изображу это графически, а вы мне озвучите (на доске нарисовать ТОЧКУ и ИЗУЧЕННЫЕ ЛИНИИ)
II. Актуализация опорных знаний.
1. Точки и линии. Ориентирование в пространстве.
- А теперь мне нужны два помощника: девочка и мальчик. Они будут работать у ДОСКИ.
- Итак, какие замкнутые линии вы знаете? (замкнутая кривая, замкнутая ломаная).
- Поставьте точку. ………… рисует замкнутую кривую, ………… – замкнутую ломаную.
- Посмотрите внимательно. Наши линии разделили плоскость доски на части.
- На какие части каждая линия разделила поверхность доски? (внутреннюю часть и внешнюю часть).
- А теперь возьмите листы-помощники. [Приложение 1]. Мы сейчас будем работать в белом поле.
- Поставьте точку карандашом синего цвета, проведите через нее замкнутую линию. Девочки нарисуют замкнутую кривую, а мальчики – замкнутую ломаную.
- Поставьте точку так, чтобы она находилась во внутренней части, ограниченной замкнутой линией.
- Поставьте точку на замкнутой линии.
- Поставьте точку так, чтобы она находилась во внешней части.
- Молодцы! Вы все справились с работой правильно.
2. - Итак, как называются эти линии? (замкнутая кривая и замкнутая ломаная). (работа с линиями, начерченными на доске учащимися)
- Что они сделали с поверхностью? (разделили на 2 части)
- А как можно по-другому назвать линию, ограничивающую часть? Название этой линии можно услышать в однокоренном слове в моем вопросе.(граница)
- А как назвать часть, ограниченную замкнутой линией? (область)
Подвести итог ответам детей, сформулировав вывод.
Граница – это замкнутая линия, область – это часть или территория, ограниченная замкнутой линией.
III. Открытие нового.
- А кто уже слышал слово “область”? Расскажите. (Мурманская область, Московская, по телевизору, по радио, в сводках погоды и т.д.)
- Молодцы!
1.
- А сейчас мы узнаем, где еще встречается слово “область”. Для этого надо решить примеры, расшифровать слово и поставить цифры в порядке возрастания, под ними напишем соответствующую букву.
ДОСКА
4 + 1 =…(а) 2 + 2 =…(т) 3 – 2 = …(к) 5 – 3 = …(а) 6 – 3 = …(р) ответы выставляются магнитными карточками
- Какое самое маленькое число?
- Какая буква соответствует этому числу?
Я буду заполнять нашу таблицу, писать образцы цифр и букв. Это вам понадобится для дальнейшей работы.
- Итак, какое самое маленькое число?
- Какая буква соответствует этому числу?
Далее задание выполняем по очереди – девочки встают и называют второе число и букву, затем – мальчики называют третью и т.д. (ФИЗМИНУТКА)
КАРТА
- Прочитайте полученное слово. Кто знает, что оно обозначает? (1 - игральная карта; 2 – уменьшенное изображение на бумаге области, страны, поверхности земли, планеты).
-Как называются слова, имеющие несколько значений? (многозначные).
- Нас интересует слово “карта” в значении “изображение на бумаге”.
КАРТА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ [Приложение 2, слайд1]
- Посмотрите на карту Мурманской области. На ней вы видите границы и территорию нашей области. Показываю на карте границу (Государственная граница с Норвегией и Финляндией, на юге граница с Карелией, граница нашей области по морскому побережью).
2. Обозначение границы.
- А теперь мы наши новые понятия граница и область закрепим на практике.
- Положить перед собой листы – помощники. Сейчас мы будем работать на желтом поле.[Приложение 1].
- Обведите линию границы красным цветом, внутреннюю область закрасьте зеленым цветом. Простым карандашом поставьте 6 точек внутри фигуры и обозначьте их буквами.
- Что обозначают точки на карте.
- Ваши буквы обозначают названия ваших городов.
- У вас получилась своя карта. А мы опять посмотрим на карту Мурманской области.[Приложение 2]
(показ на карте местоположение городов)
- Назовите самый большой город (Мурманск, по названию города и названа наша область). В своем предположении вы были правы.
- Обратите внимание на расположение нашего города Заозерска (на берегу Мотовского залива Баренцева моря).
- В Мурманской области расположены такие города, как: Апатиты, Оленегорск, Полярный, Видяево, Заполярный и другие.
- Итак, что обозначают точки на карте (местоположение городов).
- Я показываю на карте местоположение городов, а вы считаете, сколько городов я назвала. (6)
- Молодцы, правильно. Именно это последнее число, с которым мы познакомились.
- Сегодня мы продолжим работу по закреплению знаний о составе чисел от 2
до 6, будем решать примеры, путешествуя по НАШЕМУ городу.
IV. Закрепление пройденного.
1. Решение примеров:
- Для этого давайте посчитаем, сколько школ в нашем городе и назовем их.(6)(три общеобразовательные школы, музыкальная, спортивная, вечерняя школы)
- Как записать это, составив равенство? (3 + 1 + 1 + 1 = 6) магнитные карточки на доске.
- А как по – другому можно получить число 6? (повторить состав числа 6)
- Как называются компоненты при сложении? (слагаемое, слагаемое, сумма).
- Применим свои знания.
- Положите перед собой листы-помощники. Мы будем работать на голубом поле.[Приложение 1]
- Надо подчеркнуть примеры на сложение и решить только их.
4 + 2 = | 2 + 4 = | 6 – 2 = |
3 + 3 = | 6 – 3 = | 6 – 4 = |
1 + 5 = | 6 – 1 = |
- Сколько примеров подчеркнули и решили? (4)
- Проверьте друг друга, поменяйтесь листочками с соседом и проверьте правильность выполнения задания, сверив с доской.
Примеры с правильными ответами написаны на доске.
Физминутка:
- Кто решил без ошибок – встали и похлопали.
- Кто допустил ошибки – встали и потопали.
Итог – Я очень надеюсь, что в дальнейшем вы будете внимательны, и в классе будут раздаваться только аплодисменты.
2. Неравенства.
- Продолжим наше путешествие по городу.
- Посмотрев список учащихся нашего класса, я сделала очень интересный вывод: ребята живут на ШЕСТИ улицах и переулках города:
ФОТОГРАФИИ НАШИХ УЛИЦ И ПЕРЕУЛКОВ: [Приложение 2, слайд 2]
Ленинского комсомола – 5 человек;
Строительная – 5 человек;
Чумаченко – 3 человека.
Мира – 4 человека;
Молодежный – 5 человек;
Гранитный – 3 человека;
- А теперь составим равенства и неравенства, сравнив количество учащихся, проживающих на улицах и переулках города:
Ленинского комсомола и Молодежный
Гранитный и Строительная
Молодежный и Мира
Строительная и Чумаченко
5 = 5 | 5 > 4 | магнитные карточки на доске |
3 < 5 | 5 > 3 |
- Молодцы! Вы справились с этой работой.
3. Памятники города.
- Продолжаем путешествие по нашему городу. Познакомим наших гостей с памятниками. Нам надо быстро пробежать по городу, посчитать сколько памятников, шагом провести экскурсию для гостей, показывая им достопримечательности.
Физминутка (шагать, бежать, показать рукой)
- Кто знает, сколько памятников в нашем городе? (5).
- Кому поставлены эти памятники? (военным, строителям, воинам, погибшим на войне)
Итог подводит учитель, сопровождая рассказ показом СЛАЙДОВ. [Приложение 2, слайд 3]
Один памятник - строителям города;
Три памятника – воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны;
Один памятник - подводникам, погибшим в мирное время, АПЛ “Комсомолец”
- Найдите у себя на листе – помощнике задание, связанное с числом 5.
- Работаем на розовом поле. [Приложение 1]. Решить пример-цепочку.
- Какой ответ у вас получился.
- Что интересного о нашем городе, связанного с числом 5, вы узнали? (5 памятников).
- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали на уроке, были внимательны, узнали много нового.
V. Итог урока.
- Мы сегодня путешествовали по улицам нашего города Заозерска.
- А как отмечены города на географических картах? (точками).
- Какие еще изображения можно увидеть на картах? (области и границы)
СЛАЙД (карта с административным делением) [Приложение 2, слайд 4]
- С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? (область, граница).
- Как изображается граница? (замкнутой линией)
- Что такое область? (территория, ограниченная замкнутой линией)
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Спасибо большое за работу. Я очень надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, вам пригодятся в жизни. Кто-то станет картографом, градостроителем? путешественником и вспомнит наш урок.
- Урок закончен.